Доцент кафедры международных отношений ДВФУ, кандидат политологических наук Леонид Козлов 14 март прочитал лекцию на тему "Как сделать исследование от А до Я", где рассказал, как правильно писать научную работу, какие использовать источники, каким из них можно доверять, и о том, что такое методология исследования. Встреча прошла в кампусе федерального университета на острове Русском. ИА PrimaMedia и ДВФУ в рамках совместного проекта "Открытые знания" предлагают вниманию читателей отчет о лекции.
Наука подвергает сомнению...
— Научные исследования не являются истиной в последней инстанции, — говорит Леонид Козлов. — Весь научный метод в философском смысле построен на постоянном сомнении. Поэтому если вам встречаются утверждения, которые приводятся как истина в последней инстанции, это не наука. Это, может быть, в лучшем случае вузовский или школьный учебник, а в худшем — пропаганда. Например, утверждение о том, что человек произошел от обезьяны. Если это положение сегодня встречается почти во всех соответствующих учебниках, это просто показатель того, что данная точка зрения является наиболее популярной в современной науке. И наука вполне допускает, что эта точка зрения может быть опровергнута, или приведена другая. Есть много тезисов, которые 90% людей воспринимают на веру, но только профессионалы знают, насколько они могут быть спорны.
Наука – это всего лишь один из способов познания окружающего мира.
Так же среди таких способов Козлов выделил бытовой, религиозный, герменевтический, философский и художественный. И причина по которой научный способ превалирует над другими в познании мира заключается в том, что он дает опыту человечества наиболее проверяемые результаты, которые можно повторить, воспроизвести, или опровергнуть при поступлении новых данных. Это определенный путь исследования бытия, для которого, как говорит Леонид Козлов, в первую очередь, нужны источники.
— Основной способ, которым наука исследует окружающий мир — это наблюдение, но только не в международных отношениях, — говорит лектор. — Физика, биология, астрономия используют наблюдение как основной способ. Из наблюдения вытекает много вариаций: эксперименты, моделирование и т. д. Однако, в теории международных отношений основной способ – схоластический, то есть собственная точка зрения доказывается через отсылку к точке зрения более авторитетного автора. Но это всего лишь схоластика, не более того. В общем, этого нужно избегать. Если вы претендуете на научность, то вам нужно заниматься или наблюдением, или экспериментом.
Проблема описательного языка
Написание научной статьи — это описание результатов проведенного научного исследования. Леонид Козлов уверен в том, что даже если вы плохо владеете языком, на котором собираетесь обратиться к окружающему миру, но ваше исследование дает уникальные результаты, о которых раньше никто не знал, его обязательно опубликуют.
— Проблема языка не очень важна, особенно последние лет 15. Наблюдая за международными университетами, я вижу, как сильно упрощается английский язык. Владение английской грамматикой перестало быть важным условием для публикаций. Такая же ситуация в России,
— уверен доцент кафедры международных отношений ДВФУ.
Леонид Козлов так же уверен в том, что наука не должна быть национальной. Она должна быть общей.
Источники и виды научных публикаций
В своем выступлении Леонид Козлов выделил четыре вида научных публикаций: "зависимость" (или "корреляция"), "модель", "метод" и "закон".
— Самый простой вид научной работы – это корреляция: установление внутренних связей между объектами. Но для начала вам нужно будет определиться, какой процесс или явление вы собираетесь рассматривать. Соответственно, это будет ваш объект. Всегда очень сложно разговаривать с начинающими исследователями. Они говорят: "Я интересуюсь темой". Тема – это расплывчато, — говорит аудитории Леонид.
Но тут, по словам Леонида Козлова, есть небольшая хитрость — введение в оборот новых источников. Он уверяет, что этим приемом широко пользуются историки.
— 90% обществоведов в вузах и научных организациях России – историки по базовому образованию или преподаватели истории, как я, — отмечает Леонид Козлов. — Получается, что историческое образование позволяет оценивать экономические процессы, политическую ситуацию, давать рекомендации бизнесу, делать политические прогнозы.
По мнению лектора, в международных отношениях, и тем более в изучении внутренней политики, введение в оборот новых источников — хорошая платформа для написания научной работы.
— Самый большой массовый поток новых источников в международных отношениях обеспечивает Джулиан Ассанж. Принятие политических решений – максимально закрытая сфера государственного управления. Кроме того, он публикует различные материалы об управлении в сфере безопасности. Это касается не только международных отношений, но и внутренней политики. Раньше никто не имел массового доступа к таким инсайдерским документам. И эти источники достаточно достоверны, судя по той нервной реакции на Ассанжа, которую проявляют правительства ведущих стран мира, особенно англо-саксонских. Все эти документы в своей массе скучны и однообразны, что еще раз подтверждает их достоверность. В них в 95% случаев не содержится ничего сенсационного. Но эти документы дают нам отличное представление о том, как изнутри работает машина внешней политики и политики в истории безопасности, — рассказывает Леонид Козлов.
Лектор отмечает, что для интересной научной работы могут быть использованы любые материалы, которые вам удастся раздобыть и обработать.
— Это может быть интервью или листочек бумаги, который вы стянули, например, после того, как Путин бросил его на Восточном форуме, — пошутил лектор. — Что-то подслушали, наткнулись на какие-то фотографии. Источник отличается от литературы тем, что он не прошел аналитическую обработку.
Обзор и критика литературы
Но есть, по словам Козлова, еще более простой путь – это обзор и критика литературы. Однако, он отмечает, что, как правило, на родном языке все, кто интересуется определенной проблемой или вопросом, уже знакомы с литературой по выбранной теме. Поэтому, наиболее верный способ заинтересовать читателей – это обзор литературы иностранной.
— Большинство ученых в России, особенно политологов, традиционно изучающих внутреннюю политику, плохо владеют даже английским языком, и потому с трудом и неохотно читают зарубежную литературу, — говорит Леонид Козлов. — Так что если вы немного владеете другими языками, можете читать и переводить, ваши обзоры будут восприняты с большим интересом.
В первую очередь, по мнению доцента кафедры, интерес для международников представляет французский язык, на нем пишется огромное количество литературы, политических или идеологических документов, которые вообще не переводятся на английский язык, потому что франко говорящее пространство – самодостаточное, им не нужен английский. Не говоря уже о восточных языках.
— Вы можете просто посмотреть, что зарубежные авторы написали по вашей теме исследования и представить результаты вашим коллегам, так вы сэкономите им кучу времени, если создадите в русскоязычном пространстве обзор иностранных текстов, — рассказывает Леонид Козлов. — Например, два года назад мне нужно было по одному гранту опубликовать статью. И я обнаружил, что по теме аудита в Китае на русском языке ничего нет, хотя китайский рынок огромный. Аудит – это оценка достоверности бухгалтерских данных. Оценить, надежный ли перед вами партнер или нет – это архи актуальная проблема для любого предпринимателя. Оказалось достаточным собрать англоязычные статьи из базы ДВФУ, я их обобщил, почитал, систематизировал, опубликовал в "Известиях ДВФУ". За год эту статью посмотрели 228 человек. Это хорошо. Все другие три статьи, которые на русском языке опубликованы об аудите в Китае – это просто пересказ общеизвестного китайского закона о китайском деле. То есть по этой теме прочитать больше нечего.
Однако, лектор обратил внимание студентов на то, что такой тип подходит разве что для начала научной деятельности. На международном уровне оценивать будут только те работы, которые представляют результаты выведения корреляции, внедрения метода исследования, построения модели, или открытия закона. Козлов так же отмечает, что последние три вида научной деятельности — это уже "высший пилотаж".
На вопрос аудитории, что делать с сомнительными источниками, когда дело доходит до установления определенной корреляции процессов или явлений, Леонид Козлов напомнил о критике как первой ступени обработки информации.
— Критика – это проверка достоверности, — резюмирует лектор. — Для того что бы ввести новые данные в ваше исследование, вам потребуется опубликовать результаты вашего анализа нового источника, и только потом можно будет приступать к установлению корреляции. На практике корреляции конструируют чаще всего на основе общеизвестных источников, которые не нужно долго собирать.
О методах исследования
В связи с этим Леонид Козлов обратил внимание студентов на ситуацию, которая по его мнению, широко известна современной науке. Она заключается в том, что научное знание стремится к ультрадостоверности и ультрапроверяемости. По этой причине корреляции на 99% устанавливаются математическими методами. Подсчеты производятся по большим массивам данных, но при всей трудоемкости процесса выводы обычно оказываются банальными. К ним внимательный наблюдатель может прийти самостоятельно.
— Это проблема, которая известна, — говорит Леонид Козлов. — Практика исследований такова, что если вы поставили цель выйти на международный уровень исследований и стать сотрудником Оксфорда или Гарварда, то вам нужно овладевать математическими методами, причем довольно глубоко. Если же вы хотите работать, например, дипломатом, аналитиком или кем-то в этом роде, то это просто напрасная трата сил. Вы просто знайте, что эти матметоды существуют, и что есть литература, в которой вы можете подтвердить свои догадки... Корреляцию вы можете установить без использования математики. Она просто будет менее убедительна для науки. Но для политика это не имеет никакого значения, если вы, например, политический консультант. Политику от вас нужно не объяснение, как вы пришли к этой корреляции, а рекомендации, что ему конкретно делать.
Проще всего, по словам Леонида Козлова, устанавливать корреляцию методом ивент-анализа. Во время обработки данные, при использовании этого метода, обычно принимают вид сравнительных таблиц, в которых отображается цепочка определенных событий. И последовательность этих событий интерпретируется как причинно-следственная связь. Однако, лектор, еще раз обратил внимание студентов на то, что наука все подвергает сомнению. Любой доказанный результат может быть опровергнут.
— Что можно назвать теорией? Теория может быть не только верифицированной, то есть доказуемой, но еще и фальсифицируемой, то есть в ней должна быть заложена возможность ее опровержения при поступлении новых данных,
— говорит лектор.
Еще один метод, о котором рассказал аудитории Козлов, это метод Дельфи, который так же пользуется популярностью в англоязычном научном сообществе, не смотря на уважение к математическим методам. Его суть сводится к получению инсайдерской информации и оперированию экспертными оценками.
— По этому поводу рекомендую две книги Брэдберна и Садмена "Как правильно задавать вопросы?" и "Как люди отвечают на вопросы"... Вообще это огромная проблема – сотрудничество объекта и субъекта. Часто бывает так, что субъект исследований искажает мнение объекта, его поведение. Причем без корыстной цели. Например, проводятся опросы об отношении россиян к различным странам. Можно себе представить, что есть какое-то отношение к США, Китаю, которое сформировано живыми контактами или постоянным потоком новостей. Но когда задают вопрос: "Как вы оцениваете отношения России и Армении?", Я думаю, что абсолютно большая часть россиян не представляет, какие там отношения есть и какая вообще там повестка. Особенно когда в этих отношениях все хорошо. Здорово, если россиянин может показать на карте, где находится Армения, — говорит Леонид Козлов.
Маленький шаг для науки — большой для исследователя
По словам доцента кафедры ШРМИ ДВФУ, научный способ отличается от остальных тем, что любое исследование базируется на какой-то теории и предшествующих исследованиях.
— Представьте этот массив знаний, который есть об окружающем мире у человечества. Когда наука только развивалась, особенно в новое время – XVI — XVII в., она шагала семимильными шагами и делала открытия на пустом месте. Научная мысль заскакивала в неизвестное пространство далеко. Сегодня, кроме того, что мы много знаем об окружающем мире, наука предъявляет гораздо более строгие требования к проверяемости результата. Поэтому сейчас так далеко заскакивать не принято. Современная наука подразумевает коллективные усилия большого количества людей. Делать какие-то смелые теории сегодня может себе позволить, например, директор исследовательского института, на которого работают сто человек, и каждый из них собирает конкретную информацию в определенном сегменте, которую потом директор этого института сможет обобщить, — рассуждает Козлов.
Вывод, сделанный о процессе или явлении, лектор приравнивает лишь к небольшому шажку в науке, а корреляцию оценивает и того ниже.
— Нужно представлять, что было известно в выбранной теме до вас, чтобы не изобретать велосипед. Поэтому важно читать литературу по тому вопросу, которым вы интересуетесь, — говорит доцент кафедры ШРМИ. — Если вы только задумали сделать первый шаг, для начала вам нужно собрать и осилить литературу. Чтобы написать научную статью на какую-то тему, на сбор информации потребуется минимум неделя. И еще до того, как сформулировать ваш исследовательский вопрос, необходимо выяснить, что изученные вами авторы упустили, или к чем они не подошли в своих работах. Научная работа – это исследование чего-то нового.
Единственное, что можно и даже нужно повторять, по словам Козлова, – это воспроизводимость сконструированной модели.
Теоретическая база научной работы
Плодотворный период разработки теории общественного развития давно прошел, считает Леонид Козлов. Не смотря на постоянные публикации по этой теме, основные теории были изобретены еще в 50-60-ее годы прошлого века.
— Поэтому гнаться за новыми теориями особо не стоит, — уверяет аудиторию лектор. — Чтобы приступить к исследованию, вам нужно ознакомиться не только с литературой, но и с состоянием источниковой базы. Если источников нет или они не достоверны, лучше не браться за эту работу. Есть много процессов и явлений в политике и международных отношениях, в которых есть источниковая база, лучше браться за них. Беритесь за такие вопросы, где есть статистика, интервью, мемуары, фотографии (я имею ввиду протокольную съемку), журналистские расследования, разоблачения.
Задачи и цели исследования
И в завершение лекции Леонид Козлов поговорил с аудиторией о целях и задачах исследования.
— Все, о чем я рассказывал – это нулевой цикл. Исследование начинается с постановки цели. Цель – это вопрос, на который вы не знаете ответа. Чем более он конкретный, тем более ясно вы будете себе представлять, что нужно сделать для того, чтобы на него ответить, — говорит Козлов.
Лектор объяснил, что это нормальная ситуация, когда у начинающего исследователя есть проблемы с формулировкой вопроса. Как правило, студенты в начале своей научной деятельности вопросы формулируют плохо, цели неясны, автор не всегда понимает, что он хочет сказать, от этого и текст становится для читателей непонятным.
— Возвращаясь к российской литературе, хочу предупредить: даже в наших лучших журналах большинство публикаций – это не научный поиск, а описание какой-то международной ситуации или политического явления. Короче, это обзор — то, что в англоязычной литературе называют "review". Наши авторы редко поднимаются до уровня собственной теории или методики. Причина простая – для этого нужно провести большое количество лет над одной определенной теорией. И при этом надо, чтобы вам достаточно хорош платили, иначе вы будете находиться в депрессии. В советское время с этим было проще. У наших ученых сегодня не хватает времени на то, чтобы полностью погрузиться в какое-то научное исследование и выработать там оригинальную теорию. А четкая постановка цели необходима даже в обзоре. Что такое задачи? Это то, что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос. Все это вы пишите во введении. В основной части приводите аргументы. Конечно, желательно перед началом исследования, когда вы только ставите перед собой вопрос, что бы вы предположили и наиболее вероятный ответ — это называется гипотезой. Все аргументы, которые вы будете приводить в основной части, должны будут опровергнуть эту гипотезу или подтвердить её. Поэтому заключение пишется просто. Вы напоминаете, что сделали и отвечаете на вопрос, который поставили во введении. И в конце резюмируете, подтвердили вы свою гипотезу или опровергли, — рассказал аудитории Леонид Козлов.
В завершение встречи лектор ответил на вопросы из зала.
Вопрос: — А какую политологическую литературу лично вы посоветуете?
Козлов: — Конечно, лучше читать на английском языке. Я рекомендую пользоваться базами данных EBSCOhost, Thomson Reuters, Taylor & Francis. Нам, международникам, проще, потому что теория международных отношений очень сильно политизирована. И, как следствие, научное качество теорий и результатов, которые излагаются в самых высокорейтинговых журналах, часто очень низкое. Об этом мы можем судить по слабой прогностической силе этих теорий. Что касается российской школы, то наиболее качественные журналы находятся в базе East View – это закрытая база, подписка на нее годовая стоит несколько миллионов рублей. Поэтому пока вы учитесь в ДВФУ, используйте возможность поработать с этой базой данных. Международникам я рекомендую журналы "Мировая экономика и международные отношения", "США и Канада", "Проблемы Дальнего Востока", "Африка сегодня", "Международные процессы". Не возбраняется пользоваться журналами уровнем пониже, например, в базе данных eLIBRARY.
Вопрос: — Как вы относитесь к Центру Карнеги?
Козлов: — Это очень политизированная организация. Что касается их публикаций, советую брать оттуда только эмпирические наблюдения. Их авторы проводят такие исследования только потому, что им выделяют средства на командировки.
Вопрос: — Но в Карнеги привлекают и сторонних авторов.
Козлов: — Они пишут не просто так — за гонорар. И при этом очень политизированы.
Вопрос: — Вы сказали, что eLIBRARY публикует не очень качественные материалы. А как насчет "КиберЛенинки"?
Козлов: — Это просто копия eLIBRARY. В первую очередь, обращайте внимание на журнал, который там представлен. Смотрите, какой багаж у автора: вот вы увидели статью, которая вас заинтересовала по названию, нажмите на автора и посмотрите, какие статьи у него были до этого. Если это аспирант или магистрант, его статьи были в затрапезных вестниках, то скорее всего это будет фигня. Если это сотрудник уважаемого академического института, а у нас это институт мировой экономики, международных отношений, институт США и Канады, институт Дальнего Востока, Российский институт стратегических исследований, и у него кроме публикаций в открытом доступе есть еще и в закрытом, значит, он достоин внимания.
Вопрос: — Что нужно сделать, чтобы выработать закон?
Козлов: — На это уйдет лет 10. Вначале надо наблюдать, потом этот закон в качестве предположения сформулировать, а потом еще и проверить. То есть посмотреть, работает он или нет. Для того чтобы построить модель, кроме наблюдений, вам потребуется провести эксперименты, сделать математический расчет. В смежных науках есть хорошие методологические наблюдения, которые в другой смежной науке не используются. В социологии есть визуальная социология. Там подробно описано, как в социологических целях использовать фототехнику, как трактовать фотоматериалы, если не вы автор. А политологии этим не используется. А почему нет? Потому что в политологии есть символизм, ландшафт – очень много вещей, которые можно этим методом исследовать. Это очень трудоемко, придется искать способы как эту работу упростить. Выработка нового метода – это тоже лет на 10. Корреляция занимает примерно год.
Вопрос: — По поводу методов исследований. То есть мы работаем с источниками, берем интервью, делаем опрос. А другие методы есть?
Козлов: — Их огромное количество. Методы разделяются на типы. Есть методы сбора информации — это один тип. Есть методы интерпретации информации — это уже другой, и они не взаимозаменяемы. На этапе сбора информации вы пользуетесь, например, дельфийским методом. А когда вы ее интерпретируете, тут может быть уже что-то другое. Самый простой способ, с которого можно начать, и он сразу придаст вашему исследованию научность – это сравнительный метод. Вы сравниваете два объекта по одним и тем же параметрам и делаете вывод, похожи они или нет. Даже внедрение сравнительного метода уже повышает трудоемкость вашего исследования. Поэтому его использование не только украшает вашу работу, делает ее научной, но и заставляет вас попотеть.
Вопрос: — Какие еще факторы определяют ценность исследования, кроме трудоемкости?
Козлов: — Трудоемкость иногда может вообще не сказаться на ценности. Самое главное – это новизна исследования. Это еще один пункт. Чем более новые, неожиданные, не очевидные трактовки вы даете, чем более они аргументированы, тем более интересно это читать и, главное, оплачивать вашу работу.
Вопрос: — В чем задачи методологии?
Козлов: — Есть разные споры: теория и методология – это одно и то же или нет. Лучше спросите профессора Кузнецова Анатолия Михайловича (доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений ДВФУ, руководитель магистерских программ по направлению "Международные отношения" — ред.). Он вам более подробно это объяснит, причем с удовольствием, даже если вы придете с этим вопросом с другой кафедры. Методология подводит теоретически базис под метод, который вы используете. Достаточно хотя бы того, что вы остановились на какой-то теории, лучше популярной, чтобы не доказывать, что автор не перегибает, не заблуждается, и выбрать какой-то конкретный метод. Таким образом, ваше исследование, что называется, "подсушивается".
Вопрос: — Можете рассказать про тезисы?
Козлов: — Это просто максимально сжатая информация. Она часто предварительная. Вы опросили, например, 20 китайских студентов по какой-то проблеме. Вы еще не построили сложное умозаключение, но какие-то предварительные наблюдения у вас сложились. Конференции вообще нужны для обратной связи между коллегами по поводу того, интересны ли ваши исследования. У коллег всегда найдутся замечания, как разнообразить ваш проект. Студенческие конференции, как правило, не интересны даже студентам. А вот заседания в рамках студенческих клубов – более интересный формат. Группа должна состоять максимум из 8-10 человек, где обсуждаются вопросы, иначе группа распадется, если вы оспариваете какой-то вопрос.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Ядерные тёрки" в ДВФУ: все об опасности и необходимости ядерной медицины
Александр Фридман: Ситуационное моделирование – как защита от хулиганства роботов