Административный арест с судна "Шанс-103", задержанного 7 апреля кораблем береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и доставленного в Находку, сняли 18 апреля. Судовладелец должен будет привести судовое спасательное оборудование в соответствие с требованиями безопасности мореплавания. Расследование резонансного административного дела продолжается и в дальнейшем будет направлено в федеральный суд, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе погрануправления ФСБ по Приморью.
Напомним, средний краболов-ярусник морозильный "Шанс-103" (порт приписки Находка, судовладелец – АО "Рыбколхоз "Восток-1") пограничники обнаружили южнее мыса Золотой, где судно вело промысел краба. Экипаж состоит из 42 человек, 12 из них – граждане Индонезии. Как уточнили в пресс-службе погрануправления, представить какие-либо документы, подтверждающие законность нахождения на борту в качестве членов экипажа иностранцев, капитан судна не смог. Две судовые роли не были заверены капитаном морского порта и судовладельцем, а данные о российских и иностранных гражданах были отражены в разных судовых ролях.
Спасательное оборудование судна не прошло обязательную процедуру сервисного обслуживания, что является нарушением требований в области безопасности мореплавания, поскольку данное обстоятельство может привести к трагедии.
Так, в 2013 году неисправные спасательные плоты повлекли человеческие жертвы при крушении судна "Шанс-101" у этого же судовладельца, среди погибших числились граждане Индонезии, которые также привлекались в качестве рабочей силы и также не были отражены в судовой роли. Еще свежа в памяти другая масштабная трагедия – гибель плавбазы "Дальний Восток" в 2015 году, унесшая жизни 56 членов экипажа, половину которого также составляли иностранные рабочие. После этих двух крушений судов, как у иностранных, так и у российских профсоюзов рыбаков возникло много вопросов, касающихся отсутствия страховки, контрактов и заниженной минимальной ставки моряков.
Учитывая, что в обязанности сотрудников пограничных органов входит защита не только экономических, но и иных законных интересов Российской Федерации, в числе которых обеспечение безопасности мореплавания и сохранение жизни людей, было принято решение о доставлении судна в порт Находки.
"По прибытии МКЯМ "Шанс-103" в порт Находка дополнительно установили, что капитаном судна и судовладельцем не соблюдаются требования российского законодательства в части использования в промысловой деятельности иностранных граждан. По части 2 статьи 8.37 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении и на судно наложен арест", – рассказали в пресс-службе.
Кроме того, 13 апреля иностранных граждан, входящих в экипаж МКЯМ "Шанс 103", привлекли к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ. В настоящее время проводятся мероприятия по привлечению к ответственности капитана судна и судовладельца за совершенные правонарушения миграционного законодательства.
Представители рыболовной компании ранее сообщали, что проверять судно начали еще 7 апреля. Было несколько высадок на судно досмотровой группы, поиск возможных нарушений. Но нарушений правил рыболовства и фактов, указывающих на перелов объемов краба сверх выделенных и закрепленных за предприятием квот — не выявлено. Претензий пограничных властей к промысловой деятельности краболова не было.
"Судно "Шанс 103" под управлением капитана не осуществляло незаконной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и не является предметом административного правонарушения", — рассказал ранее генеральный директор компании "Восток-1" Александр Сайфулин.
Кроме того, как уверяют юристы компании, нарушения миграционного законодательства быть не может. "Все индонезийские специалисты не являются работниками "Восток-1", так как у компании нет с ними заключенного трудового договора, и предприятие не платит им заработную плату. Их работодатель корейский агент, на судне они находятся в подчинении администрации судна. Так как судно работает за пределами 12-мильной зоны, иностранным специалистам не требуется разрешение на работу в РФ, а компании не нужно получать квоту на привлечение иностранной рабочей силы. Эти требования возникают, если судно работает в пределах 12-мильной зоны", — сказал юрист компании.
По словам судовладельца, миграционная служба, когда проводила проверку на судне, не нашла никаких нарушений. Претензий к нахождению иностранных специалистов на судне не было предъявлено.