В сентябре на фуникулере исчезла арка городов-побратимов, установленная американскими и российскими студентами еще в 90-х, возле которой горожане любили фотографироваться и загадывать желания. Мэрия разыскивала вандалов, разрушивших ее, чтобы взыскать ущерб, а генконсульство США во Владивостоке выразило сожаления по поводу исчезновения международного арт-объекта. В январе 2018 года ситуация получила неожиданный оборот. В редакцию ИА PrimaMedia обратились создатели конструкции, чтобы прояснить ситуацию: как выяснилось, они сами демонтировали арку, поскольку она начала разрушаться из-за эрозии.
Спустя четыре месяца после происшествия в редакцию ИА PrimaMedia написали городские активисты, которые в 1994 году были студентами-архитекторами ДВГТУ и участвовали в создании парка дружбы стран АТР. По их словам, последние 20 лет они ухаживали за местом по собственной инициативе, а арку демонтировали, когда в очередной раз наводили на территории порядок. В сентябре у арки обвалились верхние части деревянной конструкции, активисты убрали ее остатки из соображений безопасности и чтобы ее обломки не портили вид. Архитекторы следят за территорией и проводят работы на личные средства, потому что чувствуют ответственность за бесхозную городскую территорию. Между тем, официальные собственники у земли есть, но по наблюдениям неравнодушных горожан, в судьбе парка они участия не принимают.
– Смотрим – камни вывалились или поломались скамейки, едем и занимаемся благоустройством на альтруистических началах, так было много лет. Приезжали с цементом, занимались, поскольку больше никто это не делал. Парк не стоял на балансе, там валялся мусор, появлялись хулиганские граффити. В конце концов обвалилась и арка. Мы покрывали ее лаком за эти 20 лет несколько раз, но она разрушилась из-за дождей. Тогда мы решили убрать остатки, и очень удивились, когда увидели в СМИ информацию про розыск вандалов мэрией, – рассказал участник инициативной группы Анатолий Тухбатулин.
С октября активисты пытаются добиться, чтобы памятник получил статус памятника культуры. Они надеются, что ему выделят бюджет, и они смогут его содержать не только на альтруистических началах.
Отметим, что памятник с официальным именем "Земля и душа Владивостока", также известный как памятник дружбы Владивостока и Сан-Диего, создали в 1994 году российские и американские студенты. Спроектировали его почетные профессоры Д. Хаббел и М. Матанович. За месяц архитекторы создали новое место отдыха, центральным элементом которого стала арка, привезенная пароходом из США. Памятник представлял собой трехъярусную пространственную композицию с каменными лестницами, амфитеатром и двумя волнами, устремленными друг к другу. В простонародье объект, установленный на смотровой площадке ДВФУ, называли аркой.
Владивостокский монумент был первым в череде многочисленных парков дружбы стран тихоокеанского региона. Далее такие объекты появились в Китае, Корее, Мексике, на Филиппинах и Тайване.
Пока парк находился в ведомстве ДВГТУ, за порядком в нем следили студенты-архитекторы. К моменту реорганизации вузов в Федеральный университет возник вопрос с правообладанием земли. В итоге территория оказалась поделена на три части: одна принадлежала краю, вторая – городу, третья оказалась в федеральной собственности. Но за порядком в парке по-прежнему следили архитекторы ДВГТУ, которые его создали.
Сейчас строители парка "Души и Земли" пытаются добиться включения парка и видовой площадки в список памятников культуры Приморского края. По мнению активистов, они оставляют негативное впечатление у туристов.
"Обшарпаные стены, разбитые лестницы и асфальт, неприкрытые мусорные контейнеры, ржавеющая стела и требующий реконструкции памятник Кириллу и Мефодию. Подъехать на экскурсионном автобусе к видовой площадке по узкому извилистому проезду улицы Аксаковской – верх мастерства. Многие турфирмы оставляют автобусы внизу, на дороге. Брошенные со времен саммита 2012 года полуразрушенные ограждения, металлические штыри и тросы на проходе к видовой площадке со стороны лестницы – основного пешеходного прохода, вынуждают экскурсоводов водить туристов зигзагом, во избежание травм", – написали члены инициативной группы в своем обращении к руководителю инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края.
Арка на фуникулере до разрушения. Фото: Александр Хитров,ИА PrimaMedia
Сообщество архитекторов из других стран, которое занималось установкой всех объектов дружбы стран АТР, предложило скинуться на реконструкцию участка, но владивостокские активисты отказались. "Стыдно, если иностранцы дадут деньги. Нужно своими средствами",– считает Анатолий Тухбатулин. Сейчас архитекторы хотят добиться, чтобы месту отдыха был присвоен культурный статус. Они надеются, что благодаря этому получится провести его реконструкцию: восстановить арку, заняться озеленением и поставить освещение.