Популярная игра "Правда или действие" перекочевала на простые жвачки и приобрела совсем небезопасный оттенок: покупателям (среди которых много детей) во Владивостоке и Артеме буквально бросают вызов совершить некое действие, которое не укладывается в рамки стандартного поведения. Более того, часть заданий напрямую связана с риском для жизни и призывом задуматься о смерти. ИА PrimaMedia поговорило с экспертами и теми, кому "повезло" купить такую жвачку.
Сперва сообщения в соцсетях с фотографиями жвачки, которая берет покупателя на "слабо", заставляя рисковать жизнью или думать о смерти, приморцы воспринимали как очередной вброс, ничем не подтверждающийся в реальности. Однако сейчас ясно, что это не чья-то шутка или фоторедактирование. В самых разных магазинах края — от сетевых до локальных — продают такую жвачку. К примеру, покупателям предлагают сделать фото на самой высокой точке города, напроситься в гости к таксисту, поразмышлять о том, как бы ты провел последние 24 часа жизни или вообще как долго хочется жить.
Жительница Артема Ольга рассказала, что такая жвачка попалась в магазине ее 12-летнему сыну:
— Сын купил эту жвачку в магазине в районе Артем ГРЭС, это было две недели назад. Он угостил меня. А когда фотографии жвачки этой марки начали выкладывать в различные группы, я решила проверить, с чем нам досталась жвачка.
Сыну попалось задание залезть на какую-нибудь высокую точку и сфотографироваться. Потом в его Instagram я нашла селфи на крыше. Он выполнил задание.
Другая жительница Артема ради интереса купила несколько пачек жвачки и тоже нашла упаковки с неоднозначными призывами.
— Когда началась шумиха вокруг жвачки, мне стало интересно. Я купила сразу несколько пачек. Да, по большей части задания безобидные. Но, если честно, из детей просто хотят сделать дураков: "ходить весь день, повернувшись на 60°", "подойти к прохожему и назвать самый личный секрет". Но в одной упаковке попалось задание ответить на вопрос "Что бы ты сделала в последние 24 часа жизни?". А есть задание сделать селфи вверх тормашками. Пытаясь его выполнить, ребенок может получить травму, — делится Любовь.
Покупки обе женщины совершали в небольших локальных магазинах, однако опасные жвачки можно найти и в крупных сетевых. Так, супермаркеты "Фреш 25" временно изъяли данный товар из продажи.
— О том, что на упаковке жвачки содержится потенциально опасная для детей информация, нам также стало известно из соцсетей. На данный момент мы снимаем ее с продажи, хотя при тестовом вскрытии нескольких упаковок мы ничего противозаконного в заданиях не нашли. И все же до окончательного выяснения всех обстоятельств и до получения объяснений со стороны производителя жевательная резинка с реализации снята, — заявил представитель сети супермаркетов.
Руководитель общественного проекта "Детство в радости без опасности", специалист в сфере новых медиа Майя Шалунова считает, что использование призывов к опасным для жизни и здоровья действиям в упаковке жвачки говорит о безответственности маркетологов, которые пытались привлечь внимание подростковой аудитории, манипулируя тягой детей к играм.
— Случайным ли образом так совпало, что рекламная акция "Правда или действие" была запущена параллельно с процессом развития суицидального интернет-движения в странах постсоветского пространства и в первую очередь в России? Или маркетологи компании, выпускающей жевательную резинку, намеренно использовали увлеченность подростков опасной тематикой, чтобы раскрутить свой продукт? Выявить причинно-следственную связь в данной ситуации должны правоохранительные органы. Однако, оставить произошедшее без последствий было бы проявлением равнодушия к тому, что подобные случаи могут повторить другие организации и в других форматах, — считает Шалунова.
Вместе с тем специалист отмечает как важное, что родители в ряде регионов России не остались безучастными к данной теме, проявили бдительность и обратились с жалобами.
— Благодаря этой активности руководство компании, выпустившей скандальную продукцию, было вынуждено снять жевательную резинку с продажи и прекратить ее рекламную акцию. Ситуация с провокационными вкладышами в упаковках жевательных резинок, как и наделавшая немало шума фотография с изображением суицидальных символов на стене школьной раздевалки — это сигнал всему обществу. Сигнал о том, что происходящее в Интернете сегодня может ощутимо войти в нашу жизнь уже завтра. Сигнал о том, что коммуникации с подростковой аудиторией необходимо выстраивать на одном с ней языке и в привычном для нее формате. Сигнал о том, что активная гражданская позиция родителей способна поставить интересы детей выше коммерческих интересов даже международной компании, — подытоживает Майя Шалунова.
Поскольку в соцсетях приморцы советуют друг другу с информацией о жвачках обращатсья в прокуратуру или Роспотребнадзор, PrimaMedia решило выяснить, куда нужно звонить в первую очередь.
— В случае, если вам попадется жвачка с упаковкой такого содержания, прежде всего, нужно обратиться в полицию. Полиция приедет, проверит, если будет необходимость – изымет упаковку. Также по необходимости к расследованию будут подключены другие службы. На настоящий момент к нам заявлений от граждан о подобных жвачках не поступало, — ответила начальник пресс-службы УМВД РФ по Владивостоку Наталья Фурманчук.