Юбилейные 20 лет со дня выхода в продажу празднует сегодня, 24 апреля, первый студийный альбом "Морская" группы "Мумий Тролль". О том, как подбирались музыканты для его записи и что было самым важным при создании диска, в интервью ИА PrimaMedia рассказал бессменный лидер коллектива Илья Лагутенко.
Справка: "Морская" — дебютный студийный альбом группы "Мумий Тролль", записан в 1996 году в Лондоне под лейблом Rec Records при участии приглашенных сессионных музыкантов. Выход альбома в России состоялся 24 апреля 1997 года, в дальнейшем дважды переиздавался. В 2012 году под лейблом Мирумир "Морская" вышла на виниле. В записи "Морской" участвовали Илья Лагутенко (вокал), Rod Blake (гитара), Matt Boddy (барабаны), Simone Hagiagge (перкуссионная установка), Ali Maas (женский бэк-вокал), Frank Williams (саксофон), Марк Комонько (скрипка), Юрий Степанов-Брегвадзе (клавишные). Леонид Бурлаков выступил продюсером, вложив в проект все свои средства, Альберт Краснов — аранжировщиком. Звукорежиссером был Крис Бенди.
— Когда у вас был выбор, почему вы предпочли музыку, а не международную карьеру?
— В детстве, как всякий владивостокский школьник, я мечтал стать капитаном дальнего плавания. Ну а моим хобби была воображаемая рок-группа . В тетрадках я рисовал обложки будущих альбомов, а на карте вычерчивал маршруты туров по разным странам и континентам. Сейчас, спустя несколько десятков лет и многих лет гастролей Мумий Тролль за рубежом, можно с уверенностью сказать, что международная карьера как раз вполне состоялась (смеется).
— Как вы вышли на Alaska Studios в Лондоне, как подбирали сессионных музыкантов? Удалось ли достичь ощущение единомыслия с ними во время записи песен?
— Я в то время жил в Лондоне, у меня было много знакомых среди клубных групп, их Лондоне всегда предостаточно. И из моих знакомых, их знакомых и их приятелей был создан такой костяк людей с опытом студийной работы. На тот момент Alaska была самая дешевая, а потому и доступная студия, у нас не получилось достучаться до какого-то именитого продюсера, поэтому продюсерские решения пришлось брать на себя. А музыканты были и русские и английские.
Единственным музыкантом "доморского" периода, принявшим участие в записи, стал Алик Краснов. Matt Boddy играл в дружеской группе Swear, а вокаклистка группы Ali Maas исполнила все вокальные женские партии на альбоме. На гитаре играл джазовый музыкант Rod Blake. Звукорежиссером пластинки стал никому неизвестный молодой парень Chris Bandy, который был в "Аляске" на подхвате.
Мы написали на альбоме большими буквами: английская студия, английский звукорежиссер, в 1996 году это много значило. Людям было интересно, что же такого там англичане с владивостокцами наваяли.
— Уже до Морской у вас было написано много песен, был издан альбом. Почему в первый студийный альбом вы решили включить только "Новую луну апреля"?
— У "Мумий Тролля" была записана пара так называемых магнитоальбомов – это "Новая луна апреля" и "Делай Ю!Ю!", в 1983 и 1990 годах. Большинство из этих песен нам позже захотелось перезаписать "по-взрослому". Они были изданы как сборники "Шамора 1 и 2", и также опубликованы как добавочные дорожки к альбомам "Морская" и "Икра".
— Снова же, если сравнивать то, что получилось на "Морской", то ранее творчество группы, его стиль были более агрессивными, вызывающими. Был ли у вас какой-то конкретный стилистический ориентир во время записи "Морской"?
— Когда я еще был школьником, начинал записывать первые песни, взрослые студенты обзывали нас "пляжными романтиками". Музыка новой волны и новых романтиков была для меня своеобразной отправной точкой. Как тогда, так, впрочем, и сейчас.
— Есть ли у вас любимая песня/песни на этом альбоме? На какие композиции в 1996-1997 годах вы делали "ставку", включая их в альбом? Какие, на ваш взгляд, песни должны были обязательно бы выстрелить? Оправдались ли ожидания?
— Мне казалось, что "Девочка" и "Скорость" должны были стать первыми синглами. Но когда записали "Утекай", то стало понятно, что это самая доходчивая композиция в альбоме. Чего не сказать было про "Владивосток 2000". Для меня это была самая сложная песня в альбоме. У меня был и текст, и готовый гитарный рифф, но я не видел тогда в ней никакого потенциала хита.
Тогда для меня было важно увековечить владивостокские эмоции и реалии 1990-х… И я абсолютно не думал, что такая песня нужна будет кому-то кроме меня и моих близких владивостокских друзей. И если вы сегодня спросите, что я убрал бы из альбома "Морская", я отвечу – ничего. Он, по-моему, выглядит и звучит очень актуально – и для тех, кто узнал его 20 лет назад, и для тех, кто открывает его впервые.
— Если до 1997 года "Мумий Тролль" скорее играли в рок-группу, чем были ею (ведь в одном из интервью вы сказали, что просто хотели выполнить свою меломанскую мечту и издать альбом "по-настоящему"), когда настал переломный момент, когда вы поняли, что "Мумий Тролль" — это серьезно?
— "Морская" стала пластинкой, которая была официально выпущена, издана звукозаписывающей компанией и получила всеобщую огласку. Настоящий релиз, с которого все и узнали о группе Мумий Тролль, не только во Владивостоке, но и за его пределами. Что все совсем непросто я понял, когда узнал, как действительно самопровозглашенные менеджеры и продюсеры "надувают" меня и моих коллег по группе.
Догадывался изначально, что обманывать будут. Но не думал, что настолько нагло. Тогда и веселое хобби закончилось, пришлось разбираться с серьезными проблемами.
— Какую, на ваш взгляд, роль сыграла запись альбома в Лондоне? Один российский музыкальный деятель как-то высказал мнение, что "Мумий Тролль" с тем же успехом, получив то же качество, могли бы записаться и "у себя на даче". Согласны ли вы с этим? Насколько необходимо было записываться за рубежом?
— Могли наверное. Но на тот период жизни Лондон и был "моей дачей". А спустя 20 лет опыта записей понимаешь, что результат зависит больше от слияния человеческих энергий, нежели от технической оснащенности.
— Вы уже как-то говорили, что "Морская" стал не просто альбомом, а некой жизненной установкой для целого поколения слушателей. На что, на ваш взгляд, была эта установка?
— Тогда, 20 лет назад, я и подозревать не мог, что эти песни найдут отклик в сердцах такого большого количества слушателей, да еще и что песни "Морской" будут понятны нескольким поколениям. Это комбинация разных факторов, которые предугадать невозможно.
— Согласны ли вы, что этот альбом стал точкой невозврата для группы и гарантировал ей популярность?
— Диск, если верить СМИ, стал одним из самых продаваемых российских альбомов, только официальный тираж превысил несколько миллионов копий, что стало рекордом для независимого русского рока. А "пиратские копии" "Морской", говорят, насчитывают в сотни раз больше. Альбом устроил настоящий переполох на российской сцене, и поднял уникальную в своем роде волну "мумиймании", которой ничего подобного не было и уже видимо не будет. Видимо, совпали звезды и человеческие эмоции.
— Вы наверняка знаете, как приморцы любят "Мумий Тролль" и как гордятся тем, что группа вышла именно из Приморья. Что бы вы хотели сказать своим самым преданным слушателям?
— Очень ждем следующей встречи, у нас полным ходом идет подготовка к пятому фестивалю V-ROX, увидимся во Владивостоке совсем скоро, в начале августа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Английский гитарист "Мумий Тролля": на дорогах Владивостока мне было страшно
Илья Лагутенко обсудил с министром культуры продвижение российских групп в Азии
Центробанк определился: Владивосток все-таки 2000
Илья Лагутенко озвучил финский мультфильм про Муми-тролля