Бизнес. 18 января, 12:40
Пятый арбитражный апелляционный суд (Владивосток). Фото: ИА PrimaMedia

Компания-перевозчик из Владивостока в суде защитила автобус от «охотников за СОР» из ГИБДД

Независимая экспертиза опровергла мнение ГИБДД о якобы «перебитом» VIN-номере, регистрацию транспортного средства придется восстановить

18 января, PrimaMedia. Зарегистрированному во Владивостоке автотранспортному предприятию "Дальавтотранс" удалось добиться в суде отмены аннулирования регистрации одного из своих автобусов. Еще в феврале 2016 года автобус южнокорейского производства был "выведен из строя" сотрудниками ГИБДД – по подозрения в подделке VIN-номера шасси транспортного средства. После продолжительных судебных разбирательств Арбитражный суд ПК признал действия подразделения краевого ГИБДД незаконными, решение суда первой инстанции было подтверждено Пятым арбитражным апелляционным судом и в течение двух последующих месяцев так и не было обжаловано в кассационной инстанции, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на материалы дела.

Напомним, что с начала 2016-го и летом 2017 года масштабные проверки пассажирского автотранспорта (ввезенного на территорию Таможенного союза в основном из Республики Корея) на предмет, помимо прочего, и "законности" VIN-номеров узлов и агрегатов вылились в приостановку работы целых отдельных маршрутов во Владивостоке. По утверждениям участников рынка автомобильных пассажирских перевозок Владивостока, в настоящее время эта практика в краевом центре продолжается, причем в "сфере особого внимания" сотрудников ГИБДД чаще всего оказываются автобусы, обслуживающие длинные и, соответственно, рентабельные маршруты. По оценке ряда юристов, зачастую складывается впечатление, что действия правоохранителей в первую очередь направлены на "выведение из строя" автобусов компаний путем изъятия свидетельств о регистрации транспортных средств, около 30 из которых уже были аннулированы, еще около 110 автобусов с изъятыми СОР невозможно эксплуатировать.

Несмотря на многочисленные обращения участников рынка и общественных организаций, руководство краевого ГИБДД до сих пор не выступило с разъяснениями по поводу так называемой "охоты на перебитые автобусы". Между тем на рассмотрении Арбитражного суда Приморского края находится в настоящее время несколько дел по обжалованию действий подразделений приморского ГИБДД, аннулировавших СОРы заподозренных в "неправильности" идентификационных номеров автобусов.

Согласно материалам дела "Дальавтотранса", в феврале 2016 года под подозрение сотрудников ГИБДД попал автобус марки DAEWOO. Транспортное средство было ввезено на территорию Таможенного союза через Владивостокский таможенный пост с выплатой необходимых таможенных пошлин и сборов, поставлено на регистрационный учет в МОРАС ГИБДД и допущено для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации в 2007 году.

В 2015 году транспортное средство было приобретено "Дальавтотрансом", ставшим седьмым по счету российским собственником автобуса (естественно, что при каждой купле-продаже ТС проходило соответствующую проверку в структурах ГИБДД).

Тем не менее, в феврале 2016 года автобус, судя по всему, был снят с маршрута инспектором ГИБДД по подозрению в том, что VIN-номер рамы/шасси авто имеет некие "признаки изменения". Последовавшее затем исследование номера, проведенное полицейскими же, установило, что на "автобусе имеются признаки (следы), указывающие на изменение маркировочного обозначения идентификационного номера VIN на раме/шасси данного автобуса".

По российскому законодательству изменение идентификационных номеров узлов и агрегатов транспортных средств – преступление (ч.1 ст.326 УК РФ), однако по факту выявления "неправильного" VIN-номера в возбуждении уголовного дела дознаватель ОД ОП №1 УМВД России по городу Владивостоку отказал с формулировкой "факт совершении преступления на территории РФ никакими объективными данными не подтверждается".

А вот регистрационный учет автобуса Отделом №1 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю был незамедлительно аннулирован – "по причине имеющихся признаков изменения маркировочного обозначения номера шасси".

Однако в ходе разбирательства в Арбитражном суде ПК по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, которая заключила, что признаки и следы, указывающие на изменение маркировочного обозначения VIN-номера шасси автобуса "Дальавтотранса", отсутствуют. Соответственно, отсутствовали и законные основания для аннулирования регистрации транспортного средства. На что суд и указал в своем решении, обязав ответчика восстановить регистрацию.

Решение АС ПК было обжаловано ответчиком в Пятом арбитражном апелляционном суде (ПААС), в жалобе упор делался на то, что полицейская экспертиза все-таки выявила некие "признаки" изменения VIN-номера шасси автобуса.

Но в своем постановлении ПААС указал, что заключению независимого эксперта (который не обнаружил пресловутых "признаков") у суда нет оснований не доверять, поскольку это заключение, в частности, "изготовлено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы предупрежденным об уголовной ответственности экспертом, чья квалификация подтверждена надлежащим образом". А вот доводы и выводы ГИБДД о якобы измененном номере, разумеется, результатами судебных экспертиз быть не могут, так как, например, лица, проводившие исследования, не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а сами полицейские исследования проводились в досудебном порядке.

В итоге апелляционная инстанция 19 сентября оставила решение АС ПК по этому делу без изменения, отказав ответчику в удовлетворении жалобы. Таким образом, решение суда первой инстанции в пользу "Дальавтотранса" вступило в законную силу. Впрочем, ответчик, как видно из материалов картотеки арбитражных дел, в декабре 2017 года обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа (Хабаровск), но кассационная жалоба не избавляет ответчика от обязанности восстановить регистрацию "оправданного" автобуса.

От ИА PrimaMedia напомним, что приморское представительство Национального общественного комитета по противодействию коррупции (НОКПК) ранее обратилось к ряду депутатов Госдумы, врио губернатора Приморья, краевому Законодательному собранию, региональному бизнес-омбудсмену и к "Опоре России" с просьбой помочь разобраться с ситуацией, сложившейся на рынке автобусных перевозок Владивостока. В своих обращениях приморские борцы с коррупцией указывают на то, что только полная и достоверная информация от начальника УГИБДД УМВД России по Приморскому краю Олега Зубакина о том, в каких муниципалитетах края ведутся контрольно-надзорные мероприятия по выявлению пассажирских автобусов с "плохими" VIN-номерами, способна снять ранее озвученные действующими перевозчиками подозрения в том, что такая "охота" может вестись по преимуществу во Владивостоке, что, соответственно, способствует "зачистке" популярных маршрутов и освобождению "ниши" для других игроков рынка.

Также, по ранее высказанной оценке приморской "Опоры России", сами действия сотрудников ГИБДД и дознавателей полиции в истории с "перебитыми автобусами" как минимум юридически неоднозначны. В 2016 году реготделение организации малого и среднего предпринимательства даже организовало так называемую "скорую юридическую помощь" для компаний-перевозчиков. По мнению заместителя председателя ПКО ООО МСП "Опора России" Петра Берга, прояснить ситуацию, получить ответы на многочисленные вопросы предпринимательского сообщества могут помочь депутаты краевого Заксобрания и Государственной Думы.

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia