Дальний Восток — регион, который привлекает зарубежных и российских туристов и своим "культурным содержанием", и, конечно же, разнообразием и уникальностью природы. Уже сегодня активно формируется единый туристский бренд макрорегиона – "Восточное кольцо России", в котором важное место отводится Приморскому краю. Директор Туристско-информационного центра Приморского края Дарья Гусева рассказала, как продвигать турпродукт-юниор в эпоху Интернета, чего ждет от Приморского края европейский турист, и каким будет III Тихоокеанский туристский форум (ТТФ-2017) во Владивостоке.
Справка: Брендинг Приморского края в рамках проекта "Восточное кольцо России" имеет широкий спектр направленности: конгрессно-выставочный туризм с проведением международных и национальных мероприятий, культурно-познавательный туризм на базе исторических и современных арт-объектов, спортивный туризм ("Фетисов-арена" и "Приморское кольцо"), экологический туризм на базе 20-ти особо охраняемых природных территорий (ООПТ), пляжный туризм с использованием порядка 100 пляжей, круизный туризм.
"Восточное кольцо России" — единый бренд, демонстрирующий многообразный туристский потенциал регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Отражен в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной в 2009 году. "Восточное кольцо России" включает в себя Республику Саха (Якутия), Бурятию, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Иркутскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
ТТФ — международный диалог
— Меньше чем через месяц во Владивостоке пройдет III Тихоокеанский туристский форум. Что ждет гостей форума в этом году? Какими будут основные тренды мероприятия?
— Тихоокеанский туристический форум — это комплексное мероприятие, включающее деловую программу, выставку и фестиваль "День путешественника", а так же тематические мероприятия Vladivostok Boat Show и Pacific Style Week. И если деловая программа и выставка – это формат встреч B2B и B2C, и имеют деловую окраску, то фестиваль и тематические мероприятия являются развлекательной частью программы, предназначенной, в первую очередь, для жителей Владивостока и края.
Фестиваль "День путешественника"-2016. Фото: ИА PrimaMedia
По своей насыщенности, масштабности мероприятие по праву может считаться вторым на Дальнем Востоке после ВЭФ.
В 2015 году ТТФ посетили около 30 тысяч участников, в 2016 году – 43 тысячи. В этом году мы говорим о 50 тысячах как минимум.
Деловая программа будет посвящена вопросам сотрудничества России с Кореей, Китаем, Японией и новым возможностям, которые дает туристам и бизнесу упрощенный визовый въезд в Свободный порт Владивосток. Более того, в этом году деловая программа дополнится форумом IFNAT (форум стран Северо-Восточной Азии). Это придаст ТТФ вес на международной арене конгрессно-выставочных мероприятий. Возможно, так мы выйдем на совершенно новый уровень взаимоотношений с туроператорами стран-представителей IFNAT.
Тренд ТТФ-2017 – Год экологии. Широко будет представлен экологический туризм, кроме того, в деловой программе будет специализированная секция, посвященная созданию глобального партнерства в этой сфере.
И конечно, на выставке PITE 2017, которая проходит в рамках ТТФ, будет представлен бренд "Восточное кольцо России". Традиционно второй год подряд 12 регионов Дальнего Востока встретятся на общем стенде. Приморский край в этом году будут представлять ООПТ и лидеры туриндустрии края. Мы впервые проведем ярмарку турпродукта, которая будет представлена и на ВЭФ.
PITE-2016. Фото: ИА PrimaMedia
На ТТФ мы встретимся с представителями туристско-информационных центров Дальнего Востока, обменяемся опытом и обсудим актуальные темы развития. В прошлом году на ТТФ мы представляли совместный проект с республикой Саха "Тигровый Бриллиант", в этом году представим два новых турпродукта — межрегиональный тур с Сахалином "Легенды Тихого океана" и тур с Камчаткой "Огненный тигр".
Совместно с нашими партнерами НП РСТ и "Окно в Евразию", в преддверии технического введения упрощенного визового въезда с 1 августа, мы представим путеводитель по Приморскому краю. Его концепция – объединить территории, которые входят в Свободный порт Владивосток.
— Интересен ли ТТФ иностранному туристу?
— Да, ТТФ посещают туристы, и не только азиатские, но и европейские. Конечно, это не глобальное число. Но и для европейского туриста интерес есть.
Однако сейчас, в эпоху интернета, туристы, особенно молодежь, больше не привязаны к туроператору, и если они не смогут прийти на выставку — для самостоятельных туристов у ТИЦ есть другие варианты продуктов. А материалы, представленные на выставке, будут транслироваться в интернет-пространстве.
Интернет, туризм, Приморский край
— Какие новые форматы работы появились ТИЦ в 2017 году?
—Турист становится более самостоятельным, молодежь ищет информацию через интернет – куда поехать, что посмотреть, где остановиться. В этом контексте услуги туристических компаний не играют весомую роль, турист с выбором отдыха определяется самостоятельно, однако при этом он остается туристом. С ним важно и нужно продолжать работать.
В этом году мы выпустили аудиогид по Владивостоку – найти его можно в федеральном мобильном приложении TopTripTip и на международном портале izi.travel.
Аудиогид – это навигатор во время прогулки по городу. Сейчас его можно прослушать на русском и на английском, в дальнейшем планируем создать аудиогид на китайском.
Мы планируем издание глянцевого журнала о рекреационных ресурсах Приморья. Перенимая опыт ТИЦ Сахалина, который распространяет журнал среди пассажиров авиакомпании "Аврора", мы будем издавать журнал для приморского туриста, причем полиязычный – на китайском, английском и русском.
Журнал более актуален для туристов, чем путеводитель. Путеводитель – узкопрофильная информация, и она может быть недостаточно интересна опытным путешественникам. Из опыта участия в выставках и форумах можно сказать, что путеводитель берет каждый четвертый, а вот журнал возьмет каждый второй, если не первый. Журнал несет развлекательный характер, именно этим интересен формат глянца.
Продолжаем работу над проектом "7 чудес Приморья".
В прошлом году наш проект был оценен Минвостокразвития России, с этим проектом мы взяли отдельную награду на национальной премии событийного туризма NationalEventAwards.
В этом проекте мы структурировали информационное поле – создали рубрикатор, в котором обозначены туристические события каждого района Приморского края.
К ТТФ по просьбе наших коллег из Японии мы занимаемся разработкой карты автобусных маршрутов, понятной и удобной для туристов. Также ведется работа с администрацией города, по дублированию объявления всех остановок на английском языке.
Совместно с партнерами ТИЦ разрабатывает гид по дальневосточной кухне, который мы планируем представить на выставке ТТФ.
Мы расширяем линейку сувенирной продукции, чтобы сделать ее более интересной. Буквально недавно мы выпустили часы "Время отдыхать в Приморье" в небольшом тираже, который за месяц разошелся на выставках (Интурмаркет, MITT, Байкалтур). Сейчас к выпуску уже готова серия наклеек, также мы разрабатываем раскраску и открытки в формате 3D. Пользуется популярностью наше мыло ручной работы в форме символов Приморского края: лапки тигра и леопарда, тюлени ларга, морские ракушки и т.д.
Я рада, что к нам приходят авторские работы. В целом, мы разрабатываем сувенирную продукцию так, чтобы она создавала общий фон и соответствовала общей тематике.
— Как ТИЦ представлен в Приморском крае? И как о вас узнают туристы?
— Центральный офис Туристско-информационного центра находится в отеле Hyundai. Здесь мы консультируем туристов и встречаемся с бизнесом и партнерами. Здесь же ведется проектная работа – разработка путеводителей, общение с экскурсоводами и партнерами-туроператорами.
Информационные точки ТИЦ находятся на центральной площади Владивостока и в международном аэропорту Кневичи. Все сотрудники ТИЦ полиязычны и могут консультировать клиента на нескольких языках – английский, китайский, японский.
В прошлом году мы приняли более 64 тысяч личных обращений, и около 28 тысяч обращений – на интернет-портале ТИЦ Приморского края.
Продвижение ТИЦ строится по нескольким направлениям. О ТИЦ Приморского края турист может узнать из полиграфической продукции, которая распространяется на выставках. Турист может узнать о нас в офисах Visit Russia, расположенных по всему миру. Мы являемся членами ассоциации "Мир без границ", и представителями China Friendly. Немаловажную роль в удаленной работе с туристом играют соцсети. В Китае это WeChat и Weibo, в Корее – Facebook. Также мы есть на YouTube, Instagram, Google+.Так турист может узнать о нас и о Приморье, находясь у себя в стране.
— С чем связаны обращения?
— Часто это вопросы прикладного характера – где поесть, где потанцевать, где находится прачечная. Интересуются и маршрутами, особенно, перед поездкой в Приморье. Например, турист пишет: "А что у вас в мае можно интересного посмотреть?", и мы рассказываем о тех туристических возможностях, которые актуальны в данном сезоне.
— А насколько среди туристов востребованы экологический туризм или исторический туризм?
— Мы помещаем наши природные достопримечательности в наши путеводители, рассказываем о турпродукте в соцсетях и Интернет. Но экологический туризм — не для всех. Это всегда узкопрофильные туристы. У нас были туристы из Германии, которые путешествовали по объектам ЮНЕСКО. А у нас объект ЮНЕСКО – это Сихотэ-Алинский горный хребет. Другие туристы делали фоторепортаж морских побережий мира – мы рекомендовали им морской заповедник.
Бухта Теляковского, Дальневосточный морской заповедник ДВО РАН. Фото: ИА PrimaMedia
У нас есть профессиональный археологический лагерь, в который можно привезти туристов – Синельниково-2. Это настоящие археологические раскопки. Такой туризм востребован, но он узкопрофильный. Таких запросов не более 5% от общего количества, но они есть.
Востребован туризм с местным колоритом. Например, в селе Богуславка, примечательное воронкой от когда-то упавшего метеорита, местные жители готовы принимать туристов.
Там нет гостиниц и ресторанов, но они там и не нужны. Местный колорит привлекает туристов, и это надо поддерживать.
Владивосток – конечная точка круизного маршрута, а именно круизный туризм сейчас активно развивается (данные 2016 года показывают 20% прирост). А круизный туризм – это не только лайнеры, но еще и поезда. "Императорская Россия", "Золотой Орел" приходят во Владивосток, и тогда мы говорим уже об интересе туриста не только азиатского, но и европейского.
Круизный лайнер Artania во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
— Какую работу ведет ТИЦ по повышению компетенций гидов и экскурсоводов в Приморье?
— Мы готовим проект аттестации гидов,— переводчиков и экскурсоводов совместно с экспертным советом по туризму, Приморским отделением Российского географического общества, департаментом туризма администрации Приморского края и университетами, которые готовят кадры в сфере туризма. Уже разработано положение и экзаменационные вопросы, ведется разработка методических материалов для участников аттестации.
Приморский край станет пилотным регионом по введению имиджевой аттестации гидов и экскурсоводов. Однако бизнес будет ориентироваться на списки и бэйджи, которые мы подготовили. И хотя аттестация не обязательна, она даст определенный статус качества.
Восточное кольцо России
— ТИЦ Приморского края активно участвует в международных выставках с брендом "Восточное кольцо России". Где будете представлять бренд в этом году? И какую отдачу от участия вы видите?
— В марте 2017 года мы посетили три международные выставки – две в Москве и одну в Иркутске, а также провели презентацию для турбизнеса в Санкт-Петербурге. В июне мы будем участвовать в трех азиатских выставках, в сентябре – на международной выставке JATA (Япония). В следующем году мы планируем представить Приморский край и "Восточное кольцо России" на крупнейшей европейской туристической выставке в Германии.
От участия в мартовских выставках мы получили хорошую отдачу — обменялись опытом, презентовали свои успешные наработки, наблюдая за работой наших коллег, для себя нашли то, что поможет улучшить нашу работу. И самое главное, на московских выставках мы увидели, что Приморский край знают на западе, и интересуются им.
— Почему важно представлять Приморский край как часть "Восточного кольца", а не как самостоятельный бренд?
— Приморский край уже зарекомендовал себя как хаб, через который иностранный турист попадает в Россию. Приморский край автоматически становится частью межрегионального маршрута.
Традиционные маршруты Владивосток-Хабаровск-Якутск, или Владивосток-Хабаровск-Улан-Удэ существуют уже ни один год, но продвигать их под единым брендом проще и для туриста, и для нас.
Что представлено в "Восточном кольце России" от Приморья, и какие маршруты работают уже сейчас?
— Маршруты путеводителя "888", который мы представляли в марте на MITT и "Интурмаркет". В этом году к ТТФ мы подготовили два тура с Сахалином и Камчаткой. Все маршруты "Восточного кольца России" можно найти на сайте ТИЦ.
Чтобы бренд развился, требуется много времени и работы, и я рада, что нам есть с чем работать – мы чувствуем отдачу от других дальневосточных ТИЦ. У нас сложилось хорошее информационное поле – тесно налажено сотрудничество с ТИЦ Якутии, Сахалина, Иркутска, Камчатки. И туристы, особенно летом, уже едут по маршрутам "Восточного кольца".
Материал подготовлен в рамках проекта "Приморский маршрут" на сайте ИА PrimaMedia. Цель проекта – раскрытие туристского потенциала Приморского края как флагманского региона в создании бренда "Восточное кольцо России".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Региональный конкурс экскурсоводов "Экскурсия. Туризм. Владивосток" стартовал в Приморье
Приморские проекты в тройке лучших в финале Нацпремии Russian Event Award