Фестиваль шансона, новогодние ярмарки и выставки: программа выходных во Владивостоке
09:25
Во Владивостоке планируют на треть повысить тариф по содержанию жилья в хрущевках
19:47
Любовь к моркови: какие оранжевые фрукты и овощи выбирают россияне
19:34
Впервые с 2008 года - цена на популярный продукт бьет рекорды на мировом рынке
19:11
Пожар на автостоянке во Владивостоке уничтожил хозпостройку и повредил автомобили
18:39
Это нужно знать до зачатия: психолог раскрыла неочевидные причины слабого развития у детей
18:39
"Сны в красном тереме": с чего начиналось высшее образование на Дальнем Востоке?
18:33
Тайна Овнов, уют Тельцов и талант Раков: подробный гороскоп на 30 ноября
18:30
За незаконный оборот корней дикорастущего женьшеня жителю Приморья грозит реальный срок
18:26
Кремль по-новому будет оценивать эффективность губернаторов
18:25
Царский престол Фортуны: таро-расклад на Королевах по всем мастям - призыв кармы
18:00
Вслед за асфальтом на Патрокл во Владивостоке пришло благоустройство
17:51
В Приморье восстановили паромное сообщение с островом Путятина
17:49
Система пылеподавления в Малом порту переведена на зимний режим
17:45
Сотрудники ВМТП собрали 3 тонны макулатуры на "БумБатле"
17:38
Современные интерактивные зоны обустроили в школе №18 Владивостока
17:34

Четыре моТОРа экономики Приморья: логистика и сельское хозяйство, судостроение и химия

30 марта 2015 года вступил в силу закон о ТОРах – что сделано в Приморье за два года
Приморье ожидает большой экономический скачок ИА PrimaMedia
Приморье ожидает большой экономический скачок
Фото: ИА PrimaMedia

Два года прошло с момента вступления в силу федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Дата не круглая, но, тем не менее, позволяющая подвести первые итоги, что и делает ИА PrimaMedia в своем экономическом обзоре.

Инициатива президента, инициативы регионов

Впервые предложение о создании на Дальнем Востоке и в Сибири сети специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт, прозвучало в ходе оглашения Послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ 12 декабря 2013 года.

Президент РФ Владимир Путин

Президент РФ Владимир Путин. Фото: официальный сайт президента РФ

Спустя год 29 декабря 2014 года — был подписан Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", который вступил в силу 30 марта 2015 года.

Как отметил в свое время губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, идея создания ТОРов не нова, это не собственно российское изобретение. При создании ТОРов учитывался мировой опыт, прежде всего ближайших соседей — Китая, Японии, Кореи. С той разницей, что лучшие мировые практики необходимо применять с учетом российских особенностей.

— Этот закон, в отличие от многих остальных проектов, осуществляемых на Дальнем Востоке, очень широко обсуждался в кругу предпринимателей, ученых, общественности как в Приморском крае, так и на всем Дальнем Востоке, — отмечает известный приморский экономист руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Александр Латкин. – Как мне кажется, это является хорошим примером того, как надо принимать такие важные для региона законопроекты.

Полноценный правовой каркас

Уполномоченным органом по созданию ТОРов, согласно закону, стало Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Работа велась по трем направлениям: полевая, маркетинговая и законопроектная. В результате из 400 осмотренных площадок для дальнейшей работы было отобрано 14.

Главным критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, а также проработанность инфраструктурного обеспечения. В результате якорными инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании. Был также подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Помимо этого, была сформирована база из 4,4 тысячи крупных компаний-производителей — потенциальных инвесторов территорий опережающего развития.

По мнению председателя Приморского регионального отделения "Деловой России", эксперта ОНФ Алексея Тимченко, территории опережающего развития являются принципиально новым правовым и экономическим режимом хозяйствования на Дальнем Востоке России, создавшим принципиально новые условия экономической деятельности на уровне региона и помогающим привлекать инвестиции, как российские, так и зарубежные.

— При этом сама система основана на создании льготного режима для работы субъектов экономической деятельности, которые будут создавать товары и услуги в рамках ТОРов. На сегодняшний день система еще не заработала в полную силу, однако главное уже сделано — создан полноценный правовой каркас, появились первые резиденты территорий опережающего развития, совершенствуются механизмы работы таких территорий, — отметил Алексей Тимченко.

Первая ласточка

Первые три ТОРа были отобраны Правительственной подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе под председательством вице-премьера – полпреда Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева 12 февраля 2015 года на территории Приморского и Хабаровского краев.

25 июня 2015 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию. Согласно документу, первой территорией опережающего развития в Приморье стала ТОР "Надеждинская", расположенная на земельных участков общей площадью 806 га в Надеждинском муниципальном районе. Специализацией ТОРа стали транспорт и логистика, легкая и пищевая промышленность, сборочные производства и переработка минерального сырья.

Приморье должно стать крупнейшим транспортно-логистическим хабом

Приморье должно стать крупнейшим транспортно-логистическим хабом. Фото: ИА PrimaMedia

Тремя якорными резидентами ТОР "Надеждинская" стали транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод и предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов. Общий объем частных инвестиций составил 6,7 млрд рублей. Бюджетные инвестиции на строительство инфраструктуры на первом этапе запланированы в размере 3,9 млрд рублей. Реализация второго и третьего этапов до 2021 года предусматривает привлечение еще 30 млрд рублей.

На первоначальном этапе планируется создание 1,63 тысячи рабочих мест, в перспективе – 7 тысяч рабочих мест.

По оценке Корпорации развития Дальнего Востока, главным преимуществом ТОР стало ее уникальное географическое положение. ТОР "Надеждинская" находится вблизи двух крупнейших Дальневосточных портов и погранпереходов в КНР и КНДР, на пересечении нескольких транспортных маршрутов: трассы Владивосток-Хабаровск, Транссибирской магистрали и международного транспортного коридора "Приморье–1", который идет в Китай.

Выгодное местоположение обуславливает наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, а также позволяет делать ставку на развитие целого ряда приоритетных направлений.

Первым резидентом ТОР "Надеждинская" стал "Приморский завод "Европласт", специализирующийся на выпуске ПЭТ-преформ и готовых ПЭТ-бутылок и укупорочных колпачков для них.

Агропром XXI века

29 апреля 2015 года Правительственная подкомиссия по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе под председательством вице-премьера — полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева утвердила еще шесть дальневосточных ТОРов (в Чукотском автономном округе, в Республике Саха-Якутия, в Камчатской и Амурской областях и в Приморском крае).

Таким образом, второй территорией опережающего развития в Приморье стал ТОР "Михайловский". Он был создан постановлением Правительства РФ 21 августа 2015 года как сельскохозяйственный кластер, действующий на территории Михайловского, Спасского и Черниговского районов. Специализация ТОРа — размещение крупных сельскохозяйственных производств и центров глубокой переработки и логистики сельхозпродукции.

Как отмечает Корпорации развития Дальнего Востока, ТОР "Михайловский" расположен в плодородных сельскохозяйственных районах Приморья, славящихся благоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями. Важными конкурентными преимуществами ТОРа являются наличие сырьевой базы для переработки и производства сельхозпродукции, высококвалифицированные кадры, близость к транспортной инфраструктуре и рынкам сбыта.

В рамках ТОР создаются объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, газоснабжения, коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и регионального бюджетов. Объем первоначальных частных инвестиций в территорию опережающего развития составил 39,03 млрд рублей при бюджетных вложениях объемом 4,44 млрд рублей.

Первым якорным резидентом ТОР "Михайловский" 30ноября 2015 стал ООО "Мерси Трейд", запустивший на территории Спасского муниципального района новый свиноводческий комплекс на 83 тысячи голов в год.

Основной проект компании "Мерси трейд", рассчитанный до 2018 года, предполагает работу семи свинокомплексов производительностью до 540 тысяч голов в год. Выход на проектную мощность позволит поставлять в магазины и мясоперерабатывающие предприятия Приморья порядка 65 тонн свинины в неделю.

Свиноводство развивается в Приморье

Свиноводство развивается в Приморье. Фото: ИА PrimaMedia

В программу также входят предприятия по глубокой переработке мяса, новый элеватор для хранения зерна и комбикормовый завод. Полная стоимость проекта оценивается в 20,3 миллиарда рублей. Всего будет создано около 1,2 тысячи новых рабочих мест.

Еще один якорный резидент ТОР "Михайловский" – компания "Русагро" — выращивает в Приморье сою и кукурузу, запустила масложировой комбинат. Также компания уже начала реализовывать масштабный животноводческий проект – строительство свинокомплексов стоимостью 20 млрд рублей.

Инвестировать 9,1 млрд рублей в проект по производству молока, говядины и свинины намерено ООО "Дальневосточная сельскохозяйственная компания", также ставшее резидентом ТОР "Михайловский".

Согласно проекту компании, в общей сложности на двух молочных фермах на 2,4 тысячи голов и свиноводческом комплексе мощностью 108 тысяч голов в год будет работать более 550 человек. За 10 лет налоговые отчисления резидента составят около 2,5 млрд рублей. Строительство комплекса планируется завершить в 2018 году.

Почти 370 млн рублей инвестирует в экономику Приморского края" ООО "Черниговский Агрохолдинг" (входит в группу компаний "Агротек"), ставшее резидентом ТОР "Михайловский" в мае 2016 года.

В настоящее время эксперты рассматривают возможность включения в данную территорию опережающего развития предприятий Хорольского и Ханкайского муниципальных районов. Так, в Ханкайском районе планируется строительство молочно-товарного комплекса компании "ГринАгро" на 1,8 тысяч голов дойного стада.

Большому Камню — большое плавание

1 февраля 2016 года получил официальный статус третья территория опережающего развития в Приморье – ТОР "Большой Камень".

По оценке Корпорации развития Дальнего Востока, важными преимуществами этого ТОРа являются развитая инженерная и социальная инфраструктура, наличие высококвалифицированных кадров, производственный кластер. Немаловажно и то, что ТОР находится в 100 км от Владивостока, вблизи крупных транспортных узлов международного транспортного коридора "Приморье 1" и Транссибирской магистрали.

Все это делает ТОР отличной базой для решения оборонных и социально-экономических задач, удобной площадкой для реализации инвестиционных проектов по целому ряду направлений, включая судостроение, логистику, рыбопереработку и многое другое.

ТОР "Большой Камень" является самым крупным на Дальнем Востоке по объему инвестиций и количеству создаваемых рабочих мест. Его якорным резидентом стал судостроительный комплекс "Звезда". Соответственно, специализацией ТОРа является судостроение.

Завод "Звезда" в Большом Камне

Завод "Звезда" в Большом Камне. Фото: ИА PrimaMedia

Общая сумма инвестиций резидентов ТОР "Большой Камень" (ООО "ССК "Звезда", АО "Корпорация развития жилищного строительства" и др.) составит более 145 млрд рублей в проект по созданию верфи крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тысяч тонн стали в год. Новая верфь будет строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России по причине существующих ограничений спусковых и гидротехнических сооружений.

В октябре 2016 года правительство РФ приняло решение о расширении ТОР "Большой Камень" путем включения в него пяти земельных участков, расположенных на территории городского округа Большой Камень.

На этих участках планируется реализовать инвестиционные проекты по строительству логистических центров для хранения и транспортировки рыбопродукции, а также построить 86 жилых домов для сотрудников судостроительного комплекса "Звезда".

По оценкам правительства, реализация проектов позволит привлечь более 3 млрд рублей частных инвестиций и создать около 500 рабочих мест.

Нефтепереработка – новая отрасль в Приморье

И, наконец, четвертой территорией опережающего развития в Приморье стал ТОР "Нефтехимический", постановление о создании которого было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым совсем недавно – 7 марта 2017 года.

Создаваться этот ТОР будет в рамках инвестиционного проекта Восточного нефтехимического комплекса, реализуемого АО "Восточная нефтехимическая компания" (ВНКХ), входящего в структуру Роснефти.

По оценке Минвостокразвития России, создание ТОР "Нефтехимический" обеспечит привлечение более 540 млрд рублей частных инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано не менее 3,5 тысяч рабочих мест. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней до 2025 года составят более 111,7 млрд рублей.

В рамках реализации ТОР "Нефтехимический" планируется обеспечить жильем специалистов, которые будут трудиться на таком крупном производстве.

По мнению губернатора Приморского края Владимира Миклушевского сегодня на Дальнем Востоке созданы беспрецедентные механизмы поддержки бизнеса. Новая территория опережающего развития даст мощный импульс для развития нефтехимического кластера в регионе.

"Край сможет обеспечить свои растущие потребности в высококачественном топливе, а также помогать в этом своим соседям-дальневосточникам. Кроме того, реализация этого проекта, на мой взгляд, это важный шаг для перехода от экспорта сырья к поставке на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона товаров с высокой добавленной стоимостью. По оценкам экспертов, за 10 лет региональный продукт только от реализации этих проектов вырастет в 2,5 раза", – сказал губернатор.

Проект Роснефти будет реализован в Приморье

Проект Роснефти будет реализован в Приморье. Фото: ИА PrimaMedia

Реализация проекта ТОР "Нефтехимический" также имеет большое значение для населения Партизанского муниципального района, на территории которого будет создаваться современный нефтехимический комплекс, отметил депутат Законодательного собрания Приморского края Александр Лось, избиравшийся в региональный парламент по округу №20 (Партизанский городской округ, часть Партизанского муниципального района, часть Находкинского городского округа).

— Для Партизанского района это достаточно серьезный шаг. Это 3,5 тысячи рабочих мест. Я думаю, что это будет полезно и для Партизанского городского округа, и для Партизанского муниципального района, — прокомментировал Александр Лось. — Я надеюсь, что Роснефть вложит свою лепту в инфраструктуру и социальную сферу территории. Что касается населения муниципального района, то оно воспринимает создание ТОР "Нефтехимический" нормально. Естественное беспокойство вызывают вопросы экологии. Но я думаю, что современные методы работы ВНХК позволят обеспечить экологическую безопасность как самого производства, так и находящейся рядом территории.

Что дальше?

По мнению руководителя регионального отделения "Деловой России" в Приморье Алексея Тимченко, сегодня необходимо продолжать важную работу — создавать инфраструктуру ТОРов, прежде всего оборудованные площадки, инженерные сети, автодороги, решать вопросы доступности подключения к инженерной инфраструктуре и системам электроснабжения и так далее.

— На сегодняшний день бизнес региона через "Деловую Россию" ведет успешный диалог с властями различных уровней по поводу работы в рамках ТОРов, в частности это делается в рамках ежегодной встречи с губернатором края, которую организует "Деловая Россия", проблемы учитываются и решаются. Например, в последнее время активно ведется строительство автодорог и логистической инфраструктуры в рамках ряда таких территорий, в частности, в муниципальных образованиях вблизи Владивостока. Полагаю, что одной из следующих важных "вех" станет Восточный экономический форум этого года, где, в том числе, будут обсуждаться вопросы расширения возможностей ТОРов. Мы уверены, что потенциал таких форм работы еще только начал использоваться, — сказал эксперт.

Сегодня государству необходимо ускорить выполнение своих обязательств по созданию необходимой инфраструктуры вокруг ТОРов. Без дорог и коммунальной инфраструктуры развивать деятельность резидентов ТОРов невероятно трудно, отметил и доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.

— Тем не менее, если говорить о приморских ТОРах, нужно отметить, что положительное движения имеется и в ТОР "Надеждинская", и в ТОР "Михайловский", и в ТОР "Большой Камень". Есть резиденты, уже вставшие на ноги, есть стартующие предприятия. Остается ожидать новых положительных итогов: появления новых рабочих мест, достойной заработной платы у работников предприятий. Но для этого, конечно, нужно будет крепко поработать, — сказал экономист.

В то же время эксперт заметил, что результат от реализации проекта ТОРов может быть мгновенным. На самом деле процесс этот не такой скоротечный, как нам кажется. В том числе это связано с тем, что любое предприятие, создаваемое в России, с учетом сложности сегодняшней экономической ситуации имеет срок окупаемости семь-девять, а то и 10-12 лет.

— Сегодня Дальний Восток является регионом с очень низким уровнем емкости потребительского рынка (население сокращается, покупательная способность населения падает, средняя заработная плата невысокая), — напомнил Александр Латкин. — Поэтому нужно хорошо подумать о том, чтобы продукция ТОРов была востребованной в регионе и имела выход на другие рынки.

Материал подготовлен в рамках проекта "Инвестируем в Приморье" на сайте ИА PrimaMedia. Цель проекта – раскрытие инвестиционного потенциала Приморского края как региона, на территории которого успешно действуют разнообразные льготные режимы и программы поддержки бизнеса.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

ТОР "Нефтехимический" официально появился в Приморье

Востребованность Свободного порта Владивосток превзошла все наши ожидания — Юрий Трутнев

65188
43
7