Общество. 02 февраля, 09:50
Одинн день с конвоирами во Владивостоке. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Караул, тюрьма на колесах! - один день из жизни конвойных Владивостока

Как работают люди, которые большую часть времени проводят в «передвижной тюрьме» (ФОТО)

2 февраля, PrimaMedia. Конвойная служба ГУФСИН Приморья — один из ключевых механизмов в работе системы исполнения наказаний. Конвой обязан действовать как безупречно отлаженная машина. Малейшая ошибка, невнимательность, даже легкое недомогание конвоиров могут стать причиной побега изолированных от общества преступников, способных натворить бед на свободе. О жестком психологическом отборе сотрудников, майнд-машине и тюрьме на колесах накануне рассказали профессионалы своего дела. Корреспонденты ИА PrimaMedia провели один день с сотрудниками управления по конвоированию.

Подготовка конвоиров: "майнд машина" и рукопашный бой

Смена конвоиров начинается под марширование и "Прощание славянки" на плацу. В обычные дни на службе они отрабатывают приемы рукопашного боя, в перерывах развлекают себя спиннерами, а большую часть времени на смене занимает непосредственная работа с подконвойными — сопровождение спецконтингента из камеры в автозак и его перевозка в автозаках и спецвагонах. Конвойных-женщин здесь не бывает, а "мужской караул" может длиться до пяти дней. Все это время они находятся в тесном контакте с людьми, имеющими проблемы с законом. В долгом пути, ограниченном пространстве и с оружием наготове.

1 / 6

К 11 утра конвоиры выстраиваются у здания главного управления. Следующие три дня они проведут в дороге — заберут осужденных из СИЗО, доберутся с ними до железнодорожной станции на спецмашине, а затем повезут их из Владивостока в Хабаровск на поезде с решетками вместо дверей в купе. Сегодня, в день отъезда, они отрабатывают свои действия в случае побега осужденных.

1 / 8

Первым делом мужчины имитируют нападение и попытку побега в учебной модели вагона-"передвижной тюрьмы": реалистично кричат и "обезвреживают преступника". Затем упражняются в рукопашном бое и тщательно осматривают машины, в которых предстоит ехать вместе с осужденными. Дальше проходят через кабинеты врача и психолога. Если кто-то из конвоиров пришел на службу с простудой или в депрессии, его отправляют домой.

– Существует план подготовки личного состава караула к службе. Расписаны все мероприятия, вплоть до минуты. Сотрудники прибывают на службу, получают служебные документы, отрабатывают нештатные ситуации. Они проходят медосмотр — медики обязаны убедиться, что в случае непредвиденной ситуации конвойные быстро и правильно среагируют, им нельзя выходить на работу с болезнью. Сотрудникам измеряют давление. Если врач видит, что у кого-то насморк, кашель или температура, конвоира отправляют домой. Его место занимает другой – численность караула установлена и не должна меняться. Далее конвоиры проходят через психолога. Они работают в отрыве от места дислокации – в вагонах для перевозки в места лишения свободы, пространство там ограничено. Важно, чтобы у сотрудников не было фобий и других проблем, поэтому этот этап работы с психологом очень важен, – рассказывает Валерий Шушпанов, начальник ФКУ УК ГУ ФСИН.

Кабинет психолога в управлении напоминает комнату отдыха. В нем есть аквариум с рыбками и мягкие диваны. Здесь конвоиры могут почитать книгу, пособирать кубик Рубика, покрутить спиннер или снять стресс с помощью майнд-машины"– прибора, который может сконцентрировать или, напротив, расслабить. Он работает благодаря аудиовизуальной стимуляции – человек слышит пульсирующий звук в наушниках и видит мерцающий свет в специальных очках.

1 / 6

"Мы можем скорректировать депрессию или просто помочь расслабиться, но самая главная задача – не допустить до службы сотрудника, который находится в остром невротическом состоянии или состоянии дестабилизации. Периодически конвоиры проходят тестирование. Перед каждой задачей они приходят ко мне в кабинет, и мы общаемся. Если я понимаю, что кто-то не может нести службу, а коррекционные мероприятия не помогают, то этот сотрудник к службе не допускается", – рассказывает психолог управления.

После того, как конвоиры проходят все осмотры, они отправляются на инструктаж. Начальник проводит тестирование и рассказывает подробности новой задачи с помощью макетов. Конвоиры сидят вокруг большой модели с маршрутами конвоирования, в учебном кабинете развешаны плакаты с информацией об устройстве оружия, есть методическое пособие по совершенным побегам и даже музей из предметов, которые изъяли у арестованных. Среди них – строительный патрон, спрятанный в тюбике зубной пасты, цепочка из полости рта, муляж гранаты из консервной банки, одеколон из бутылки с вареньем и сотовый телефон, когда-то спрятанный в заднем проходе человека.

1 / 4

Заключительный этап подготовки – получение продуктов на три дня. На кухне конвоирам выдают мясо, крупы, консервы и овощи. В спецвагоне есть специальная дровяная печь, с ее помощью повар будет готовить еду на всех в пути.

Процесс конвоирования: видеонаблюдение и прыжки из автозака в поезд

1 / 5

После финального построения под "Прощание славянки" конвоиры оправляются в СИЗО №1. Там осужденные переходят под их ответственность, как только выходят из камер. Перед выходом из учреждения их тщательно осматривают, просвечивают сумки и одежду, затем быстро отправляют в автозак – весь процесс занимает считанные минуты. В этот же момент к конвоирам присоединяются кинологи с собаками. Они сопровождают их до посадки в поезд.

1 / 9

Спецавтомобили, в которых перевозят арестованных до вагона, оборудованы всем необходимым. В них предусмотрена блокировка и сигнализация камер и люков. Если в пути откроется одна из дверей, начальник караула, который едет в кабине, услышит звуковой сигнал. Автозаки подключены к системе ГЛОНАСС, за их перемещениями и остановками следят оперативные дежурные. Каждая машина оборудована видеонаблюдением, картинка из кузова выходит на монитор в кабине, также видеорегистраторы прикреплены к одежде конвоиров. По их словам, ехать в спецавтомобилях довольно комфортно – есть кондиционер и туалет.

1 / 10

На железнодорожной станции спецмашина вплотную подъезжают к вагону, куда по очереди запрыгивают осужденные. Затем грузовой поезд с прицепной "передвижной тюрьмой" отправляется в одну из колоний Хабаровского края.

ЧП во время конвоирования: попытка побега и пожар в поезде

Как рассказал начальник управления по конвоированию Валерий Шушпанов, во время перемещения спецконтингента вероятность побега сведена к минимуму: все, что нужно делать в той или иной ситуации, даже самой неожиданной, предусмотрено инструкцией и просчитано до мелочей. Состав караула часто во много раз меньше, чем количество осужденных. Начальник управления отмечает, что у сотрудников нет права на ошибку и медленную реакцию.

За 19 лет работы управления ни одному осужденному бежать не удалось, но в 2003-м году такая попытка была во время караула в Хабаровск. В Ружино арестованный пытался бежать "на рывок", когда выходил из спецвагона. Начальник караула пресёк попытку на месте, за это его наградили медалью за доблесть. Не так давно у конвоиров произошел еще один инцидент. Весной 2017 года спецвагон, который ехал в колонию, наполнился дымом, скоро началось и возгорание. Как позже установила комиссия, он загорелся на ходу из-за искры, которая залетела в вентиляционную систему от пала травы. Начальник караула капитан Олег Злобин потушил огонь, за это его планируют повысить в звании до майора.

1 / 2

Олег Злобин сравнивает работу конвоя со службой на подводной лодке. "Коллектив несет службу в отрыве от подразделения, – рассказывает мужчина,– Мы вышли, сели в вагон и как будто под воду ушли. Связь только по служебным телефонам". Самый долгий его караул длился 5 дней, но конвоир не считает свои задачи сложными.

Олег Злобин (слева)

Олег Злобин (слева). Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

– Работа повара сложная, на мой взгляд, а ему кажется, что напряжение у меня. На самом деле, все регламентируется инструкциями. Нет ничего проще, чем выполнять приказы. Вести себя нужно согласно закону и хладнокровно. Спецконтингент насквозь видит, где слабые места у конвоя. Поэтому на любые провокации нужно реагировать спокойно, сдержанно, грамотно. Чтобы они поняли, что перед ними конвой, который может и попытку побега пресечь, и первую помощь оказать, – рассказал Олег Злобин.

Как рассказывают и другие конвоиры, на такой работе нужно уметь все: накормить, уладить бытовые моменты, оказать медицинскую помощь и ответить на вопросы подопечных. В колониях эти функции выполняет несколько человек, но в пути каждый сотрудник должен быть универсальным. При этом бытовые условия конвоиров в дороге немногим отличаются от условий осужденных, поэтому на этой службе и нет женщин.

Справка

Управление по конвоированию работает с 1999 года. Его основной задачей является конвоирование осужденных и лиц, находящихся под стражей, по установленным маршрутам и пресечение чрезвычайных происшествий во время их перевозки. Особенность службы в конвое заключается в том, что сотрудники несут ее в отрыве от места постоянной дислокации с оружием в состоянии постоянной боевой готовности. За 19 лет работы учреждения назначено более 20 тысяч караулов, которыми перемещено более 70 тысяч человек.На протяжении последних десяти лет управление входит в семерку лучших подразделений и отмечается руководством, как подразделение с положительными и стабильными результатами.

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia