Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:
— Проблема существования творческого человека на просторах нашего отечества не теряет своей актуальности вопреки изменениям в социальной, политической и экономической сферах. В этом театральная публика смогла в очередной раз убедиться, посетив 11 октября 2017 года ироничный delirium Вадима Данцигера "Заповедные дали" по мотивам повести Сергея Довлатова "Заповедник". Спектакль идет на сцене уже второй год, неизменно привлекая внимание зрителей.
Постановка погружает публику в недавнее советское прошлое, кажущееся современному человеку, пережившему стремительную смену исторических эпох, таким далеким, окрашенным легкой дымкой грусти и иронии. Действие разворачивается в расположенном под Псковом музее-заповеднике А.С. Пушкина. Сюда из Ленинграда приезжает поработать экскурсоводом писатель Борис Алиханов (Сергей Коврижиных), как характеризует его режиссер – большой, неторопливый человек с душой лемура. Актером убедительно создается образ образованного, талантливого советского интеллигента, который, как водится, не понят современниками и топит обиды в алкоголе, пытаясь разобраться в своей судьбе.
Появление рядом с Борисом духа А.С. Пушкина (Константин Суворин) первоначально воспринимается главным героем последствием общения с "зеленым змием". Однако великий поэт его разубеждает, напомнив, что тот, по сути, едет к нему в гости. Дух А.С. Пушкина становится постоянным спутником Бориса, активно общается с коллегой по цеху и с интересом наблюдает за происходящими в музее-заповеднике и его окрестностях событиями.
В 70-80х годах XX века пушкинские места стали туристическим бизнесом, вокруг турбазы крутится жизнь местного населения. Экскурсоводы с воодушевлением рассказывают о памятных местах, связанных с жизнью великого поэта: здесь покажут "настоящую" могилу Пушкина, аллею Керн и портрет Ганнибала и не важно, что это не совсем исторически достоверно. Зритель, знакомый с реалиями современной туристической индустрии, снисходительно следит за тем, как экскурсоводы рассказывают сказки наивным туристам и нервничают от вопросов "знатоков", которые пытаются подловить их на неточностях.
Пушкин – наше все!. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
Красивый антураж, который представляется туристам, скрывает настоящую жизнь обитателей пушкинских мест. Деревня рядом с заповедником, источником, казалось, самых светлых идей и вдохновения вымирает, о чем свидетельствуют обветшавшие дома и опустившиеся люди, которые не видят цели и смысла в жизни.
Актеры, основываясь на ироничных характеристиках Сергея Довлатова, создают незабываемые образы местного населения: бывшего "дружбиста", а ныне статного алкоголика Михал Иваныча (заслуженный артист России Сергей Миллер) – герой любезно поясняет: он рубил лес пилой "Дружба", что легло в основу прозвища; бывший моряк, безвозвратный алкоголик Толик (Борис Белебезьев), беспробудно пьющий писатель, "типа Чехова" Потоцкий (Валентин Запорожец). Даже успешный с виду фотограф Валера Марков (Денис Неделько), который производит впечатление шизофреника-симулянта, беспробудно пьет потому, что по его словам он получает деньги, которые некуда больше тратить, кроме как пить. Борис и дух великого поэта наблюдают за происходящим, участвуют в застольях и философских беседах "за жизнь".
Актером убедительно создается образ образованного, талантливого советского интеллигента. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
Воплощенные в спектакле женские образы ярки, колоритны и с юмором отражают стереотипы эпохи. Методист музея Марианна Петровна (Яна Мялк). Согласно первоисточнику – женщина с запущенным лицом без дефектов и неуловимо плохой фигурой. "Мечта отставника", администратор экскурсионного бюро Галина Александровна (Марина Волкова). Обе дамы создают традиционную контрастную пару советских административных работников. Не менее эффектно преподнесены образы экскурсоводов: раскованная москвичка Натэлла (Ольга Налитова), экзальтированно-сентиментальная Виктория Альбертовна (Елена Санина), которая иронично определяется как претенциозная героиня Бенуа, молодая и непосредственная Аврора (Полина Пугачева). Женские персонажи активны, полны жизни, но неизменно одиноки и лишены мужского внимания.
Удивительно, но вовсе не случайно, что ресторан с символическим названием "Лукоморье" становится для уверенно спивающегося общества местом выхода в "люди". Мужчины пьют и философствуют, образованные барышни, которые чуть-чуть навеселе, танцуют под шлягер тех лет "Первые шаги" (музыка С. Пожлакова, слова А. Ольгина) в исполнении официантки Бисмарк (Наталья Крюкова).
Неожиданный приезд жены Бориса Татьяны (Наталья Овчинникова) приоткрывает завесу тайны появления главного героя в пушкинском заповеднике. Героиня убедительно показана спокойной, уверенной молодой женщиной, которая уже давно не ждет решений от мужа и сама знает, что будет лучше для семьи. Татьяна сообщает мужу, что заканчивает оформление документов на выезд заграницу по еврейской квоте и если он, как и раньше, не хочет ехать с ней, то пусть подпишет документы о том, что он разрешает выезд за границу их дочери.
Борис колеблется, он не хочет уезжать, так считает, что на чужбине он и его писательский талант никому не нужен. Главный герой стоит перед выбором – уехать и предать себя, но быть рядом с семьей или остаться, но лишиться близких. Таня просит мужа еще раз подумать и возвращается в Ленинград, а Борис уходит в традиционный запой.
Борис и Татьяна: воссоединение любимых. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
К тяжелым размышлениям главного героя присоединяется дух А.С. Пушкина, который с горечью напоминает о том, что и он сам был "невыездным". Поэт дает совершенно непатриотичный совет: если есть возможность, то надо ехать и пробовать изменить свою жизнь. Постепенно выясняется, что даже в далеком провинциальном обществе многие ищут возможности покинуть социалистический рай. Вызов к майору Беляеву (заслуженный артист России Евгений Вейгель) для профилактической беседы оставляет у главного героя сложные чувства. Сотрудник оплота национальной безопасности, с горечью говоря о том, что пьянство губит Родину, советует Борису воспользоваться шансом и уехать. В итоге, Борис остается, Татьяна с дочерью эмигрируют. В конце спектакля тонко показано душевное состояние героев: Борис и Татьяна разговаривают в разных концах сцены по телефону – он в СССР, она в Австрии, у каждого "все хорошо", они все еще надеются на то, что будут вместе.
Эффектно построен финал. Действующие лица садятся на выстроенные в одну линию на переднем плане сцены скамейки, которые выглядят своеобразной изгородью и смотрят на третий уровень сцены, на котором возвышается А.С. Пушкин. Таня и Борис сидят рядом, но на разных скамейках, пространство между ними становится символом семейного и ментального разъединения. Затем герои оборачиваются к зрителю, создавая эффект "взгляда из заповедника". Фоном звучит знаменитый шлягер тех лет "Беловежская пуща" в исполнении ВИА "Песняры". На этом история о поиске себя и выборе между свободой и заповедником заканчивается.
Хочется обратить внимание на оформление спектакля. Сценические декорации просты и конструктивны. Темный тон конструкций, делящих сцену на три уровня, создает нейтральный фон, на котором выгодно выделяется преимущественно светлый реквизит. Белые скамейки с решетчатыми спинками – далекий символ романтической эпохи XIX века – создают необходимый пушкинский антураж, они легко трансформируются в сидения автобуса, ресторанные банкетки, деревенские завалинки. Мастерски выстроенный свет позволяет формировать пространство сцены прямо на глазах у зрителей. На контрастном темно-светлом фоне яркие сценические костюмы приобретают особую выразительность (А.Э. Климов). Отдельно отметим музыкальное оформление спектакля (И.А. Вилков) и постановку вокальных номеров (Т.С. Данцигер-Дельсаль), которые с помощью шлягеров тех лет создают необходимую звуковую среду.
Герои спектакля остались в далеком заповеднике, но их проблемы остро отзываются в душе современного зрителя. Образ "невыездного" А.С. Пушкина остается для нас символом русского духа, тем, что заставляет любить отечество вопреки всему. Спектакль наполнен трагической иронией, множество комичных ситуаций, удачно воплощенных актерским составом, вызывают одновременно и смех, и слезы. В происходящем на сцене зритель видит отражение самого себя, своих стремлений и прорывов, свойственных загадочной российской ментальности.
ОТ ИА PrimaMedia добавим, что спектакль "Заповедные дали" можно будет посмотреть в Приморском академический краевом драматическом театре имени М.Горького 12 ноября.
ОБ АВТОРЕ: Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, член-корреспондент Российской академии естествознания РАЕ.
Наталья Федоровская. Фото: Предоставлено автором
В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.