Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
Во Владивостоке отправили под стражу подростков, избивших сверстника
16:20
ДОМ.РФ открыл финансирование по проекту горнолыжного курорта в Приморье
15:56
В Хабаровске ожидают подъем Амура до неблагоприятного уровня
15:55
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life
15:10
Черемша за 700 рублей: обзор цен первой зелени с огородов Приморья
14:55
"Вода теплая и приятная": пловцы четырех стран принимают участие в "Кубке Тихого океана"
14:53
Премиум-аккаунт и скидки: новые бонусы для пользователей тарифа "Игровой" от "Ростелекома"
14:45
Во Владивостоке торжественно почтили память героя Советского Союза лейтенанта Крыгина
14:42
Остросюжетный исторический детектив "Операция “Карпаты”" выйдет на Wink.ru 25 апреля
14:34
Психолог раскрыла, как вытащить подростка из "депрессии" перед экзаменами
14:20
В Приморье стартовали продажи флагманского смартфона HONOR Magic 6 Pro
14:04
Опрос ВТБ: более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без ИИ
14:00
"АвиаПоиск" провел экскурсию по памятным местам у озера Хасан для гостей из Москвы и Калуги
13:17
МегаФон расширил сеть 4G в поселке Славянка
12:52
Удаленные сотрудники на 16% реже меняют работу, чем офисные
12:47
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49
Приморье ждёт: создается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15

Литература русского Востока поселится в Асеевском доме во Владивостоке

Да и адрес у будущего Музея литературы русского Востока подходящий - улица Пушкинская
22 января 2018, 18:20 Общество
Асеевский дом - отличное место для Музея литературы русского Востока Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Асеевский дом - отличное место для Музея литературы русского Востока
Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

Сейчас по адресу улица Пушкинская, 25, в небольшом историческом уютном деревянном доме, располагается офис Приморского краевого центра народной культуры. Но в скором времени ПКЦНК ожидает приятное новоселье — переезд в бывший Дом музеев ДВГТУ, расположенный на верхней площадке фуникулера. Освобождающийся Асеевский дом (так принято называть это историческое здание из-за того, что в 1919-1920 годах здесь квартировал будущий классик советской литературы поэт Николай Асеев) займет Музей литературы русского Востока (в статусе филиала Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева). Ходатайство Общественного экспертного совета по культурной среде в Приморском крае, единогласно решившего поддержать идею директора музея имени Арсеньева Виктора Шалая, находится на рассмотрении в администрации края. О том, что же будет представлять собой первый литературный музей Дальнего Востока, корр. ИА PrimaMedia побеседовал с сотрудником музея имени Арсеньева, известным приморским литературным критиком и искусствоведом Александром Лобычевым.

Александр Лобычев

Александр Лобычев. Фото: ИА PrimaMedia

Разговоры о необходимости создания литературного музея во Владивостоке ходили давно, и в самом музее, и в среде людей, связанных с литературой. Так получилось, что все крупные литературные музеи страны сосредоточены на западе России. В Сибири их — единицы. На ум, прежде всего, приходят Музейный комплекс В.П. Астафьева в селе Овсянке Красноярского края, а также Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина в селе Сростки Алтайского края.

На Дальнем Востоке литературные музеи вообще можно пересчитать по пальцам одной руки. В Южно-Сахалинске – музей книги А.П. Чехова "Остров Сахалин", в приморской Чугуевке – Государственный литературно-мемориальный музей А. А. Фадеева. Но это мемориальный музей, он посвящен в большей степени самой личности писателя, отмечает собеседник агентства. Музея, посвященного истории приморской и — шире — дальневосточной литературы, у нас регионе еще не было.

Александр Галушка
Александр Галушка

экс-глава Минвостокразвития РФ

Автор фото: Пресс-служба Минвостокразвития РФ

Успешное развитие Дальнего Востока немыслимо без осмысления роли региона в судьбе нашей страны. Понимания того, зачем Россия осваивала тихоокеанские рубежи, подвигом каких людей эта земля становилась российской. Все это сформировало особую дальневосточную ментальность, культуру, в том числе и литературные традиции.

Дальний Восток гордится творчеством таких писателей, как Владимир Арсеньев, Александр Фадеев, Юрий Рытхэу, Иван Басаргин, Сергей Крившенко и многих других. И очень важно и своевременно, что в Приморье в скором времени появится дальневосточный литературный музей, который объединит богатое творческое наследие всего макрорегиона и сделает его доступным прежде всего для подрастающего поколения. Музей поможет молодым людям глубже понять землю, на которой живут, какие процессы здесь происходили, каким может стать Дальний Восток в будущем.

Мысли и разговоры об этом, наконец, стали реализовываться в нечто реальное. В конце 2017 года Общественный экспертный совет по культурной среде в Приморском крае на очередном заседании одним из вопросов рассмотрел просьбу директора музея имени Арсеньева Виктора Шалая передать здание на Пушкинской, 25 под литературный музей.

Выступая перед коллегами, Виктор Шалай отметил, что, по старой доброй традиции, литературные музеи в России располагаются в зданиях, связанных с какой-нибудь знаковой писательской фигурой или событием в литературной жизни региона. Именно таким зданием и является дом на Пушкинской, 25. Здесь в 1919–1920 годах снимал квартиру молодой поэт-футурист, а в будущем крупный советский поэт Николай Асеев.

"Создание музея дальневосточной литературы позволит представить ту часть истории отечественной литературы, которая до сих пор остается неизвестной для большей части населения нашей страны… Музей позволит ввести в оборот целый пласт русской культуры…", — говорилось в обращении.

Здесь жил Асеев

Здесь жил Асеев. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

Общественный совет поддержал просьбу Виктора Шалая. Теперь свое слово должна сказать администрация Приморского края.

— В последние годы культурная экспансия в Приморский край оживилась, — рассуждает Александр Лобычев. — Во Владивостоке открываются филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи. Работает Приморская сцена Мариинского театра. Естественным на этом фоне выглядит создание некой институции, фиксирующей историю литературной жизни. Другими словами, мысль о создании музея дальневосточной литературы диктуется самой жизнью, общей тенденцией превращения российского Дальнего Востока в целом и Приморья в частности не только в геополитический и экономический, но и культурный форпост России в АТР. Неслучайно наш будущий музей мы решили назвать Музеем литературы русского Востока. Это позволит объединить в одних стенах время и пространство бытования русской литературы на берегах Тихого океана — и у нас в Приморье, и в соседних регионах, и в русском Китае, и в момент зарождения дальневосточной литературы, и в период его расцвета в годы Гражданской войны, и во второй половине ХХ столетия, и в наши дни.

В настоящее время идет активная работа над концепцией структуры будущего музея по двум основным направлениям — комплектация и выставки.

— Основанием дальневосточной литературы, как мне видится, стали путевые записки, дневники, научные отчеты, оставленные первопроходцами: моряками, разведчиками, военными топографами и так далее. С одной стороны это литература специальная, сугубо профессиональная. Но с другой стороны эти люди писали так хорошо, что фактически заложили основу дальневосточной прозы. Потом были книги Пржевальского и Арсеньева. Я думаю, литература первых путешествий обязательно должна найти свое отражение в фондах и выставках будущего музея, — говорит Александр Лобычев.

Не менее уникальными ветвями дальневосточной литературы является ярчайшая литературная жизнь 1917-1922 годов (в этот период во Владивостоке выходило небывало много книг газет и журналов, в городе жили поэты и писатели, приехавшие с запада России), литература эмиграции (творчество харбинцев), литература оттепели 1960-1970-х годов, новый литературный и издательский бум на рубеже ХХ и ХХI веков.

Николай Асеев. Бомба, Владивосток, 1921

Николай Асеев. Бомба, Владивосток, 1921. Фото: предоставлено А. Лобычевым

— Но мне кажется, музей должен не просто представить какие-то яркие имена, произведения и значительные периоды литературной жизни русского Востока, но и показать, в чем же все-таки заключается своеобразие дальневосточной литературы в общем контексте русской, советской и постсоветской литературы. А она отличается, потому что мы живем на стыке цивилизаций. И не важно, где ты именно находишься — во Владивостоке, Хабаровске или на Сахалине. Все равно мы на границе, где соприкасаются религии и культуры, и даже исторические эпохи, если вспомнить древние цивилизации, существовавшие на территории, где мы сейчас обитаем. Кстати, об этом наши приморские писатели, единственные в России, создавали свои произведения. Это известный роман о чжурчжэнях "Золотая империя" Станислава Балабина, повесть "Сокровища ангуонов" и роман "Загадка амулета" Михаила Матюшина, повесть Юрия Лясоты "В одной далекой стране", — напоминает Александр Лобычев.

Обязательно в музее должна быть отражена восточная русская эмиграция. Через Владивосток в начале прошлого века прошли все люди, которые в основном и создавали литературу русского Харбина и Шанхая. Это Арсений Несмелов, Леонид Ещин, Михаил Щербаков, Всеволод Никанорович Иванов, Ларисса Андерсен и многие другие. Во время Гражданской войны во Владивостоке был центр дальневосточной культуры и литературы. Именно здесь многие впервые проявили себя как писатели и поэты, а потом уже создали уникальную культуру дальневосточной русской эмиграции.

Венедикт Март. Песенцы — Китайские этюды, Харбин, 1922

Венедикт Март. Песенцы — Китайские этюды, Харбин, 1922. Фото: предоставлено А. Лобычевым

— Мы бы хотели первую выставку музея посвятить русским поэтам в Китае, — рассказывает Лобычев.

Объемную и тщательную работу предстоит сделать по комплектованию музея. Конечно, музей имени Арсеньева, по возможности, охватывает все сферы жизни региона, в том числе и литературную. Но сейчас это нужно будет делать целенаправленно. И если сбор дополнительных литературных материалов начала ХХ века — дело довольно сложное, хотя и крайне необходимое, — сейчас это раритеты, то с литературным процессом периода 1960-1970-х годов и далее, дела обстоят, конечно, лучше. Еще живы некоторые патриархи приморской и дальневосточной литературы, а также люди, которые тем или иным образом связаны с плеядой таких писателей и поэтов, как Лев Князев, Михаил Матюшин, Станислав Балабин, Юрий Лясота, Юрий Кашук, Вячеслав Пушкин, Александр Романенко, Владимир Щербак и др.

1 / 2

— Мы предлагаем строить музей не так, как строится музей одного писателя (по хронологическому принципу), а по образному типу, — делится планами Александр Лобычев. — То есть здесь речь идет не только об отдельных писателях и знаковых книгах, но и о таких центрах литературной жизни, как издательства, журналы и литературные объединения. Был, например, знаменитый журнал "Рубеж" в Харбине, который потом дал название Тихоокеанскому альманаху "Рубеж", который выходит в наши дни. Или, например, во Владивостоке в 1920-х годах выходил знаменитейший футуристический журнал "Творчество", связанный с именами Асеева, Сергея Третьякова, Сергея Алымова, Венедикта Марта. Существовало литобъединение "Чураевка" в Харбине. В свою очередь вторая половина ХХ века в Приморье ознаменовалась деятельностью трех интересных литературных объединений: ЛОТ (Литературное объединение "Творчество"), "Мастерская" и "Серая лошадь", которая существует до сих пор. "Серая лошадь", возникшая в 1990-х годах, сегодня уже имеет ветви в Санкт-Петербурге, в Москве и в Китае. Кстати, тоже характерная примета нашей дальневосточной жизни – литература притекает к тихоокеанским берегам России, как волна, чтобы уйти затем в другие пространства. Главная цель музея сейчас – выставки и сбор артефактов. Да и привычный набор можно расширять. Это могут быть фотографии, книги, рукописи, писательские документы, рецензии, письма, вещи, картины и книжная графика, видео и аудиозаписи…

Журнал "Творчество", Владивосток, 1920

Журнал "Творчество", Владивосток, 1920. Фото: предоставлено А. Лобычевым

Харбинский журнал "Рубеж", февраль 1929

Харбинский журнал "Рубеж", февраль 1929. Фото: предоставлено А. Лобычевым

По такому же, образному типу могут строиться и тематические выставки. Можно, например, посвятить выставку литературе, связанной с Бохаем и чжурчжэнями. Здесь помощь экспонатами как раз и может оказать базовый музей имени Арсеньева.

Это может быть и выставка, посвященная Мандельштаму, вообще пересыльному лагерю Вторая речка, через который прошли и другие писатели. Например, товарищ Мандельштама по акмеизму уникальный поэт со сложной судьбой Владимир Нарбут, а также такие крупнные фигуры литературы ХХ века, как Юрий Домбровский, Варлам Шаламов, Евгения Гинзбург, автор знаменитого романа "Крутой маршрут" и мать писателя Василия Аксенова, который и сам, кстати говоря, в молодости не раз бывал во Владивостоке.

— Конечно же, наш литературный музей должен стать неким центром дальневосточной литературы, — подчеркивает Александр Лобычев. — Как заведено, внутри музейных выставок будет проходить своя культурная жизнь – литературные чтения, лекции, круглые столы, творческие встречи и так далее. Естественно, мы надеемся на помощь литературных кругов, на собирателей и коллекционеров, на всех любителей дальневосточной словесности. Развитие музея неизбежно приведет к расширению фондов и тематики за счет литературы регионов Дальнего Востока. Но начать нужно с чего-то близкого и кровного: период освоения Дальнего Востока, эпоха Гражданской войны, Приморье второй половины ХХ века, литература дальневосточной эмиграции.

Давид Бурлюк. Портрет Венедикта Марта

Давид Бурлюк. Портрет Венедикта Марта. Фото: предоставлено А. Лобычевым

Сергей Алымов. Киоск нежности, Харбин, 1920

Сергей Алымов. Киоск нежности, Харбин, 1920. Фото: предоставлено А. Лобычевым

Ну а пока будущий Музей русского Востока наводит мосты для сотрудничества с партнерами-единомышленниками. Уже есть договоренности с Государственным литературным музеем в Москве, с Фондом русского зарубежья имени А. Солженицыны, с Хабаровским краевым музеем имени Н.И. Гродекова, где имеется значительная литературная коллекция, включающая архивы русского Харбина.

— Отличная библиотека есть у нашего отделения Русского географического общества – общества изучения Амурского края. Есть редакция журнала "Рубеж", который первым начал широко публиковать литературное наследие русского Востока. И, конечно, мы рассчитываем на сотрудничество с главными публичными, научными, именными библиотеками города и края, например, с библиотекой имени Ивана Басаргина, — говорит Александр Лобычев.

1516634421