Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:
— 5 ноября 2017 года в Академическом театре им. М. Горького состоялось очередное представление замечательной комедии режиссера-постановщика Роберта Манукяна "Три грустных мужа и один веселый" по пьесе Виктора Ляпина. Рассказанная труппой история переносит зрителей в деревню, затерявшуюся во времени и бескрайних просторах нашей Родины. Мы как-то привыкли к тому, что сельская жизнь на театральной сцене ассоциируется с покосившимися полуразрушенными домами, нищетой и т.д. В этом спектакле акцент сделан не на социальных проблемах, а на духовной составляющей русской деревни. Сценическое пространство, мастерски выполненное под руководством художника-постановщика Владимира Мартисорова, создает идеализированный образ "домика в деревне", как он обычно видится городскому жителю.
На фоне задника, изображающего бесконечный березовый лес, на дальнем плане сцены располагается сценическая конструкция, имитирующая деревянную избу с оформленным декоративным орнаментом окном с тюлевыми занавесками. Декорация легко раскладывается, позволяя быстро переносить действие внутрь дома. В центре сцены располагается покрытый цветной клеенкой стол, символизирующий традиционное русское гостеприимство. Рядом неизменные атрибуты деревни – пугало, колодец, стог сена, бочка для сбора воды, забор с калиткой, которой крайне редко пользуются мужские персонажи, предпочитая отодвигать доски и входить во двор через лаз.
Отметим гармонично подобранные цветовые решения костюмов и декораций спектакля. Яркие насыщенные цвета заряжают позитивной энергией, притягивают к себе внимание, создают атмосферу праздника. Народный колорит усиливается звучанием балалайки, использованием мелодии русской плясовой "Камаринская", "Светит месяц", а в напряженных ситуациях – песни "Шумел камыш". Все эти звуковые символы народного искусства приправлены зажигательными латиноамериканскими ритмами, которые придают музыкальному ряду дополнительную динамику.
Завязка действия начинается с последовательного появления на сцене трех бывших мужей хозяйки дома Любови Плигиной (заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова). Три мужа Любы, совершенно разные по характеру и мировосприятию, которых объединяет одно – все они сохранили нежные чувства к своей бывшей жене. Выяснив, что Люба выслала всем одинаковые телеграммы с просьбой приехать и спасти ее из "этого Ада!", герои решают дождаться и выяснить, что она от них хотела.
Завязка действия начинается с последовательного появления на сцене трех бывших мужей хозяйки дома Любови Плигиной. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
Постепенно на сцене раскрываются характеры каждого бывшего мужа. Первый – типичный интеллигент, поэт-песенник Станислав Клепиков. Михаилу Марченко удалось убедительно воплотить образ мягкого по характеру, мало приспособленного к суровой жизни человека. Кстати, он единственный является к Любе с деньгами, которые тут же "перераспределяют" его более решительные "собратья". Второй муж – Петр Шишигин (Александр Белоконь) – рабочий человек, который все "свое" носит с собой: его чемодан наполнен не только консервами, но и грамотами за доблестный труд. Персонаж Александра Белоконя решителен, уверен в себе, способен кулаками отстаивать свою позицию. Третий муж – артист Павел Черняга, харизматичный образ которого убедительно создан заслуженным артистом России Евгением Вейгелем – это постоянно попадающий в неприятности авантюрист, на которого нельзя долго обижаться. Сбежав со своей свадьбы, по дороге он умудряется проиграться в карты крутому попутчику Одинцову (Сергей Симоненко), теперь за ним охотится не только его невеста, но и милиция, которую "подключили" к поиску должника.
Столь колоритные фигуры бывших мужей подогревают интерес к главной героине. Ее предварительный образ складывается на основе реплик героев, а также исходя из внешнего облика ее дома. Когда Любовь Плигина, в блестящем исполнении Светланы Салахутдиновой, появляется на сцене с цинковыми ведрами в руках, проплывая лебедушкой мимо остолбеневших бывших мужей, становится понятно, что перед нами появилась Хозяйка.
Истинная русская красавица, с длинной косой, украшенной кокетливо прикрепленным алым цветком, в светлой рубашке, на поверхности которой выделяются крупные коралловые бусы, в павлопасадском платке, цветастой длинной юбке и в белых туфельках на каблуках. Появление на сцене живущей в деревне и ведущей подсобное хозяйство женщины в столь парадном виде, в совокупности с идеализированным "домиком в деревне" и приехавшими спасать жену бывшими мужьями, окончательно разубеждает в реалистичности происходящего и свидетельствует о том, что перед публикой разыгрывается сказка на современный лад. Напомним, что в традиционной русской сказке девица-красавица просто обязана выглядеть соответственно, чтобы добрые молодцы ради нее совершали подвиги.
По ходу действия выясняется, что Люба замужем в четвертый раз. Ее нынешний муж – местный участковый Николай Кривокрасов (заслуженный артист России Сергей Миллер) – был изгнан из дома, когда героиня узнала про его любовную интрижку с продавщицей сельмага Веркой (Ольга Налитова). Появление участкового в доме Любы вызывает панику у Черняги, так как его ищет милиция. Хозяйка спасает авантюриста в своей спальне и пытается отвлечь внимание мужа. Шум заставляет Кривокрасова выхватить оружие и готовиться к штурму помещения, однако из спальни выплывает переодетый в платье Любы Черняга, который представляется сестрой хозяйки дома и откровенно заигрывает с оторопевшим от неожиданности Кривокрасовым. Для усиления комизма ситуации, в этой постановке семейное родство "сестер" подчеркивается дублированием Чернягой внешнего облика главной героини.
Люба не ожидала, что все бывшие мужья приедут ее спасать, и выясняет у каждого – зачем она ему нужна. Активный, развязанный Черняга первым изгоняется Любовью: ей нужен верный, надежный муж, а не бегущий от ответственности человек. Шишигин готов увезти любимую на "край света" – он едет строить завод на Алтае: билеты уже куплены, жить они будут в палатках. А как на этом "краю" будет самой любимой? Как же дом, хозяйство, бросить все ради "рая в шалаше"? Романтичный Клепиков всю ночь напролет читает Любе стихи, что склоняет чашу весов в его пользу: Любовь решает снова выйти замуж за Клепикова. Кривокрасов в отместку делает предложение Вере – теперь герои готовятся к двум свадьбам.
Люба выясняет у каждого – зачем она ему нужна. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia
А между тем, жизнь в деревне идет своим ходом. Кривокрасов возвращается в дом к Плигиной, вслед за ним прибегает Вера. Посиделка заканчивается приглашением "бывших" на рыбалку, которая оборачивается бедой: Клепиков во время купания пошел ко дну, его с трудом совместными усилиями удалось откачать. Насыщенный событиями день завершается зажигательной деревенской дискотекой с русско-латиноамериканскими танцами и стрельбой.
Утром выясняется, что сегодня у Любы день рождения, но праздничного настроения нет: ей уже сорок, несмотря на четырех мужей она одинока, героине хочется настоящей семьи, любви, надежности, хозяина в дом. За горестными размышлениями ее застает невеста Черняги Надежда Марковна. Наталья Крюкова создает образ обеспеченной, уверенной в себе молодой женщины, которая пытается отыскать свое "сбежавшее счастье".
Надежда Марковна с изумлением встречает у Плигиной переодетого в женское платье Чернягу – его обман раскрыт. Кроме невесты, беглеца обнаружил Кривокрасов, а также явившийся взыскивать долг Одинцов. Чтобы помочь горе-авантюристу отыграться, на кон ставится самое дорогое: Люба ставит свой дом и сарай, Надежда – кредитную карточку, Кривокрасов – табельное оружие. К счастью для всех Черняга выигрывает и спасает друзей от разорения.
Любовь прощает признающегося ей в любви Кривокрасова – развода и новых свадеб не будет. Кривокрасов в воплощении Сергея Миллера – честный, прямолинейный человек, который не умеет красиво говорить, но подкупает своей искренностью и надежностью.
Вера, одетая в нарядном платье, остается одна. Благодаря игре Ольги Налитовой, зритель видит не столько хищницу, пытающуюся увести из дома чужого мужа, сколько одинокую, отвергнутую женщину, которая тоже хочет любви и заботы. Знакомство с Шишигиным дарует ей надежду на счастье: решив, что терять ей в деревне нечего, девушка соглашается уехать с Петром на Алтай и начать новую жизнь, хоть в палатке, но с порядочным человеком.
Наблюдая над тем, как устраивается судьба Веры и Шишигина, Любовь решает помочь Надежде Марковне и пристроить Чернягу в хорошие руки. Главная героиня быстро организует праздничный стол, во время которого проводит свадебный ритуал. Замечательно построена сцена "прощания невесты с девичьей свободой", в которой естественным образом переплетаются элементы традиционной русской свадьбы и современного застолья.
Когда гости обнаруживают исчезновение жениха, Любовь не теряется и выносит вердикт: "Ну и черт с ним, зачем тебе этот бегун"? Мудрая женщина переводит взгляд на печально напивающегося Станислава Клепикова – чем не жених? – спокойный, почти не пьющий, тот, которому нужен дом и твердая, надежная женская рука. Вот уж поистине традиционная русская свадьба, когда жених и невеста впервые встречаются на церемонии. А то, что любви между брачующимися пока нет, то это не беда – если Любовь сказала, то значит все будет! К растерявшейся Надежде Марковне подводят находящегося в полубессознательном состоянии Клепикова и требуют ритуального поцелуя.
Кто же такая Любовь Плигина, почему к ней стремятся все мужчины? Люба, как истинная русская женщина, обладает добротой, щедростью души, способна на жертвы ради любимых, она любит всех своих мужей за их лучшие качества и великодушно прощает слабости. Люба, в воплощении Светланы Салахутдиновой, становится своеобразным символом женской любви, женственности и мудрости.
"Три грустных мужа и один веселый" – это история о том, как сложно сохранить любовь и как легко ее потерять. Постановка представляет собой осовремененный вариант русской сказки, обращенный к взрослой аудитории: мужчинам предложено испытание, чтобы обрести истинную любовь. Кривокрасов, несмотря на свою измену, своей искренностью и честностью сохранил расположение Любы, став пресловутым "веселым мужем", остальные вынуждены брать то, что осталось. Любовь, заботясь о своих избранниках, устраивает их судьбы с теми, кого они заслуживали: Шишигин встречает готовую на авантюру Веру, а нерешительный Клепиков – Надежду, которая в состоянии позаботиться об их будущем, и только "бегун" Черняга снова не использовал свой шанс обрести личное счастье.
"Три грустных мужа" в постановке Академического театра им. М. Горького – это наполненная добрым юмором и любовью к окружающим комедия, в которой собрано множество веселых, жизненных эпизодов. Это настоящая сказка для взрослых, в которой, как и положено, обязателен счастливый конец: Любовь правит этим миром – как Люба сказала, так и будет!
ОТ ИА PrimaMedia добавим, что спектакль "Три грустных мужа и один веселый " можно будет посмотреть в Приморском академическом краевом драматическом театре имени М.Горького 1 декабря.
ОБ АВТОРЕ: Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, член-корреспонден Российской академии естествознания РАЕ.
Наталья Федоровская. Фото: Предоставлено автором
В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.