ВЛАДИВОСТОК, 14 февраля, PrimaMedia. Пятьдесят лет назад в Москве начался XX съезд КППС. Знаменит этот съезд прежде всего тем, что спустя три года после смерти генсека Иосифа Сталина новый вождь партии Никита Хрущев выступил с критикой считавшегося до того безгрешным предшественника. "Культ личности", который культивировал Сталин и его окружение, был осужден как отход от "ленинской линии".
Как пишет газета "Известия", все одиннадцать дней XX съезд проходил по стандартной программе: отчетный доклад, директивы на следующую пятилетку развития народного хозяйства, планы "нового мощного подъема".
Переломным стал двенадцатый день, закрытое заседание 25 февраля, которого никто из делегатов не ждал, поскольку оно в повестке дня и не значилось: выступление первого секретаря Центрального комитета КПСС Н.С. Хрущева, как бы вынесенное за рамки съезда. Это потом дало ярым сталинистам повод назвать незаконным знаменитый доклад "О культе личности и его последствиях".
После речи первого секретаря вместо обязательных бурных аплодисментов в зале воцарилась гробовая тишина. Прения не открывались. Постановление съезда по докладу состояло из одной фразы: "Заслушав... одобряет... осуществить мероприятия, обеспечивающие полное преодоление". Принято единогласно, как и предложение "не публиковать в настоящее время".
Длилось "настоящее" 33 года, в течение которых текст доклада в СССР так и не появлялся в печати. В первый (и последний!) раз - в 1989 году в журнале "Известия ЦК КПСС" в разделе "Из архивов партии".