Повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума в мае 2018 года профсоюзы России считают безусловной победой, но не останавливаются на достигнутом. О следующей цели профсоюзов — минимальном потребительском бюджете, и о том, где регионам и работодателям находить деньги на повышение зарплат работников, председатель ФНПР Михаил Шмаков говорил на Приморском профсоюзном форуме во Владивостоке, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ФППК.
"Минимальный размер оплаты труда — это социальная гарантия, прописанная в Конституции, ниже которой в стране не может выплачиваться вознаграждение за труд. И 11 163 рубля — не самый высокий показатель в мире. Среди стран БРИКС, например, Россия даже с увеличенным МРОТ будет только на втором месте. И если мы хотим конкурировать со странами с развитой экономикой, значит, и зарплата должна быть конкурентоспособной. Нам в этом плане еще работать и работать", — считает Михаил Шмаков.
Новому закону об увеличении МРОТ, который 16 февраля приняли депутаты Госдумы, оказались рады не все. Власти регионов сетуют на дефициты бюджетов и нехватку средств для исполнения нового закона.
По расчетам, повышение МРОТ затрагивает 3 млн человек, из которых 1,6 млн трудятся в государственных и муниципальных учреждениях. Общие расходы на увеличение зарплаты бюджетников в текущем году составят 39,3 млрд рублей, из которых на работников федеральных госучреждений придется 7,5 млрд рублей, на служащих региональных и муниципальных структур — 31,8 млрд рублей.
С регионами вопрос решили. Министерство труда и соцзащиты уже приняло решение направить в субъекты страны дополнительную финансовую помощь в размере 20 млрд рублей.
Бизнес тоже не доволен. Появились разговоры о том, что предприниматели уйдут в тень, и это выльется в неуплату налогов, неперечисление взносов за работников в пенсионный и страховые фонды.
"Давайте определимся, какое государство мы строим? — сказал Шмаков. — Правовое, защищающее интересы людей труда, или криминальное? Наша общая с надзорными органами задача — следить за тем, чтобы не нарушались российские законы. Тот, кто использует любые схемы отклонения от Трудового кодекса — нарушает законодательство. Это надо пресекать и закрывать такой бизнес".
Лидер профсоюзов России подчеркнул, что не против предпринимательства как такового. Тем более что трудовые коллективы и бизнесмены — две стороны одной медали. Без работодателя нет рабочих мест, без работников — нет прибыли. Социально ориентированные руководители это понимают и выстраивают партнерские отношения с профсоюзами.
"Если предприниматель развивает свой бизнес таким образом, что может получать прибыль только за счет рабского труда своих работников, — такой бизнес нам не нужен. Нет денег? Внедряйте новые технологии, пересматривайте маркетинговые стратегии, — предпринимайте шаги, которые позволят предприятию эффективно развиваться и платить достойную зарплату людям. Набивать карман за счет нищенских зарплат мы никому не позволим. Но всегда протянем руку социально ответственному бизнесу", — говорит Шмаков.
Следующая цель профсоюзов — минимальный потребительский бюджет, который должен прийти на смену прожиточному минимуму. Именно этот показатель учитывает не только необходимые для физического выживания средства, но и затраты на развитие человека как личности. Методика расчета прожиточного минимума уходит корнями в 1956-й год. За 62 года жизнь страны поменялась кардинально, и бюджет должен учитывать реальные затраты работающего человека — на коммунальные платежи, налоги, потребительские товары, отдых и лечение.