Согласованный список кандидатов "Единой России" на предстоящие выборы во Владивостоке говорит о том, что всем интересантам удалось сохранить лицо. Согласившись включить в партийный список не участвовавшего в праймериз экс-главу приморского филиала "Почты России" Андрея Брика, что лоббировала краевая власть, партийное руководство компенсировало это правом не ставить его во главу списка, считает ведущий политолог Дальнего Востока Сергей Гребенюк. По просьбе ИА PrimaMedia эксперт дал оценку текущей электоральной ситуации в крае и спрогнозировал ее возможное развитие, а также оценил шансы оппозиционных партий на получение депутатских мандатов.
Об утверждении списка кандидатов "Единой России" на выборы во Владивостоке
Утвержденный список кандидатов — это победа руководства "Единой России", так как ему удалось, хоть и номинально, но сохранить свое лицо. Партии пришлось включить в список Брика, как кандидатуру навязанную исполнительной властью региона, но в то же время провести небольшую свою игру, не поставив его во главе списка. Обе стороны сохранили свое достоинство и могут сотрудничать в дальнейшем. Безусловно, сама по себе процедура включения в список лиц, не участвовавших в праймериз, согласовывается на федеральном уровне и Брика интегрировали в список именно так.
Вероятно, на федеральном уровне выслушали аргументацию всех сторон и приняли решение о присутствии Брика в списке, но не на первом месте. В итоге всем получилось сохранить лицо, не дошло до прямой конфронтации. Это хороший задел, ведь власти и "ее" партии удается договориться.
В политической истории Владивостока были разные конфигурации взаимоотношений исполнительной власти с "Единой Россией". Бывало, исполнительная власть ломала партию через колено, откровенно навязывая свою волю. Были и случаи, когда партия устраивала демарши и игнорировала мнение исполнительной власти, ведя свою игру. Сейчас же мы наблюдаем нормальную ситуацию здоровой коммуникации, в рамках которой достигнут консенсус по фамилии в списке.
Электоральная ситуация сегодня и перспективы ее изменения
Если бы выборы были завтра, то у "Единой России" были бы неплохие шансы показать хороший результат. Низкая явка на муниципальных выборах и отсутствие ажиотажа играет на руку "Единой России". Это будут не выборы, где будут сталкиваться программные платформы и партии, это будут выборы, которые "делают" технологии и мобилизационный ресурс.
Кандидаты, которые прошли через праймериз, уже смогли мобилизовать часть избирателей на округе. Если им удастся повторить эту историю в условиях реальной избирательной кампании, это сильно увеличит их шансы на победу.
Против "Единой России" может сыграть рост явки, потому что это привлечет неопределившийся электорат, который может прельститься протестной повесткой и проголосовать за другие партии. Но, по косвенным признакам, будет вестись работа по "сушке" явки. Но такой расклад выгоден для "Единой России" именно сейчас. Как будет развиваться ситуация ближе к выборам, пока загадывать рано.
Решение "сушить" или повышать явку, естественно, будут принимать на основании данных социологических опросов. Если партии будет выгодна высокая явка, технологи будут работать на повышение, если низкая — будут "сушить". В нынешнем раскладе выгодна низкая явка. Если что-то изменится, стратегия работы может быть кардинально перестроена.
То же самое и с участием партий-спойлеров. Если социология покажет, что рейтинг КПРФ идет в рост, но изрядная доля избирателей таким голосованием хочет лишь высказаться против "Единой России", то из-под сукна достанут партию-спойлер — КПСС, которая способна оттянуть 2-3% у коммунистов. Но это уже сценарий, скорее для более-менее нормальной или высокой явки. При низкой будет соревноваться мобилизационный ресурс партий и кандидатов. Случайный избиратель, которого можно отвлечь на партию-спойлер, при таком раскладе просто не дойдет до участка для голосования.
О шансах оппозиционных партий
Касаемо оппозиции во Владивостоке уместно говорить, прежде всего, о КПРФ. Выстроить более-менее адекватную кампанию КПРФ может только сформировав более приземленную и адекватную ситуации повестку. Сейчас на местном уровне они сильно слились со сторонниками Навального и его повесткой. Избирателю не так интересна критика Путина и Медведева с его домиком для уточки, сколько обличение таких близких вещей как дороги, состояние ЖКХ. Если КПРФ сумеет переориентироваться с аморфной федеральной на местную конкретную повестку, то у партии могут быть неплохие шансы.
Что касается других партий, то во многом их предвыборная стратегия ориентирована на креатив технологов, рекламщиков и размер бюджетов, потраченных на продвижение. При таком подходе есть большой риск не попасть в свою аудиторию, не привести на участки своего избирателя. Мы видели выборы в Законодательное собрание, когда "Справедливая Россия" завесила весь город своей агитацией и все равно получила нелепый результат в виде одного человека, проведенного по списку.
О нехватке во всех партиях сильных кандидатов
Проблема муниципальных выборов в том, что во всех партиях, включая парламентские, очень мало сильных личностей среди кандидатов. Большинство более-менее состоявшихся политиков уже ушли на уровень выше — в депутаты Законодательного собрания, например. Мы смотрим на список "Единой России" и видим там новых людей, то есть абсолютных новичков в политике. Ожидать, что списки КПРФ, "Справедливой России" или ЛДПР будет сплошь состоять из лидеров общественного мнения тоже не приходится. В изрядной доле там так же будут новички в политике, пусть и засветившиеся в протестных акциях, но еще не проходившие через выборы. Реально сильные, авторитетные, кандидаты идут на пересчет.