Похоже, досадный сбой произошел в работе Приморского рыбохозяйственного совета, созданного в июле 2015 года постановлением администрации Приморского края. Рекомендованное Протоколом заседания рабочей группы Приморского рыбохозяйственного совета по вопросам промысла водных биологических ресурсов от 26.01.2017 №01-2017р перераспределение четырех участков по добыче ежа морского серого на севере Приморья оказалось полной неожиданностью для бывшего пользователя, да и обсуждения данного вопроса, как следует из протокола, на заседании рабочей группы не проводилось. ИА PrimaMedia попыталась разобраться, что произошло.
Агентство обратилось к обеим сторонам спора. В рыболовецком колхозе "Огни Востока" нам рассказали, что начиная с 2009 года и в течение семи лет предприятие осваивало четыре участка добычи морского ежа серого, а именно: район мыс Черная скала – мыс Елагина – в объеме восьми тонн (смежным пользователем участка было ООО "Акватехнологии", добывавшие 30 тонн); район мыс Елагина – мыс Егорова — в объеме 25 тонн (смежным пользователем участка было ООО "Акватехнологии" с объемом добычи 13 тонн); район мыс Егорова – река Широкая Падь — в объеме 25 тонн (и здесь смежным пользователем участка было ООО "Акватехнологии" с объемом добычи 26 тонн), а также район река Широкая Падь – река Лиственная (5,504 тонн) – в объеме 10,646 тонн (здесь смежного пользователя не было).
Всего на этих четырех участках "Огни Востока" добывали согласно "Договору о закреплении квот от 08.12.2009 года" (сроком до 2018 года) 68,646 тонны в год, а если учитывать и объемы добычи ООО "Акватехнологии" на трех совместных участках, на круг выходило 137,646 тонны (к этим цифрам мы еще вернемся, поскольку, как в дальнейшем убедится читатель, они имеют значение).
14 декабря 2016 года вышел приказ департамента рыбного хозяйства Приморского края №130 "О распределении между пользователями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) в Приморском крае на 2017 год по видам водных биологических ресурсов". В Приложении №8 приказа устанавливались квоты по добыче морского ежа серого. В частности для рыболовецкого колхоза "Огни Востока" они составили 79,637 тонны. Как видим, квоты увеличивались, что на предприятии оценили, как признание эффективности его работы по добыче ценного морского биоресурса.
Тем больше неожиданностью для компании стал Протокол заседания рабочей группы Приморского рыбохозяйственного совета по вопросам промысла водных биологических ресурсов от 26.01.2017 №01-2017р, согласно которому все четыре участка, о которых шла речь выше, перешли к бывшему "компаньону" — ООО "Акватехнологии" (включая и тот участок, где добычу ежа вели только "Огни Востока"). Вместо этого рыболовецкому колхозу предложили два абсолютно новых участка.
— Нас даже не пригласили на заседание рабочей группы, — посетовали в компании. – Поэтому у нас не было возможности привести свои аргументы. Нас просто поставили перед фактом, даже не объяснив, в чем дело.
Как пояснил корр. ИА PrimaMedia генеральный директор ООО "Акватехнололгии" Сергей Слепченко (он на заседании как раз присутствовал, так как является членом ПРХС), рабочая группа совета ежегодно распределяет районы специализированного промысла исходя из рекомендаций ТИНРО-Центра по тому, сколько чего и где можно добывать.
— На тех участках, о которых вы говорите, раньше работали две компании – "Акватехнологии" и "Огни Востока". Но так как на этих участках произошло снижение объемов добычи морского ежа практически в два раза, решение рабочей группы свелось к принципу "один участок – один пользователь", — сообщил собеседник агентства.
В результате участки решили закрепить за ООО "Акватехнологии", тем более что два из них находятся напротив рыбзавода "Каменский", входящего в структуру "Акватехнологий".
— Я уважаю компанию "Огни Востока", это очень серьезная компания. Но вопрос в том, что в результате снижения объемов в любом случае на участках осталась бы одна компания, — сказал Сергей Слепченко.
Решение рабочей группы гендиректор ООО "Акватехнологии" и член ПРХС назвал абсолютно некулуарным. Кто хотел, тот пришел. А если кого не было, то это не значит, что его туда не хотели звать.
А если хотели, то почему не позвали, хочется спросить у членов совета. Из того же протокола следует, например, что на заседании рабочей группы разбирались обращения трех участников рынка – ООО "Рыбзавод Валентин", ПАО "Преображенская база тралового флота" и АО "Вертекс-Проф" — по вопросам изменения распределения районов специализированного промысла ламинарии, ежа морского черного и ежа морского серого для этих пользователей. Члены рабочей группы заслушали представителей этих компаний, в результате обсуждения два заявителя их трех сами сняли свои претензии: по районам специализированного промысла ламинарии и ежа морского серого у ПАО "Преображенская база тралового флота" и по ламинарии у АО "Вертекс-Проф". В результате решение было принято, достаточно прозрачное, надо полагать.
В случае с четырьмя спорными участками картина наблюдается иная. В протоколе никаких следов обсуждения этого вопроса нет, равно как и ссылки на рекомендации ТИНРО-Центра, взятые за основу.
И по цифрам наблюдается некое несоответствие. Согласно протоколу рабочей группы квота ООО "Акватехнологии" на 2017 год по четырем участкам равна 95,504 тонны (явно не половина от прежнего совокупного объема в 137,646 тонны). И второе – один участок, отошедший ООО "Акватехнологии", ранее использовался исключительно "Огнями Востока". То есть в данном случае заявленный принцип "Один участок – один пользователь" уже соблюдался. Зачем тогда было менять пользователя?
Логика заставляет предположить, что решение о перераспределении квот было принято еще до заседания рабочей группы, состоявшейся 26 января 2017 года. Допустим, при подготовке приказа рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края №130 от 14.12.2016. Почему мы так думаем? А потому что, заявленная в приказе департамента квота для рыболовецкого колхоза — 79,637 тонны математически точно совпадает с квотами, выделяемыми "Огням" согласно Приложению №2 протокола рабочей группы ПРХС по двум новым участкам: 29,637 тонны по первому и 50 тысяч – по второму.
Так как же тогда принимаются решения Приморского рыбохозяйственного совета? На заседаниях рабочей группы или в рабочем порядке в иных кабинетах? На основе ведомственных приказов или рекомендаций ученых из ТИНРО-центра? Коллегиально или келейно. С учетом мнения всех заинтересованных сторон или в явочном порядке? И каким образом рекомендательные (согласно Положению о Приморском рыбохозяйственном совете) решения совета становятся уже как бы и не рекомендательными, а обязательными к исполнению? И вообще кто, в конечно итоге, принимает решение по распределению участков для добычи этого самого серого морского ежа?
Пролить свет на ситуацию, конечно, мог бы экс-председатель Приморского рыбохозяйственного совета, он же экс-вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко. Но с 21 декабря 2016 он находится под домашним арестом и потому для комментариев недоступен.
Под домашним арестом, по крайней мере, до 9 мая, находится и другой член ПРХС – директор ТИНРО-центра Лев Бочаров, у которого можно о рекомендациях ученых по поводу спорных участков.
Может быть, ответы знает нынешний председатель совета — заместитель директора департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края Валерий Корко? Соответствующий официальный запрос на его имя редакция готовит.
Среди прав, закрепленных Положением о Приморском рыбохозяйственном совете, есть и право "взаимодействовать со средствами массовой информации для более полного информирования населения Приморского края о мерах, предпринимаемых в сфере деятельности рыбохозяйственного комплекса Приморского края". Правда, значится оно в статье 5 Положения последним. Хочется верить, что только по порядку, а не по значению.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Бывшему вице-губернатору Приморья Сергею Сидоренко продлили домашний арест
Директора ТИНРО-Центра Льва Бочарова поместили под домашний арест до 9 мая