Политика. 1 марта 2017, 18:50
Круглый стол "Выборы-2017", приуроченный к Дню политического консультанта. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров
День политконсультанта

Приморские политики и политконсультанты встретились во Владивостоке лицом к лицу

Участники круглого стола обсудили предстоящие выборы и потребность друг в друге

1 марта 2017, PrimaMedia. Предстоящие выборные кампании и состояние регионального рынка политконсалтинга и консультирования обсудили участники круглого стола "Выборы 2017: состояние рынка, технологии, новые лица и перспективы", приуроченного ко Дню политического консультанта (ДПК), который прошел на базе ВГУЭС во Владивостоке во вторник, 28 февраля. Политики, политконсультанты, политтехнологи и иные участники политического и околополитического сообщества Приморья поделились соображениями о политической ситуации в крае, актуальных тенденциях выборных кампаний, а также порассуждали о востребованности политической консультации в современной политике. Информационный холдинг PrimaMedia выступил региональным партнером проведения Международного дня политического консультанта в семи субъектах РФ: Приморье, Еврейской автономной области, Якутии, Иркутской области, Хабаровском крае, Магаданской области, на Сахалине.

Открывая дискуссию, модератор круглого стола, политический обозреватель ИА PrimaMedia Ольга Кишаковская напомнила участникам, что обсуждение приурочено к Дню политического консультанта — профессионального праздника, который околополитическое сообщество страны отмечает уже в 17 раз.

Модератор круглого стола, политический обозреватель ИА PrimaMedia Ольга Кишаковская

Модератор круглого стола, политический обозреватель ИА PrimaMedia Ольга Кишаковская. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

— Впервые День политконсультанта отмечается так широко. Неформальный праздник, ранее ежегодно отмечавшийся в Москве, Петербурге, Киеве и других городах, в этому году пришел и на Дальний Восток, — сказала Ольга Кишаковская, предложив экспертам дать оценку состоянию рынка политического консалтинга в Приморье.

Политолог, профессор ДВФУ Сергей Песцов выразил мнение, что устойчивого рынка политконсалтинга нет не только в Приморье, но и во всей стране. И если в Приморье он просто не успел как следует сформироваться, то в целом по стране профессия деградировала по ряду объективных причин.

Политолог Сергей Песцов

Политолог Сергей Песцов. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

Серьезным препятствием для развития рынка политконсалтинга в России стало снижение политической конкуренции на всех уровнях, а также серьезные изменения в избирательном законодательстве, наиболее болезненным из которых стало введение единого дня голосования.

— Введение единого дня голосования сильно ударило по рынку, так как лишило политконсультантов возможности заниматься своей профессиональной деятельностью на постоянной основе, — считает Сергей Песцов.

Вина за деградацию профессии отчасти лежит и на самих участниках рынка, добавил эксперт.

— В 90-е годы, когда демократия в России только зарождалась, консультанты почувствовали себя этакими "демиургами политики", стали выступать в прессе, давать откровенные интервью. Это вызвало справедливое возмущение как политиков, так и населения, а отношение к самой профессии в общественном сознании стало негативным, каким и остается по сей день. Из-за этого роль политконсультантов в политических процессах существенным образом снизилась, — сказал политолог.

Участники круглого стола

Участники круглого стола. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

Еще один фактор упадка профессии кроется в падении качества политического образования, что стало следствием падения интереса к политконсалтингу, отметил он.

— Все взаимосвязано. Снижение востребованности рынка в специальностях, связанных с политконсалтингом, привело к потере популярности профессии среди молодых людей и общим снижением качества кадров, — отметил Сергей Песцов.

Политолог отметил, что в данный момент на рынке есть два основных типа политконсультантов: торговцы административным ресурсом (берут много и, как правило, гарантируют результат) и авантюристы (дешевле, но результат не гарантируют). Деятельность последних, по мнению Песцова, также усиливает негативное отношение к политической консультации.

Политтехнолог Виталий Горичев не согласился с тезисом Песцова по проблеме постоянной занятости политконсультантов.

— Функция политконсультанта заложена в самом названии профессии. Консультировать политиков можно не только в рамках предвыборных кампаний, но и в их повседневной деятельности. Для того, чтобы какому-нибудь депутату через четыре года не приходилось ломать голову, как обмануть избирателя и переизбраться, нужно все четыре года плодотворно, а, главное, грамотно работать. Как работать в политике грамотно, и должен подсказывать политконсультант. А это гарантирует его постоянную занятость, — считает политтехнолог.

Политтехнолог Виталий Горичев

Политтехнолог Виталий Горичев. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

По его мнению, главная проблема рынка состоит в том, что последние выборные кампании стали соревнованиями административных ресурсов, а не политических технологий и креативных решений, как это было в 90-е и "нулевых".

— Это действительно обесценило профессию, — считает эксперт.

Как и деятельность шарлатанов, выдающих себя за политконсультантов, добавил Горичев.

К положительным моментам он отнес реакцию профсообщества на таких "деятелей".

— Есть Российская ассоциация политических консультантов и Комитет по политтехнологиям РАСО, который возглавляет Евгений Минченко. Это крупнейшее профсообщество, в котором сейчас активно обсуждается идея профстандарта политического консультанта, выработка кодекса этики и т.д. Эти меры способствуют восстановлению престижа профессии, — уверен Виталий Горичев.

По мнению политтехнолога Евгения Хохолькова, серьезным вызовом для профессии политконсультанта стал подрыв доверия к институтам демократии.

— Если в 90-е, чтобы победить в той или иной кампании, нужно было привлечь профессионала очень высокого уровня, то сейчас, когда сам институт демократии значительно изменился, а на смену электоральным методам пришли неэлекторальные, политическое консультирование оказалось под большим вопросом. Новые методы существенно подорвали доверие к выборам. Когда избиратели видят, что голосование сопровождается подкупом, подвозами, наливанием стаканов на участках, у них естественным образом возникает недоверие к выборам как к демократическому процессу. Следовательно падает явка и борьба за избирателя, для которой и востребовано политическое консультирование, становится все менее актуальной, — сказал Хохольков.

Политтехнолог Евгений Хохольков

Политтехнолог Евгений Хохольков. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

Гендиректор ГК DNS Дмитрий Алексеев поставил под сомнение целесообразность самой профессии политконсультанта.

— Мне как бизнесмену попадаются разного рода бизнес-консультанты, я им задаю вопрос: чему вы меня можете научить, а, если можете, почему я занимаюсь бизнесом, а вы нет? В связи с этим возникает другой вопрос: почему все представляют кандидата как какого-то имбицила, которого нужно взять за ручку и привести в политику. Если так, то зачем он тогда вообще там нужен?, — поставил вопрос предприниматель.

Дмитрий Алексеев

Дмитрий Алексеев. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

С ним отчасти согласился, пожалуй, самый опытный политик Приморского края, депутат всех созывов краевого парламента, в том числе, действующего, президент ВГУЭС Геннадий Лазарев.

— Действительно, в основе должен лежать уровень подготовленности, харизма, авторитет самого кандидата. Но и политконсультанты нужны. Они должны помогать политику, но все решения должен принимать он сам. Ведь задача кандидата не только попасть в политику, но и удержаться в ней. Можно избраться, но уже со следующего дня нужно начинать готовиться к следующим выборам. Нельзя расслабляться и почивать на лаврах, — считает Геннадий Лазарев.

Политик отметил, что квалифицированный и зарекомендовавший себя политконсультант всегда будет востребован. И не только на выборах.

— Вся наша жизнь – сплошная политика, и люди, которые ей профессионально занимаются, всегда будут востребованы,

— заключил Геннадий Лазарев.

Геннадий Лазарев

Геннадий Лазарев. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

Его поддержал Виталий Горичев.

— Задача политика – не избраться, а выполнять полномочия, ради которых он избирался. А политконсультанты – это люди, которые хорошо разбираются в нюансах политики, в актуальных трендах, они в курсе всех изменений законодательства. Их главная задача — давать правильные советы политику по всем аспектам его деятельности, — отметил эксперт.

Депутат Законодательного собрания Приморья Юрий Корсаков поделился своим опытом взаимодействия с политическими консультантами.

— За последние четыре года я избирался три раза. И каждая следующая кампания была сложнее предыдущей. Политик должен быть узнаваемым, а для того, чтобы таким быть, ему нужно выходить в люди. И в этом аспекте очень многое зависит от грамотного политконсалтинга. Ведь когда люди приходят на выборы, они не знают, кого им выбрать, не знают, почему за того или иного кандидата нужно голосовать. Скажу по своему опыту, а я имею такой опыт, что политтехнологи очень помогают на выборах: как тебя подать, какой образ выбрать, даже как тебя правильно сфотографировать. И это реально работает. Но, конечно, после выборов нужно плотно работать на округе, оправдывать доверие людей. Без этого сегодня не изберешься, — заявил депутат ЗС ПК.

Юрий Корсаков

Юрий Корсаков. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

Он добавил, что не согласен с низкой востребованностью политических консультантов.

— Лично у меня голод на профессионалов в этой области, но тут двойственная ситуация. Когда начинаешь искать такого специалиста, выходит или слишком дорого, или уровень не тот, который нужен, — добавил Корсаков.

Заявление депутата о "голоде на политконсультантов" внесло оживление в ряды присутствующих практиков.

Экс-председатель избиркома Владивостока, а ныне директор по развитию юридической компании "Берестенко и партнёры" Михаил Берестенко в шутку предложил присутствующим политконсультантам "оперативно создать совместную компанию и брать депутатов на аутсорсинг".

Михаил Берестенко

Михаил Берестенко. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

На такой ноте и закончили обсуждение этой темы, перейдя к главной — выборам-2017. О подробностях этого обсуждения читайте в нашем следующем материале.

Обсуждение в рамках круглого стола

Обсуждение в рамках круглого стола. Фото: ИА PrimaMedia, Александр Хитров

Цель Дня политического консультанта – укрепление связей между членами околополитического сообщества и всеми участниками политических процессов – политиками, государственными деятелями, бизнесменами, специалистами и представителями СМИ.

В конце 1990-х – начале 2000-х рынок политических консультантов в России формировался стихийно. Не было ни принципов, ни правил, которые бы могли его регулировать. Стать специалистом в этой сфере было практически невозможно, потому что ни один вуз этой профессии не учил. Сами политконсультанты, пиарщики и рекламщики очень мало общались друг с другом. И именно тогда у команды консалтинговой группы "Имидж-контакт" возникла идея создать праздник, который смог не только их объединить, но и стать единственной на то время площадкой для обмена профессиональным опытом.

Сегодня День политического консультанта – это уникальное международное событие и, пожалуй, главная интеллектуальная тусовка политических консультантов и пиарщиков не только в России, но и за рубежом.

Федеральные партнеры: консалтинговая группа "Имидж-контакт", Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Российская ассоциация политических консультантов (РАПК), Форум специалистов политических профессий, Ассоциация выпускников Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ, Лондонская школа PR в Москве, Ассоциация политических юристов России, Ассоциация электронной электоральной политики.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

PrimaMedia объединит околополитическое сообщество Дальнего Востока

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia