Облик Владивостока менялся и продолжает меняться. Уже невозможно узнать некоторые здания, скверы и целые улицы — все, что формирует специфический ландшафт любого города. Помочь прочувствовать архитектурную историю Владивостока способны воспоминания горожан и гостей приморской столицы, а также их фотографии. Утратившие свой первоначальный внешний вид и функцию различные архитектурные объекты — дома, кинотеатры, набережные и скверы — в обзоре ИА PrimaMedia.
Кинотеатр "Уссури" (улица Светланская, 31)
В 1914 году по инициативе компании "Кунст и Альберс" и по проекту архитектора Г.Р. Юнгхенделя начались строительные работы (возведены фундамент и часть стен) для здания собственного кинотеатра в стиле немецкого модерна. Революция и гражданская война помешали закончить проект. Только в октябре 1927 года после достройки, уже по проекту инженера И.Н. Федорова, в здании открылся кинотеатр "Уссури". Он был открыт в канун 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции демонстрацией советского кинофильма "Поэт и царь". В 2007 году была произведена значительная реконструкция здания (по проекту архитектора А.С. Котлярова) с сохранением исторической части фасада и элементов интерьера.
Кинотеатр "Уссури". Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Гостиница и театр "Золотой Рог" (на углу улиц Светланской и Алеутской)
Изначально гостиница представляла из себя многократно перестроенное деревянное здание. До революции театр "Золотой Рог" принадлежал владивостокскому купцу Ивану Галецкому. В 1885 году владелец пристроил к гостинице деревянный зал на 350 мест — "Театральный зал мадам Галецкой", открытие которого стало значительным событием в культурной жизни Владивостока того времени.
В 1903 году инженер Иван Багинов спроектировал и построил 4-этажное каменное здание гостиницы "Золотой Рог", которое стоит в центре города по сей день. Там, где сегодня находятся магазины и кафе, были расположены номера гостиницы и ресторан, а на месте владивостокской филармонии оформили театр на 850 мест с балконом и двумя ярусами лож.
В 1919 году театр "Золотой Рог" облюбовали футуристы. Во главе клуба поэтов и художников стояли Николай Асеев и Давид Бурлюк. В 1932 году театр получил имя Максима Горького, а в 1975 — переехал в новое здание (улица Светланская, 49). Гостиница "Золотой Рог" была закрыта в 1987 году, в 1994 году отреставрирована и перестроена в торговый центр, унаследовавший ее имя.
Гостиница "Золотой Рог". Автор фото: Портал "Старый Владивосток"
Художественный руководитель театра им. Максима Горького Ефим Звеняцкий отметил, что у него сохранились самые светлые воспоминания о театре в "Золотом Роге".
К сожалению, сегодня театр и в целом здание сильно видоизменено и, в первую очередь, у него сегодня совсем другая аура. После спектаклей, прямо в костюмах, мы с актерами шли в ресторан "Золотой рог", которого сейчас тоже уже нет. Визиты эти были редкими, но бывать там было за счастье. Для меня это было самое красивое историческое место. Там работал повар — единственный в СССР, кто получил орден Ленина. Конечно, время приходит новое, но аутентичный облик исторических зданий я бы постарался сохранять. Сейчас все это переделано основательно и навсегда. С такими местами расставаться нельзя.
Театр им. М. Горького. Автор фото: Портал "Старый Владивосток"
Кинотеатр "Родина" (угол улиц Семеновской и Алеутской)
Когда-то на углу улиц Семеновской и Алеутской стояли два кирпичных здания. В одном из них размещался китайский театр, а позже кинотеатр "Тай-пин-ян" (Тихий океан). После депортации китайцев из Владивостока в конце 1930-х годов кинотеатр был закрыт. В 1944–1945 годах в обоих зданиях разместился кинотеатр "Родина": в одном здании располагалось фойе и работали билетные кассы, в другом — кинозал. Между зданиями был двор, через который по звонку зрители заходили в кинозал. В 1949 году постановлением Архитектурной комиссии при начальнике отдела по делам Архитектуры Приморского крайисполкома было решено произвести реконструкцию здания. Основная цель реконструкции — укрепление стен, кровли, устройство хозяйственного выхода во внутренний дворик, вынос билетных касс из здания, устройство эстрады, буфета. Под видом реконструкции, по проекту архитектора Е.И. Стефанович, фактически было выстроено новое здание — с большим фойе, залом для выступления оркестра, буфетом и кинозалом на 500 мест.
Судьба популярнейшего в 60–70-е годы кинотеатра "Родина" в дальнейшем сложилась весьма печально. В 1980 году здание кинотеатра было закрыто и уничтожено, как утверждали тогда власти, "из-за ветхости". На его месте появилась доска почета Фрунзенского района. Только в 2002 году на улице Семеновской, 12 открыл свои двери торговый центр, получивший "по наследству" название "Родина".
Почетный житель Владивостока, член Союза писателей России, Борис Лапузин отметил, что в свое время кинотеатр был очень популярным, там влюбленные назначали свидания.
Сейчас кинотеатр стал торговым центром, получается, что "Родину" мы продали. Наше отношение к истории, культуре и памяти хорошо отражено именно в этом случае. Из центра Владивостока пропали, а также забылись те общественные места, в которых люди встречались, сформировывали свое отношение друг к другу и городу.
Кинотеатр "Родина". Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Доходный дом Иоганна Лангелитье (улица Светланская, 29)
Иоганн Лангелитье — известный на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX века предприниматель, владелец торгово-промышленной компании "Торговый дом И. Лангелитье и Ко". Компания специализировалась на производстве и торговле строительными материалами, металлом, станочным оборудованием по деревообработке.
В 1901–1903 годах Иоганн Лангелитье построил новое трехэтажное здание на улице Светланской для крупного универсального магазина по продаже железно-скобяных товаров. В верхних этажах располагались комфортабельные квартиры для сотрудников компании. Парадный фасад здания украшали первые в городе башенные часы.
В 2002 году была произведена реконструкция, в результате которой у здания появилась высокая двухъярусная стеклянная надстройка. Авторы проекта — архитекторы А.И. Мельник и В.И. Смотриковский. В советское время в здании размещался центральный гастроном, в настоящее время — торговый комплекс "Центральный".
Основатель газеты "Владивосток", основатель высшей школы телевидения ВГУЭС и настоящая легенда приморской журналистики Валерий Бакшин считает, что многие здания города потеряли свой исторический облик.
Исторический дух здания на углу улицы Светланской и Океанского проспекта исчез с появлением стеклянной надстройки. Теперь ТЦ "Центральный" только портит ансамбль улиц.
ТД Лангелитье. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Дом командира порта (улица Светланская, 48)
Здание резиденции командира Владивостокского порта было построено в 1892–1895 годах по проекту инженера-полковника В.Г. Мооро и затем неоднократно перестраивалось. Сама резиденция в архитектурном исполнении очень походила на резиденцию Военного губернатора, здание которой и поныне располагается через одно здание вниз по улице Светланской. Среди жителей здание часто именовалось "Адмиральским домом", а соседствующий с ним сквер называли "Адмиральским". В 1928–1930 годах по проекту архитектора А.Л. Заседателева здание было перестроено в стиле конструктивизма, и там разместился клуб моряков. Уже в 1970-е годы здание приобрело современный вид. В данное время здесь располагается Дом офицеров Тихоокеанского флота.
Дом командира порта. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Краевая библиотека (улица Светланская, 119)
Здание было построено по проекту архитектора И.В. Мешкова в 1906 году как доходный дом предпринимателя В.А. Жарикова. На первом этаже здания размещался ресторан "Европейский", на верхних этажах — жилые квартиры. В 1912 году здание было передано в дар городу для размещения в нем городской публичной библиотеки. В советское время, в 1932,— ей было присвоено имя А.М. Горького, а с 1944 года библиотека получила статус краевой. С 2003 года — здание было закрыто на реставрацию, однако до сих пор никакие работы не проводятся и одно из самых красивых зданий города постепенно разрушается.
Почетный архитектор РФ, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ Валентин Аникеев считает, что подобные здания необходимо реставрировать и сохранять.
Однако их нынешние собственники вряд ли это будут делать. Таковы реалии.
Краевая библиотека. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Народный дом им. А.С. Пушкина (улица Володарского, 19)
Мысль о постройке во Владивостоке дома для народных чтений и отвлечения простого люда от питейных заведений пришла в 1899 году группе либеральных деятелей, входивших в Общество народных чтений. Этим обществом был создан специальный фонд на строительство Народного дома.
1 сентября 1902 года, когда основная сумма была собрана, приступили к строительству. Подрядчиком выступил знаменитый во Владивостоке инженер М.И. Суворов, который и внес большую долю денежных средств на строительство. Здание построили в 1907 году, но фактически оно было не достроено. По первоначальному проекту строение предполагалось оштукатурить и украсить лепниной. В 1907 году М.И. Суворов отказал в дальнейшем финансировании постройки, так как не был избран депутатом Второй Государственной Думы от рабочей курии по Владивостоку.
Здание возводилось по предложенному проекту инженера и председателя Общества народных чтений П. А. Микулина, а многомаршевая гранитная лестница к нему — по проекту архитектора Г.Р. Юнгхенделя. В этом доме проходили литературные чтения, ставились спектакли, функционировали различные кружки.
Народный дом. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
В 1982 году интерьер здания был отреставрирован и принял первозданный вид. Сегодня Народный дом вновь находится в неутешительном состоянии.
Борис Лапузин отметил, что когда-то люди здесь встречались, проводили время, организовывали концерты и литературные вечера.
Все это работало, существовали общественные салоны, где проходили презентации и шли беседы. Там кипела жизнь.
Народный дом им. Ленина. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Дом Кариополи (улица Алеутская, 36)
Здание на углу улиц Алеутской и Семеновской было построено в начале 20 века (до 1908 года) и принадлежало Георгию Ивановичу Кариополи.
По решению горисполкома с 1 января 1986 года была закрыта Владивостокская фабрика игрушек, располагавшаяся в этом здании. Снос здания был запланирован на 1987 год. Общественностью города было очень негативно воспринято данное решение властей. Этот кирпичный двухэтажный дом с декоративным фасадом и выразительным силуэтом являлся естественным продолжением ансамбля застройки Алеутской к северу от Семеновской площади и хорошо противостоял близкому ему по архитектуре противоположному зданию № 39. Снос "Дома Кариополи" городские власти произвели под предлогом необходимости расширения Семеновской площади для транспорта. Помимо площади на этом месте сооружен совершенно чуждый улице торговый центр "Clover House".
Дом Кариополи. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Кинотеатр "Летний" (улица Светланская)
Кинотеатр "Летний" находился в сквере в районе остановки "Лазо". Он работал только в теплое время года, а на зиму закрывался, но все равно был очень популярен среди жителей Владивостока. В конце 1980-х годов исчезновение этого кинотеатра осталось незамеченным для большинства горожан.
Валентин Аникеев рассказал, что кинотеатр "Летний" со сквериком и "подтротуарной кафешкой" был хорош как популярное общественное пространство.
Его огромным преимуществом было то, что он не закрывал панораму бухты с улицы Ленинской. Построенные здесь коммерческие здания — грубейшее нарушение принципа застройки улиц вдоль северного побережья бухты Золотой Рог, преступление перед городом.
Кинотеатр "Летний". Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Дом Суворова (Иоганна Лангелитье) (улица Пологая)
Один из самых ярких памятников истории и архитектуры Владивостока — особняк на Пологой, 67 — ветшает и разрушается на глазах горожан. Этот дом долгое время считался особняком Иоганна Лангелитье, однако краевед Дмитрий Анча считает, что дом принадлежал М.И. Суворову. Именно в 1898 году М.И. Суворов приобрел земельный участок на Пологой, он же выстроил один из самых замечательных особняков старого Владивостока и сдавал его в аренду. Краевед считает, что Общество охраны памятников, которому был передан особняк, в начале 1990-х годов по ошибке водрузило на него "герб" Лангелитье.
В 1980-е годы здание было передано редакции газеты "Владивосток", в 1991 году — Приморскому отделению ВООПИК. Профессор, действительный член Российской академии архитектурного наследия В.А. Обертас делал проект реставрации здания. Финансировала ремонтно-реставрационные работы Приморская валютная биржа с условием, что ей будет передан в пользование второй этаж здания. Работы в 1996 году выполнила Гиринская строительная компания (КНР).
В настоящее время особняк оказался со всех сторон зажат высотными зданиями и потерялся на фоне городского ландшафта — при том, что в начале 20-го века представительный и необычный "замок", стоящий высоко на склоне горы, был виден издалека. С тех пор особняк в значительной степени утратил свою первоначальную выразительность. Более пятнадцати лет назад штукатурный слой начал "сыпаться".
В этом году ООО "Дальстройбизнес II" выиграло контракт на реставрацию стоимостью 46,7 млн рублей, его специалисты начали работать на объекте 23 мая.
Срок выполнения всех работ, предусмотренных контрактом — 31 мая 2018 года. К этому времени подрядчик должен будет не только отреставрировать все фасады здания, но и наладить отопление, вентиляцию, кондиционирование, канализацию, водоснабжение, освещение, систему видеонаблюдения и снеготаяния кровли, а также установить две подпорных стены.
Все работы проводятся за счет средств филиала "Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры" по Дальневосточному федеральному округу.
Станция Седанка
Седанка — пригород Владивостока, очень живописный район. По мнению историка Амира Хисамутдинова, Седанка — прозвище одного из китайцев, помогавшего нашим первым поселенцам. Гостей он всегда приглашал сесть со словами "Седанка, Седанка!". Настоящее его имя, к сожалению, в истории не сохранилось. По другой версии, своим названием местность обязана китайской топонимике.
Здание станции Седанка — один из первых вокзалов на Транссибирской магистрали, построенный в 1913 году. Сохранилась здание вокзала, блок-пост, а также водокачка, на которой заправляли паровозы, так как эта станция была узловой. В районе Седанки в 20-30-е годы ХХ века были зоопарк, лодочная станция, пекарня, лесопилка, баня, кузница, несколько ларьков пожарная команда. К сожалению, из этого ничего до наших дней не сохранилось.
Здание вокзала примечательно тем, что здесь 20 октября 1922 года было подписано соглашение с японским командованием о выводе частей интервентов из Владивостока (о чем свидетельствует памятная доска). Пару лет назад здание вокзала и блок-пост были облицованы современным материалом. Эта облицовка скрыла исторический вид зданий.
Станция Седанка. Фото: Предоставлено порталом Старый Владивосток
Фотограф Виктор Фесенко рассказал об исторических зданиях района: "На Седанке в последние годы восстановили колокольню на доме с домовой церковью (дом принадлежал архиерею Евсевию). Восстановили также две часовни, которые входят в комплекс сооружений Евсеевского подворья. Все эти здания вместе со станционными сооружениями являются частью истории Владивостока. И отношение к станционным строениям должно быть таким же внимательным, каким оно проявилось при реставрационных работах на Евсеевском подворье".
Площадь Борцов Революции
Первоначально в районе нынешней центральной площади Владивостока находился китайский рынок, который чаще называли "манзовским базаром" (отсюда и первое название Океанского проспекта — Китайская улица) и городской парк. Позже парку дали имя "Шахтерский садик" (там была установлена скульптура шахтера). Сад был посажен при участии купца Я.Л. Семенова. В 1938 году на этом месте был выстроен цирк.
Идея создания во Владивостоке монумента, увековечивающего память всех борцов за советскую власть на Дальнем Востоке, была выдвинута Приморским бюро секции ветеранов революции и гражданской войны на Дальнем Востоке еще в 1947 году. В 1948 — было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР о сооружении таких монументов в Хабаровске и Владивостоке. В 1948 году Владивосток впервые посетил скульптор А.И. Тенета и сформировал авторский коллектив, в который кроме него вошли два архитектора — А.А. Усачев и Т.Л. Шульгина. Однако памятник был установлен только в 1961 году. Скульптурная композиция отлита из бронзы. Подиумы и постамент выполнены из красного гранита, площадка монумента — из мрамора. В 1970-е годы с фронтальной стороны памятника была сделана насыпь, на которой устроена площадь.
Площадь Борцов Революции. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Перед ним находился гараж, склады и другие помещения торгового порта, со стороны ФТИ — скверик с открытой площадкой для цирка шапито. Скверик был уютным, но для центра города оставлять эту примитивную ситуацию было нельзя. Жаль, что снесли оригинальное здание на углу Ленинской и 25 Октября (Светланской и Алеутской), оно, как и здание, где расположен главный корпус музея имени В.К. Арсеньева и торговый центр "Золотой Рог" формировало главный перекресток.
Спортивная гавань на побережье Амурского залива
Гавань имела несколько названий. В 70–80-х годах XIX века она была Каботажной, потому что отсюда начиналось пароходное сообщение между Владивостоком и устьем реки Раздольной. Позднее гавань стала называться Семеновской бухтой или Семеновским ковшом, по фамилии владивостокского купца Я.Л. Семенова. В 1862 году этот участок земли, прилегающий к небольшой бухте, стал первым наделом, выделенным первому гражданскому жителю города и первому его старосте Я.Л. Семенову. Со временем там стали косить траву для лошадей, потому и назвали это место Семеновский покос, а бухту стали называть Семеновский ковш, ведущую туда дорогу — Семеновский ввоз. Потом на месте покоса образовался базар, где торговали дарами моря: рыба свежая, крабы, кальмары, морская капуста. Базар со временем тоже назвали "Семеновский", но сначала он назывался "Сенным". В те времена воды Амурского залива славились своими целебными свойствами, благодаря повышенной концентрацией соли, поэтому здесь были построены первые купальни, которые пользовались огромной популярностью среди жителей города. Настоящее название гавань получила в советское время (к 100-летнему юбилею Владивостока), когда вдоль побережья от мыса Бурный до мыса Боброва были оборудованы водные станции.
Набережная Спортивной гавани. Фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Здания на набережной Спортивной гавани. Фото: РИА PrimaMedia
На набережной Спортивной гавани когда-то существовал кинотеатр "Хроника" с маленьким залом. Он был очень уютный. Он располагался неподалеку от ныне существующего кинотеатра "Океан".
Кинотеатр хроника. Автор фото: Музей им. В.К. Арсеньева
Заслуженный художник РФ, скульптор Эдуард Барсегов отметил, что город заполнен новыми архитектурными объектами, при проектировании которых не учитывается богатый исторический контекст.
В 2010 году Приморский союз архитекторов вел активную борьбу против строительства пятизвездочной гостиницы на улице Корабельной набережной в районе 36-го причала. Тем не менее это здание — "большой шкаф" — уже стоит и закрывает красивый вид на бухту. Наносится большой ущерб облику города, а соответственно, культурному наследию в самом широком смысле этого понятия.
При подготовке текста использованы материалы выставки Приморского музея им. В.К. Арсеньева "Вызов забвению: Опыт Археологии утраченного", видео Владислава Щебенькова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Владивосток гостиничный век назад: ночевка на бильярдном столе и кусочек Парижа для дочери
Реклама прошлого: Каким был "двигатель торговли" во Владивостоке 100 и 50 лет назад
Город на костях: дороги, жилые дома и кинотеатры на старейших кладбищах Владивостока