Дальний Восток 17 апреля. Вблизи города Бодайбо произошел Ленский расстрел
07:00
Ваш кругозор засох и исхудал, если не наберете 8/8 – ТЕСТ
06:00
Берите ролик и теннисный мяч: супер-упражнения на расслабление мыщц - хватит 10 минут
05:00
Румяные куриные отбивные на новый лад: так вы еще не готовили
04:40
Эксперт выдал неожиданный факт о том, как пить кофе перед сном - это полезно
04:20
Жильцам раскрыли, какие счетчики ЖКХ запрещено менять самостоятельно
03:50
Платите за воздух: ловкий обман по ЖКХ лишает денег жильцов – кто в зоне риска
03:11
Во Владивостоке обсудили будущее внутригородских перевозок
16 апреля, 20:00
На Пасху в центре Владивостока ограничат проезд
16 апреля, 19:33
До 25%: россиян предупредили о скором изменении ставок по ипотеке
16 апреля, 19:11
Следком возбудил уголовное дело после стрельбы в Партизанске
16 апреля, 19:06
Во Владивостоке ищут девятилетнюю девочку
16 апреля, 18:48
Долги Овнов, цена Раков и покупка Львов: подробный гороскоп на 17 апреля
16 апреля, 18:30
Во Владивостоке выступит легенда мировой джазовой сцены Фрэнк МакКомб
16 апреля, 18:23
FESCO поддержит грантом исследователей конструктивизма на Дальнем Востоке
16 апреля, 18:15
Приморье ждёт: cоздается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Австралийские инвесторы бросают крупное месторождение угля на Дальнем Востоке 16 апреля, 08:44
Средняя предлагаемая зарплата в Приморье с начала 2024 года выросла на 6,9% 15 апреля, 18:11
Высокий профессионализм и патриотизм продемонстрировали новые управленцы Дальнего Востока 15 апреля, 16:20
"Муравьев-Амурский - 2030" вновь подарил ДФО почти 50 амбициозных управленцев 15 апреля, 13:40
"Крабовый передел": Шесть рыболовных компаний перешли в собственность РФ 15 апреля, 10:19
В правительстве Приморья делами молодежи вместо департамента займется новое Агентство 15 апреля, 10:00
Муниципалы на паводке, ранжирные намеки депутатам и пассионарный голод 13 апреля, 19:53
Свинина пошла в Китай через Владивосток 13 апреля, 15:55
Восточный полигон расширят и повезут по нему еще больше угля – Минэнерго 13 апреля, 12:40
На строительство дороги Владивосток-Находка-порт Восточный привлекут частный бизнес 13 апреля, 10:30
Российско-японский банк из Владивостока покупает банк на Камчатке 12 апреля, 09:10
Работающие на АГХК иностранцы могут оказаться вне закона 12 апреля, 08:00
В первом полугодии продажи на авторынке могут превысить 700 тысяч машин - банк "Открытие" 11 апреля, 09:25

Аграрии Приморья: «Русагро» поставила нас в «интересное положение», чтобы покрыть убытки

Сельхозпроизводители края рассказали, как агрессивная экспансия агрохолдинга в край отразилась на местном аграрном бизнесе
26 февраля 2018, 16:15 Бизнес
Соя ИА PrimaMedia
Соя
Фото: ИА PrimaMedia

На заседании комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморья, состоявшемся на прошлой неделе, приморские парламентарии и чиновники подвергли острой критике деятельность агрохолдинга "Русагро" в Приморье. В частности, федерального агрогиганта обвинили в агрессивной земельной политике и установлении монополии на приморском соевом рынке, обернувшейся резким обвалом цен на сою и убытками приморских сельхозпроизводителей. По следам заседания ИА PrimaMedia обратилось к приморским аграриям с просьбой рассказать, как отразилась на их деятельности агрессивная экспансия "Русагро". Агентство публикует монологи сельхозпроизводителей.

Роман Пелепчук, сельхозпроизводитель, с. Хвалынка (Спасский район)

Сложности есть, потому что урожай в этом году был низкий. Цена опустилась до 18 рублей, нет цены вообще. В прошлом году я сою по 25-28 продавал.

Цену на сою определяют крупные игроки на рынке, у нас такой игрок один — Уссурийский масложирокомбинат. Он потребляет большие объемы и определяет цену. Цена эта ниже некуда.

На мне кредит незакрытый висит до сих пор. Небольшой, миллион рублей, но для нас это большая сумма. Брал горючку, покупал запчасти, семена и яды. Думал, закрою. Вложили, потратили, немного урожая лежит, а цены нет. Какой смысл по 17-18 рублей отдавать? Вот я и не отдаю, пока держу. Товар должен в деньги переходить (а иначе зачем тогда работать), все должно двигаться дальше. Я раньше в феврале всегда продавал. После китайского нового года, цена оживлялась. Я думаю, может быть и в этом году так будет.

Ситуация очень ненормальная. Наш масложирокомбинат не понимаю, какая у них политика: купить дешевле и продать дороже? Все фермеры Приморья страдают от этого предприятия. Даже китайцы покупают по нормальной цене, 20 рублей за кг дают. Они всегда больше давали. Пусть лучше они определяют цену, чем "Русгаро".

Евгений, сельхозпроизводитель, Спасский район

Цена по сравнению с прошлым годом упала сильно, на семь рублей. Сейчас принимают сою почти по себестоимости. Получается, сколько затратил, столько заработал. Ничего с нее не имеешь. По такой цене я почти не зарабатываю.

Почему такие цены? Каждый хочет себе побольше урвать. Фермерам деваться некуда, и они готовы отдавать за бесценок. На Уссурийский жирокомбинат не продавал. Я продаю на Уссурийскую птицефабрику. Сою продал, а денег нет до сих пор. Обещали, что выплатят, завтраками кормят с ноября. У меня есть еще немного зерна, коровы молоко дают. Держусь на плаву только благодаря этому.

Конечно, от урожая еще зависит. Урожай в этом году плохой. Дождей почти не было в Спасском районе, хотя чиновники говорили, что урожай рекордный. Наговорить можно кучу дров. В 16 -17 году получше соя была и дожди были. А в этом году даже землю не промачивали. Оправдана цена хотя бы в рублей 20, а сейчас 18. При хороших урожаях она может и по 18 пошла бы, но не в этом году. Так что работаю по нулям.

Фермеры, у которых только соя, сейчас разоряются. В хорошем положении я фермеров вообще не видел.

Вот знаю одного бедного, кредитов понабрал, технику всю уже отдал обратно. Много таких. Один был молодой, перспективный, тоже "соевый". В этом году все у него забрали, комбайны выгребли. Это не только из-за низкой цены, это из-за государства.

Когда в фермеры вступаешь, они тебе обещают много. Покупаешь новый комбайн — половину стоимости государство возвращает. Все рассчитывают на это, потому что вроде как так положено по закону. Три комбайна этот фермер взял за 15 млн, два трактора. Миллионов 20 ему не вернули, а он надеялся. 500 тысяч вернули из 20 млн. Суммы-то большие. Комбайн 10 миллионов стоит, государство должно вернуть половину¸ но возвращает не сразу, а через год, и то частично.

Знаю много фермеров, которые разорились в прошлом году. Если бы я знал, что деньги не вернут, я бы сам не брал такой комбайн и не ввязывался в эту историю. Взял я, значит, комбайн, посеял, убрал, сою сдал. Звонят, требуют: давай деньги за комбайн. А мне за сою еще не отдали! И что мне делать? И так же другие фермеры — понабрали комбайнов, вместо 3,5 млн им вернули по 500 тысяч. Это нормально разве? Где фермеру деньги брать? Если полез в долги и кредиты, то все — ты оттуда не вылезешь.

Не знаю ни одного фермера, чтобы он не сводил концы с концами.

Господдержка? Это смешной вопрос. Все деньги идут на холдинги. "Русагро" я имею в виду.

В этом году департамент сельского хозяйства не выдавал на сою субсидии. Сказали нам: "соя — культура выгодная, мы вам, фермерам, за сою давать ничего не будем". А на зерновые дали.

Им ("Русагро") может и возвращают деньги. Хотя с них толку не будет. Не знаю, откуда они деньги берут. Возьмите любую компанию — они в жизни не рассчитаются за то, что взяли, при таких урожаях и ценах на сою!

Анатолий, сельхозпроизводитель, с. Анучино

"Все производители сои ориентируются на цену, которую устанавливает УМЖК и мы тоже. Там монополия самая настоящая, они диктуют цену — захотят увеличат, захотят уменьшат. Хотя, с тех пор как "Русагро" выкупила масложировой комбинат, цена на сою в крае только уменьшается. Сложилась такая ситуация, что фермерам фактически сдавать некуда, кроме как в Уссурийск. Можно китайцам, но это, если есть контакт с частными лицами, а он есть далеко не у всех. Тем, у кого нет, приходится продавать УМЖК.

Все ждут цену, которую обозначит комбинат на прием бобов, обычно она устанавливается в сентябре или октябре. В том году цену дали в ноябре, 18 рублей.

Думаю, что все фермеры в прошлом сезоне заработали меньше или вообще ничего.

Грубо говоря, 16 рублей — это себестоимость. А принимают по 18. До прихода "Русагро" цена была 24 рубля, рентабельность — 70%.

Это был хороший заработок, с ним можно было думать о каком-то развитии, вкладывании денег в технику, увеличении зарплат. А сейчас 18 рублей — и снижаем зарплаты, урезаем расходы. А что нам остается делать? Не одни мы такие, все страдают.

Я, конечно, могу сказать "хочу 22 рубля". Но у меня тогда сою никто не купит и я уйду в минус.

Наверняка есть экспортеры, которые выигрывают на этой ситуации, на том, что покупают и перепродают. Они ориентируются на цену масложирокомбината, увеличивают ее на 1-2 рубля и покупают бобы.

В Китае цена намного выше, это факт. Но продать китайцам не так-то просто. Мы смогли только часть продать, еще часть сдали на УМЖК, часть на Уссурийскую птицефабрику, часть как семена продаем. Мы к январю только половину реализовали из своего урожая по заниженным ценам. Обычно до января все продавали. А сейчас будем нести потери на хранении.

Помогает ли государство? Ну как вам сказать… Год был засушливый, субсидии урезали, живем как можем.

Мы купили технику, заключили договор с администрацией, получили из трех миллионов 400 тысяч в этом году. Нам сказали, что денег нет в этом году. Субсидии распределяет департамент сельского хозяйства. Они могут "ПримАгро" выплатить субсидию на покупку техники, а нам сказать , что денег нет. Общаемся с коллегами, та же ситуация: кому-то 10% вернули, кому-то 30, кому-то 40… Так и живем.

Дмитрий Никифоров, сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра" (с. Покровка)

Компания "Русагро" зашла сюда три года назад и за это время одни ошибки и особых результатов нет. Они сделали колоссальные вложения и несут большие убытки.

Что поделать, тот, кто близок к государственным деньгам, видимо, может себе это позволить.

Проблема в другом: они пытаются нас, фермеров, поставить в "интересное положение", чтобы компенсировать свои убытки, возместить затраты, которые они понесли. Это очевидно: раньше они закупали сою по 23-25 рублей, сейчас по 18, а было, что обваливали цену до 15-16.

Спасибо нашим братьям-китайцам за то, что они не дают нашему родному УМЖК, достижениями которого мы постоянно хвалимся, уронить цены еще ниже.

"Русагро" спокойно может покупать сою за 20 рублей, но они пользуются моментом. Ведь им так выгоднее! Чем беднее будет средний фермер, тем быстрее крупные компании расширяются.

Они приходят в маленькие хозяйства и предлагают купить земельные участки. Ко мне приезжали, предлагали продать предприятие. Но я этим живу, поэтому у них ничего не вышло. Но подход понятен: чем тяжелее людям, чем больше у них долгов и проблем, тем быстрее они продадут "Русагро" свою землю. Это им и нужно, чтобы стать монополистом и диктовать свои условия всем. Они уже почти монополисты.

У нас в России нет поддержки сельского хозяйства, у нас есть поддержка агрохолдингов. 90% средств на сельское хозяйство уходит холдингам, остальные 10% размазывают тонким-тонким слоем на всю страну.

"Русагро" еще 10-20 тысяч гектаров земли в Приморье купит, еще год-два, и у нас не будет сельского хозяйства. Будет только монополист.

Нас, фермеров, сейчас спасает только Китай, который предлагает более-менее нормальную цену на сою. Поэтому я продаю китайцам.

Радует, что сейчас в краевую власть пришли люди, далекие от "Русагро", нормальные, порядочные люди. Может они смогут что-то исправить. Поживем-увидим.

Владимир Мищенко, глава Ханкайского района

У нас в районе из 40 тысяч гектар 30 тысяч занимает соя, большинство ей занимается. Фермеров искренне жаль: солярка выросла, электроэнергия не подешевела. Люди жалуются, что зашли "ПримАгро", которые диктуют свои условия. Их масложировой комбинат — единственное предприятие, которое принимает сою. А куда фермеру деваться, ему надо людям заплатить зарплату, кредиты заплатить, свою семью кормить. Вот и продают им. Сейчас ситуация такая: все сдают подешевле, лишь бы сдать. В "ПримАгро" — больше некуда.

К сожалению, я фермерам нашим никак помочь не могу. "Русагро" даже с краевой администрацией не разговаривает, а как мне с ними говорить? Если их край не может вынудить поднять цены, то куда мне-то?

1519650934