Владивостокский проект "Мой тренер - мой наставник" признан лучшим в России
29 декабря, 20:07
Новые правила назначения надбавок к пенсии с 2025 года – для всех, у кого стаж от 30 лет
29 декабря, 19:11
Мошенники атакуют: в Приморье мужчина потерял 1,3 млн, следуя "инструкциям спецслужб"
29 декабря, 18:30
Итоги года: Владивостокская ТЭЦ-2
29 декабря, 18:30
Нищета Тельцов, сделка Дев и истерия Рыб: подробный гороскоп на 30 декабря
29 декабря, 18:30
Десятка, Двойка, Шестерка - пикантный прогноз Кубков на новую любовь в 2025 году
29 декабря, 18:00
В Приморье в городе президентского внимания делают дизайн-код
29 декабря, 17:34
Буйный прилив купюр: как войти в Новый год Козерогам, Водолеям и Рыбам - расклад
29 декабря, 17:30
Ресторан "Тесто" — горячо, тепло и с любовью
29 декабря, 16:48
Итоги года: Приморский филиал "Ростелекома"
29 декабря, 16:31
ТОП недели от ИА PrimaMedia: горнолыжные базы, безумие цен, самая дорогая "птичка" и КРТ
29 декабря, 16:30
В России запускается реестр работодателей, практикующих нелегальную занятость
29 декабря, 15:54
Власти Приморья выделили 70 млн рублей на покупку новых дорожных камер
29 декабря, 15:30
Итоги года: "Владивостокский морской торговый порт"
29 декабря, 14:44
Дворы и детские площадки Уссурийска ждет благоустройство
29 декабря, 14:30

Канивец: Рыбаки Хабаровского края - против монополии в отрасли и за квоты строящим флот

По мнению главы краевой Ассоциации предприятий рыбной отрасли, кому добывать валютоемкого краба, лучше всего решать на аукционах
20 февраля 2018, 17:00 Бизнес
Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Александр Канивец Корр. ИА AmurMedia
Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Александр Канивец
Фото: Корр. ИА AmurMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Предприятия рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края выступают против "монополизации" добычи водных биоресурсов без обязательств по модернизации и обновлению рыбопромыслового флота. Об этом в преддверии IV Съезда рыбаков России в интервью корр. ИА AmurMedia сообщил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Александр Канивец.

Напомним, что 26 февраля в Москве пройдет IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса РФ. Уже сегодня известно, что в мероприятии примут участие около 500 представителей рыбопромышленных компаний, отраслевых ассоциаций и объединений, федеральных и региональных органов государственной власти. Основной задачей Съезда, по замыслу организаторов, станет обсуждение многочисленных проблемных вопросов отрасли и поиск способов их разрешения — в том числе и для того, чтобы реализовать разработанную регулятором "Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года".

— Александр Владимирович, Всероссийские съезды рыбаков – события не частые в жизни предприятий отрасли, предыдущий III съезд прошел в 2012 году. Кто, по вашим данным, будет представлять Хабаровский край на нынешнем съезде, и как шел отбор делегатов?

— Начну с нашей делегации. Это 11 человек, которые будут представлять на съезде Хабаровский край. В составе делегации директора предприятий, а также министр природных ресурсов Хабаровского края Александр Ермолин, председатель краевого комитета рыбного хозяйства Кирилл Фирсов и два руководителя краевых ассоциаций: председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Амурского бассейна и Хабаровского края Александр Поздняков и я. Каков был принцип выдвижения? Один делегат от 200 человек. Мы собрали заинтересованные предприятия, провели региональную конференцию, подсчитали количество работников в них и решили, что от 3000 участников Ассоциации из возможных 15 будет направлено 11 делегатов.

Что касается повестки съезда, то главные темы — это результаты развития отрасли в 2012-2017 годах, своего рода подведение итогов, и Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. На Съезде также планируется заключить трехстороннее соглашение между профсоюзами, Всероссийской ассоциацией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) и Федеральным агентством по рыболовству.

Среди тех вопросов, которые включены в повестку съезда, ключевые — вопросы реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ, снятие административных барьеров, проблемы возрождения рыболовецких колхозов, сохранение исторического принципа наделения квотами.

— Какие вопросы вам кажутся наиболее важными? Планируете ли выступать в прениях по ним?

— Мы готовы принять участие в прениях по всем вопросам, которые будут обсуждаться на съезде, а из вынесенных в повестку нашу делегацию заинтересовала проблема, озвученная сахалинской делегацией. Это вопрос об административных барьерах. В частности, дублирование полномочий государственных органов, осуществляющих досмотр судов и продукции в порту, введение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, исключение избыточной нормы осуществления перегруза в присутствии органа охраны. Хотя об административных барьерах говорится уже много лет, но воз и ныне там.

— Среди перечисленных вами один вопрос стал самым обсуждаемым в рыбодобывающей отрасли в последние месяцы. А как вы относитесь к вопросу сохранения "исторического" принципа распределения квот?

— На наш взгляд – а мы надеемся, что нашим мнением и мнением других делегаций на Съезде поинтересуются — инициативы сохранить "исторический принцип" распределения квот на краба выгодны в первую очередь крупному бизнесу. И это идет вразрез с той основной задачей, которую поставил президент страны перед отраслью в целом, когда говорил о том, что использование водных биоресурсов должно быть в интересах каждого пользователя. Поэтому мы считаем, что в этом вопросе необходимо найти какую-то "золотую середину", а не бежать вслед за крупным бизнесом, который опять хочет все одеяло натянуть на себя, оставшись никому ничего не должным. Ведь за столько лет крупный бизнес, сидя на квотах, совершенно не заботился о том, чтобы развивать флот, ремонтировать его на российских верфях. А наши предприятия, которые вовсе не являются гигантами рыбной промышленности, готовы развивать судостроение, что позволит увеличить количество рабочих мест, но для этого нужен доступ к биоресурсу.

Вот поэтому мы и говорим, что не должно быть монополизма в этой области, он не способствует развитию рыбохозяйственного комплекса. Мы говорим, что сегодня надо идти на аукционы или же предусмотреть какие-либо условия, обязывающие рыбодобытчиков осуществлятьобновление флота на российских верфях.

Практика показала, что ставка исключительно на крупный бизнес себя не оправдала. Больше всего крупный бизнес заинтересован в увеличении прибыли, отсюда и такой повышенный интерес к крабу и квотам на него. Ведь волнует не сельдь, не минтай, а валютоемкий краб, рентабельность добычи которого просто баснословна: на вложенный доллар возвращается 90 центов прибыли. По этой причине добычей краба заняты предприятия с миллионными оборотами, и неудивительно, что других подпускать к крабу они не хотят и вкладывать средства в развитие флота тоже не хотят.

— А что делается в Хабаровском крае для обновления рыбацкого флота? Сколько наших предприятий строит суда, в каком количестве?

— Можно смело сказать, что у нас в крае многое делается для того, чтобы предприятия модернизировали флот. 23 января с хабаровскими рыбоперерабатывающими компаниями было подписано шесть судостроительных контрактов на строительство траулеров длиной 87 м. Они будут осуществлять у нас промысел минтая и сельди под инвестиционные квоты. Место размещения этих заказов – Приморский край. Срок строительства всех судов – 32 месяца. Заказ разместили три предприятия Хабаровского края: одно – три траулера, другое – два, и третье – один траулер. Суда современные, очень хорошие. Предполагается, что в 2021 году после того, как они сойдут со стапелей и отправятся на промысел, объем выловленной сельди и минтая увеличится на 120 тысяч тонн, что гарантирует поступление в краевую казну около 1 млрд рублей в виде налогов.

Более того, сейчас проработан вопрос с другим предприятием, компанией "Викинг", о закладке семи судов-краболовов уже на Хабаровском судостроительном заводе. Сейчас эта работа на стадии проектирования.

И это не окончательный список. Еще два краболова желают построить компания "Аквариус" и компания "Амуррыбпром". Проект траулера-процессора длиной 87,2 м разработан компанией "Роллс Ройс".

Примечательно, но цена, предложенная судостроительным заводом в Приморье, на 35%-45% ниже, чем на верфях Хабаровского края и ОСК в целом, и составляет 59,92 млн долларов, включая 30 млн долларов на оборудование европейского производства, а также гарантийные обязательства заказчикам по сроку и качеству технологических работ.

— Приятно слышать, что у нас в крае есть такие предприятия. А то в последнее время все чаще и чаще говорят о том, что дальневосточная рыбная отрасль "обслуживает" московский бизнес и капиталы. Думаю, и вам не раз доводилось сталкиваться с такими утверждениями?

— Что касается слухов о "москвичах", скупающих наши биоресурсы, то хочу напомнить, что по закону правом добывать здесь водные биоресурсы наделены только те предприятия, которые зарегистрированы на территории края. А вообще, насколько я знаю, такие панические слухи, как правило, распространяются во время лососевой путины.

Для лучшего понимания ситуации хочу вкратце пояснить: рыбодобывающие предприятия нуждаются в постоянном авансировании своей деятельности, то есть они сначала получают деньги, а расплачиваются — после завершения путины. Так откуда берутся слухи о "москвичах", и как же обстоит дело на этом рынке? Рыбаку нужны деньги, чтобы подготовиться к путине, он идет в банк и видит, что предложенные кредиты ему абсолютно не по карману из-за высоких ставок. Но, к счастью для него, есть "москвичи" из западных регионов страны, которые охотно идут на то, чтобы выдать аванс под будущую рыбу. И вполне естественно, что после окончания путины предприятия отдают долги по заключенным с "москвичами" договорам.

— И много рыбы предприятия отдают в счет погашения аванса?

— Если мы говорим о лососевых, то в среднем в год у нас вылавливают 28 тысяч тонн, из которых 5-6 тысяч тонн можно смело отнять в пользу "москвичей". Это — первая рыба путины, которую сразу отправляют в Москву, чтобы закрыть авансовые контракты. Поэтому тот факт, что рыбный бизнес вынужден кредитоваться не в банках, что банки поворачиваются к нему спиной, это — не стараниями "москвичей". Это по большому счету проблема государственная.

— А как же истории про перекрытые сетями нерестовые речки? Вам ведь как президенту Ассоциации приходилось и такое слышать?

— Да, конечно, и не один раз. Но вот что странно: как только я начинал уточнять место, время, имена "нарушителей", или просил показать фото в подтверждение слов, то собеседники сразу замолкали. Выясняется, что просто "кто-то где-то что-то слышал", и не более того.

— Да, действительно, это многое объясняет. Но давайте вернемся к теме развития флота под инвестквоты. Может быть, у наших предприятий есть свои замечания к нормативной базе? Не обращались ли они к вам с какими-либо предложениями по этому поводу?

— Нет, не обращались. Да и нельзя, я думаю, сейчас говорить о том, что что-то упущено при разработке норм об инвестквотах. Вот сойдут суда со стапелей, выйдут на промысел, тогда и имеет смысл говорить о том, что надо сделать, чтобы стало лучше. Кстати, хочу заметить, что недавно, 6 февраля, правительство РФ постановлением № 108 внесло ряд изменений в правовые акты по инвестиционным квотам.

— Эти изменения облегчат жизнь предприятию-инвестору?

— Нормативными положениями предполагалось, что при получении инвестквот предприятие принимает на себя ряд обязательств. Если лимиты получены под постройку судна на российских верфях, то накладывалось обязательство по освоению на нем определенного объема. Однако, если ранее, как указано было в постановлении правительства РФ №632 от 25 мая 2017 года, в зачет шли только объемы по инвестквотам, то теперь условия стали мягче. Так, по новому постановлению нужно осваивать на объекте инвестиций – то есть судне – "квоты добычи на инвестиционные цели и (или) иные квоты вылова, распределенные инвестору для промышленного и (или) прибрежного рыболовства, в течение 2 лет подряд в объеме не менее 70% совокупного объема инвестквот". Схожие изменения предусмотрены при постройке под квоты берегового завода.

Не сомневаюсь, что эти решения облегчат процесс приобщения предприятий рыбохозяйственного комплекса к инвестиционной деятельности, станут стимулом к развитию флота и созданию предприятий по производству рыбной продукции высокой степени переработки.

Материал подготовлен в рамках специального проекта медиахолдинга PrimaMedia "Большая Рыба".

Справка: IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации пройдет 26 февраля 2018 года в Москве на площадке ПАО "Центр международной торговли". Как предполагается, в работе Съезда примут участие около 500 делегатов от рыбохозяйственных предприятий Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, профессиональных ассоциаций и объединений.

Организаторами Съезда выступают НО "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" (НО "ВАРПЭ"), ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства (Росрыбпрофсоюз) при поддержке Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство). Программа мероприятия – здесь.

Также в рамках работы Съезда планируется подписание трехстороннего отраслевого соглашения по организациям рыбного хозяйства на 2018-2020 годы между НО "ВАРПЭ", Росрыбпрофсоюзом и Федеральным агентством по рыболовству.

III Всероссийский съезд рыбаков проводился в феврале 2012 года, в нем приняли участие более 600 человек.

17492
43
7