В ТОР "Надеждинская" готовится к запуску производство электрокаров, первая партия которых уже в 2019 году выйдет на дороги края. Только в 2017 году на Дальнем Востоке начали работу 60 новых предприятий — резиденты особых экономических режимов. Благодаря их работе в регион удалось привлечь 120 млрд рублей инвестиций. На данный момент Дальний Восток является одним из наиболее динамично-развивающихся регионов России.
Ключевые компетенции
За пять лет работы Минвостокразвития удалось добиться главного: преодолеть инерцию региона. Сейчас именно Дальний Восток является одним из наиболее динамично-развивающихся в России.
По словам полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, сегодня в регион приходит 26% всех прямых иностранных инвестиций по России.
"У нас сегодня инициировано 1200 инвестиционных проектов. Сто предприятий уже сданы. Движение началось — это важно, но недостаточно. Мы только приступили ко второму этапу по поручению президента: с этого года занимаемся социальным развитием и созданием комфортных условий в точках экономического роста округа", — сообщил Трутнев на расширенной коллегии Минвостокразвития во Владивостоке.
Также в ближайшем будущем будет усовершенствован закон о ТОРах.
"Сейчас мы его делаем работающим на акватории. Мы послушали инвесторов и поняли, что недостаточно работы только на суше. Также надо совершенствовать закон о предоставлении гектаров. Люди просят, например, предусмотреть досрочное закрепление права собственности, просят выделять лес, просят оказывать помощь с вырубкой растительности без длительных согласований", — пояснил Трутнев.
Добиться такого результата удалось в том числе и благодаря реализации двух законов – о территориях опережающего развития и Свободном порте Владивосток. Всего с 2015 года на Дальнем Востоке резиденты ТОР и СПВ реализовали 89 проектов, общий объем инвестиций составил 120 млрд рублей, было создано более 7 тысяч рабочих мест.
Самыми привлекательными сферами для работы инвесторов оказались сферы добычи и переработки цветных и драгоценных металлов, промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт и логистика, пищевая промышленность. Большая часть всех инвестиций — 97 млрд рублей — вложены в проекты, реализуемые в этих сферах.
Больше всего проектов было создано в сфере промышленного производства. А вот по объему капитализации эта отрасль сильно уступила сырьевой — туда привлечено 17,81 млрд рублей.
На третьем месте по количеству вложенных средств стало сельское хозяйство — 9,76 млрд руб. Здесь реализовано 11 проектов. Такое же количество предприятий запустили в сфере транспорта и логистики, однако объем инвестиций составил всего 3,4 млрд рублей (чуть более 3% от общего объема вложенных средств).
Региональные обязательства
Одно из преимуществ работы ТОР — это появление новой инфраструктуры на территориях, свежепроложенных дорог, объектов коммунальной и электросетевой инфраструктуры, газоснабжения. Строительство объектов и их последующее содержание финансируется из регионального и федерального бюджетов. Так, например, инфраструктура в ТОР "Надеждинская" почти готова, а все свои обязательства администрация края выполняет в полном объеме.
С начала реализации проекта территорий опережающего развития в бюджете Приморского края были предусмотрены обязательства по созданию инфраструктуры для двух из них – ТОРов "Надеждинская" и "Михайловский". Общая сумма вложений по плану составит более 4 млрд рублей.
"На 2018 год в краевом бюджете предусмотрено около 2,5 миллиардов рублей. 1,6 миллиарда рублей – на "Михайловский" и 900 миллионов на ТОР "Надеждинская". Мы свои финансовые обязательства выполняем – из года в год средства на создание инфраструктуры для этих ТОР предусматриваются в полном объёме", – отмечает врио вице-губернатора Приморского края Татьяна Казанцева.
Отдача от резидентов уже видна – только за 9 месяцев 2017 года бюджет Приморья получил дополнительные 602 млн рублей. Большая часть этих денег поступила за счет налога на доходы физических лиц.
Безопасно и экологично
По данным на конец 2017 года Владивосток и Приморский края стали вторым регионом в России по количеству электрокаров. Всего в стране зарегистрированы 1,1 тыс. электромобилей. Из них на Приморский край приходится 192 из них. Такие данные приводит агентство "Автостат". Популярность в Приморье электрокаров объясняется просто: близость к Японии.
"Наш регион занимает второе место в России по количеству электромобилей, потому что ближе всего находится к Японии. Приморцы по невысокой цене ввозят подержанные Nissan Leaf, которые составляют 45% из общего количества всех электромобилей в стране. В ближайшей перспективе наше правительство планирует субсидировать производителей и покупателей электромобилей. Это, несомненно, даст толчок для развития отечественного автопроизводства", – сообщают в компании "Прометей", совместном проекте японской корпорации Arai Shoji Co. Ltd. и группы компаний "Сумотори".
Завод начнут строить в ТОР "Надеждинская" в следующем году, а первые электрокары сойдут с конвейера в 2019-м. Плановый объем производства – две тысячи автомобилей в год. Первыми в производство будут запущены электрические микрогрузовики для логистических внутригородских компаний, которым требуется доставка небольших партий товаров от двери до двери. Далее "Прометей" планирует выпустить на рынок каршеринга двухместный электрический автомобиль.
Идею создания на Дальнем Востоке специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе, и на экспорт, озвучил Президент России Владимир Путин в ходе Послания Федеральному Собранию в 2013 году. В настоящее время в Приморье созданы четыре таких территории, больше чем в любом другом дальневосточном субъекте, – "Надеждинская", "Михайловский", "Большой Камень" и "Нефтехимический".
Всего в 2017 году в Приморье было построено около 30 километров дорог к объектам территорий опережающего развития. Две дороги в ТОР "Михайловский" уже готовятся к сдаче. Помимо этого, в Михайловском районе в рамках подготовки инфраструктуры ТОР департамент дорожного хозяйства выполнил асфальтирование и ремонт дорог внутри населенных пунктов.