"Крабовый" - уже прошлый век: новая "Январская ромашка" разбавит блюда на столе
04:40
С новогоднего застолья в больницу: что может привести к пищевому отравлению?
04:20
Стоимость электричества в домах изменится с 1 января – новые тарифы ЖКХ
03:11
Полиция устанавливает участников видео с дракой в школе Владивостока
3 декабря, 20:20
Прокуратура во Владивостоке "расторгла" брак местной жительницы с мигрантом
3 декабря, 19:50
Прокуратура занялась ситуацией с обесточенным судном во Владивостоке
3 декабря, 19:37
Горящая кара Новолуния - мощный толчок судьбы пронзит 4 знака в декабре 2024
3 декабря, 19:30
Тариф на капремонт домов в Приморье будет увеличен на треть
3 декабря, 19:16
Строительство подпорной стены на Спиридонова, 40 во Владивостоке идет по графику — мэрия
3 декабря, 19:14
Рекордная индексация пенсий в 2025 году - россиянам разъяснили новые правила
3 декабря, 19:11
Илья Гращенков: "Отличниками рейтинга станут те, кто уже стал губернатором 3.0"
3 декабря, 18:31
Расход Овнов, сражение Дев и очаг Рыб: подробный гороскоп на 4 декабря
3 декабря, 18:30
Предновогодняя акция в Общественном пространстве Третьяковской галереи во Владивостоке
3 декабря, 18:06
Проблема с мигрантами и Хэллоуин – как это связано: мнение главы Приморской митрополии
3 декабря, 18:05
Подавление, Интуиция, Отпустить себя: полетный прогноз Ошо Дзен на 5-10 декабря
3 декабря, 18:00

«Одноклассники точка ру»: встреча, обернувшаяся вечером неожиданных признаний

Авторская рецензия на культовый спектакль Приморского краевого драматического театра молодежи
15 ноября 2017, 17:00 Общество
"Одноклассники точка ру" Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
"Одноклассники точка ру"
Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia

Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:
— 29 октября 2017 года в Приморском краевом драматическом театре молодежи состоялся вечер-прощание с "Одноклассниками точка ру". Начиная с марта 2009 года этот высокий и светлый спектакль, поставленный по пьесе Юрия Полякова "Одноклассница", неизменно собирал полный зал. Последний, сто пятнадцатый раз режиссеры-постановщики – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Галкин и заслуженный работник культуры РФ Галина Колесникова привлекли два актерских состава исполнителей, которые эти годы радовали зрителей. Фабула спектакля проста: на сорокалетий юбилей Ивана Костромитина (Дмитрий Константинов), находящегося уже двадцать лет без сознания после тяжелого ранения в Афганистане, собираются его бывшие одноклассники. Их встреча внезапно оборачивается вечером неожиданных признаний.

Отметим профессиональную работу команды сценографов (художник-постановщик Виктор Шматок), которые сценическим пространством помогли создать атмосферу ушедшей эпохи. На сцене представлен интерьер квартиры Евгении Петровны, мамы Ивана (в первом действии эту роль исполняет заслуженная артистка РФ Екатерина Серебрянская, во втором – актриса Ирина Тарасюк) – простенькие, еще советского времени полосатые обои, на стенах медали, гитара и фотография Вани, на тумбочке – его кубки. В глубине сцены, за хорошо знакомыми старшему поколению бамбуковыми занавесями, виден накрытый праздничный стол. Стабильность места действия позволяет зрителю не отвлекаться на смену декораций и внимательно следить за игрой актеров. Рядом с Евгенией Петровной бывшая невеста Ивана Светлана Погожева (Алла Васильева).

1 / 2

Один за другим приходят одноклассники, каждый готов поделиться своими достижениями. Постепенно выясняется, что их внешняя успешность – лишь видимость. Анна Фаликова, ставшая еще в школе областной королевой красоты, познала жизнь полусвета и выброшена на улицу последним покровителем. В первом действии ее роль исполняет Лариса Постернак, во втором – Жанна Силко. Эмигрировавший в Австралию медиамагнат и ресторатор Борис Липовецкий (Игорь Смирнов и Игорь Чернышев) на деле оказался неудачливым мелким бизнесменом, который жаждет вернуться на Родину. Пожалуй, лишь живущий ныне на вокзале и спивающийся поэт Федя Строчков (Вадим Замараев), да ставший батюшкой Михаил Тяблов (Дмитрий Штанько) не видят смысла пускать пыль в глаза одноклассникам. Все с нетерпением ждут бывшего хулигана и задиру, а ныне баллотирующегося в мэры местного олигарха Виктора Черметова (Адисон Салахутдинов).

1 / 3

В центре сюжета переплетаются судьбы трех одноклассников: Ивана Костромитина, Виктора Черметова (Чермета) и Светланы Погожевой. Персонаж Дмитрия Константинова безмолвно и недвижимо присутствует в большинстве сцен, с ним постоянно общаются все действующие лица спектакля. Отметим, что это одна из самых трудных ролей. Актеру удалось воплотить на сцене сложнейший образ человека, застрявшего между миром живых и мертвых. Постепенно становится очевидным, что каждый гость пришел к однокласснику не только из-за чувства долга, но согласно внутренней потребности, интуитивному стремлению соприкоснуться с идеализированным миром юности, в котором остался Ваня. Евгения Петровна считает, что ее сын хоть и "не с нами", но слышит и воспринимает мир.

Иван становится для бывших одноклассников своеобразным окном в чистое, светлое прошлое. Герои раскрывают перед ним душу, понимая, что он, вероятно, ближе всех к Богу. Выясняется, что все гости обязаны Ване шансом на хорошую жизнь. Молодой человек, открыл школе поэтический талант Феди, настоял на участии Ани в конкурсе красоты. Именно Ваня подарил Библию Мише, спас Борьку от школьных разбирательств. Чермет благодарит Ивана за то, что, последовав за ним в Афганистан и пережив ужас войны, понял истинную ценность жизни.

Противоположностью Ивану Костромитину становится Виктор Чермет – уверенно распоряжающийся чужими судьбами циничный делец, перед которым заискивают окружающие. Все его бывшие одноклассники выступают в качестве просителей. Актерам удалось очень реалистично передать изменения в поведении героев под влиянием власти денег: Анна кокетливо надевает, спрятанную в сумочке корону, и пытается всеми силами обратить на себя внимание; пьяница Федя жалуется, что к нему не пускает охрана; отец Михаил смиренно надеется на продолжение финансирования; разговаривающий свысока с манерным австралийским акцентом Борис, получив предложение работать в предвыборной компании Виктора, моментально становится послушным, подобострастным подчиненным.

1 / 2

Светлане тоже нужны деньги Черемета: муж взял у бандитов деньги в долг "на бизнес" и уехал. Теперь с нее требуют возврат кредита с процентами. Виктор хладнокровно ставит условие – покрытие долгов за близость с ним сегодня на глазах у Вани. Светлана шокирована предложением, пытается воззвать к совести, но бизнесмен непреклонен и цинично издевается над страданиями женщины.

Адисоном Салахутдиновым убедительно создается образ уверенного в себе дельца, которого власть денег полностью лишила человечности. Однако, стереотип злодея быстро разрушается: выясняется, что герой давно открыл счет в банке на поддержание Вани и его семьи, неоднократно оплачивал лечебницу, чтобы избавить от алкогольной зависимости Федю, регулярно жертвует деньги отцу Михаилу на ремонт храма. Причем, делает все это без лишней огласки. Благородные поступки Чермета заставляют искать истинные причины жестокого отношения к бывшей однокласснице.

Образ Светы, благодаря выразительной игре Аллы Васильевой, раскрывается перед зрителем на протяжении всего спектакля, а хранимые ею тайны проливают свет на происходящие события. Выясняется, что в семье Светланы не "все хорошо": дочь Ольга (Евгения Серебрянская) – дитя новой формации, считает, что мать ничего не понимает в современной жизни. Муж уехал, подставив жену и дочь под криминальных кредиторов. Страх за дочь вынуждает Светлану согласиться на унизительное предложение Чермета, героиня лишь задает вопрос: "Зачем тебе все это надо?". Чермет намекает на объединяющую их тайну и требует рассказать правду о произошедшем двадцать лет назад, используя школьную клятву: "соврешь-умрешь"!

1 / 2

Светлана в отчаянии открывает перед зрителями свой самый страшный секрет: двадцать лет назад, поддавшись своим эмоциям, она провела ночь с влюбленным в нее Черметом. Этот поступок стал для Светы позором и предательством Вани, которого все считали ее женихом. Светлана призналась во всем Ивану, тот, не простив, уехал на службу в армию раньше срока и получил тяжелое ранение, превратившись в "живой труп". Узнавшая о своей беременности героиня была вынуждена срочно выйти замуж за сокурсника, готового принять ее вместе с чужим ребенком. Все эти годы женщина хранила тайну и считала себя виноватой в трагедии Ивана. Светлана признается Чермету, что Ольга его дочь, но в финале публично называет ее отцом Ваню, повергнув в шок и Чермета, и Ольгу, которой более выгодно быть ребенком олигарха.

1 / 3

В этот вечер узнает много нового и сама Светлана: Чермет объясняет, что ее муж взял деньги не "на бизнес", а для своей новой семьи, жену и падчерицу он бросил на растерзание бандитов. Олигарх оплатил долги Светы и использовал сложившуюся ситуацию, чтобы добиться от нее признания.

Благодаря сценам-признаниям становится понятным "странное" поведение Чермета. Игрой Адисона Салахутдинова прекрасно передана двойственность героя: жизнь заставила его надеть непробиваемую маску циника и расчетливого дельца, тогда как душа отчаянно сопротивляется происходящим вокруг мерзостям. Герой с горечью говорит Ивану, что это хорошо, что тот остался в прошлом и не видит новой жизни, где "счастье покупается за грязные деньги, за честные деньги можно купить только нищету". Душа Виктора раскрывается перед зрителем, когда он исполняет бардовские песни об Афганистане, словно возвращаясь в те время, когда в цене были честь, долг, верность и любовь.

Отметим прекрасный подбор музыкального ряда, отражающего миры прошлого и настоящего. Для воспоминаний о прошлом выбраны знаменитые "Голуби" Сергея Трофимова (Там, там высоко) и авторские песни актера Театра молодежи Вадима Дубодела. Контрастом им, на фоне кульминационных сцен признаний, звучат песни кумира новой эпохи – Николая Баскова, по сюжету приглашенного Черметом в качестве исполнителя на праздничный концерт.

1 / 2

Казалось, что зрителей, с интересом следивших за происходящими на сцене событиями в духе "Санта Барбары", как метко заметила Ольга, уже ничем нельзя удивить. Однако развязка спектакля неожиданна. После бурных сцен признаний и комических разборок между героями, неожиданно для всех происходит чудо – Иван начинает громко смеяться, словно подтверждая брошенную ранее на сцене фразу: "В сорок жизнь только начинается!". Этот повергнувший всех в шок смех становится финальной точкой спектакля.

Чудесное пробуждение Ивана

Чудесное пробуждение Ивана. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia

Чем привлекает спектакль? В первую очередь жизненно правдивой историей. Актерскому составу удалось блестяще воплотить знакомые зрителям по реальной жизни характеры героев, в судьбах которых, как в зеркале, отражается судьба поколения. Зритель, следя за происходящим на сцене, вспоминает свою историю одноклассников: кто-то выбился в люди и сделал карьеру, кто-то оказался неудачником, кто-то уехал из страны, кто-то погиб. Взрослая публика невольно испытывает ностальгию по ушедшей юности, по мечтам, которым так и не суждено было исполниться.

Популярность спектакля определяется по количеству проданных на него билетов. Полный аншлаг в Театре молодежи и устроенные зрителями овации после спектакля – это лучшее подтверждение тому, что "Одноклассники точка ру" до сих пор пользуются искренней любовью публики.

Овации благодарной публики

Овации благодарной публики. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia

Встреча со зрителями, устроенная творческим коллективом, показала единодушие во мнении: спектакль нельзя снимать с репертуара Театра. Несмотря на прошедшие годы, он не потерял своей актуальности и смотрится на одном дыхании. Многие из присутствующих в зале гостей были на этой постановке много раз и до сих пор получают удовольствие от просмотра этой искренней и такой жизненной истории.

1 / 2

У каждого спектакля есть свое время жизни, постепенно происходит актерское "выгорание" и неизбежное старение состава исполнителей. "Одноклассники точка ру" уходят со сцены на пике популярности, оставляя у публики ностальгирующее сожаление и надежду на новую встречу. Остается надеяться, что Театр молодежи не ставит финальную точку в этом спектакле, а лишь берет таймаут, и через некоторое время мы снова увидим "Одноклассников" на сцене.

ОБ АВТОРЕ: Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, член-корреспонден Российской академии естествознания РАЕ.

Наталья Федоровская

Наталья Федоровская. Фото: Из личного архива автора

В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.

155775
43
37