Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
18:32
Выигрыш Овнов, спор Раков и суета Весов: подробный гороскоп на 20 апреля
18:30
Таролог назвала 3 главных манипуляторов среди знаков - придется подчиниться
18:00
Елена Ардальянова: Конкурс по финграмотности набирает вес в медийном сообществе Приморья
17:54
Мэр Владивостока раскритиковал нерадивых арендаторов за мусор на Шаморе
17:34
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Владимир Осецкий - о работе Инспекции по охране объектов культурного наследия в Приморье

В Приморье к сохранению объектов культурного наследия неравнодушны и школьники, и бизнес
28 апреля 2018, 19:25 Общество
Владимир Осецкий ИА PrimaMedia
Владимир Осецкий
Фото: ИА PrimaMedia

Инспекция по охране объектов культурного наследия создана в Приморском крае чуть больше года назад. Ее задача обеспечить государственную охрану, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, памятников истории и культуры на территории Приморского края.

Международный день охраны памятников, который отмечался в апреле, сотрудники Инспекции считают своим профессиональным праздником. О том, как отмечали этот день, что делается для сохранения памятников и как приморцы могут помочь в этом нелегком деле, корр. ИА PrimaMedia поговорил с исполняющим обязанности руководителя Инспекции Владимиром Осецким.

– Владимир Владимирович, что для вас этот праздник?

– Праздник этот – профессиональный по нашей работе. В то же время, он международный, значит на сегодняшний момент может стать праздником не только для тех, кто работает в этой области, а для всех, кто неравнодушен к историческому наследию.

– Как отмечали?

– В этом году к празднику была приурочена фотовыставка "Дальневосточное наследие" подготовленная Управлением Министерства культуры по ДФО совместно с Дальневосточным филиалом Агентства по охране и использованию памятников истории и культуры. В фотовыставке приняли участие все субъекты ДФО. В конкурсную комиссию прислали очень много работ, в том числе по владивостокским памятникам. Как человек, посетивший выставку, скажу, что она удалась. Умеют неравнодушные фотографы запечатлеть всю красоту и проблемы нашего дальневосточного наследия.

Выставка прошла по городам ДФО. Была вначале во Владивостоке, потом в Хабаровске, затем в Благовещенске. После этого, скорее всего, переедет в ЕАО.

Кроме того, управление Минкульта по ДФО и Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры совместно провели конкурс на лучшее сочинение на тему культурного наследия. Победители были награждены ценными подарками, грамотами.

Приятно видеть неравнодушных школьников и взрослых людей, участников этих мероприятий. Они видят всю прелесть региона нашего и тех культурных объектов, которые у нас есть. Когда посмотришь на эти объекты, понимаешь, что наше дальневосточное наследие довольно-таки обширное по всему региону и нисколько не уступает другим.

– Сколько в Приморском крае памятников?

– Мы говорим об объектах культурного наследия – ОКН. В народном понимании у нас любой памятник является объектом культурного наследия. На самом деле это не так. К объектам культурного наследия относятся те, которые приняты на государственную охрану. На территории Приморского края таких объектов, принятых на государственную охрану, включенных в реестр, 1591. Мы уже сейчас зарегистрировали 1467 из них. Осталось немного более 100, которые требуют дополнительного времени для их регистрации. Например, по некоторым из них нужно установить, не двойники ли эти памятники. Допустим, по нашим сведениям, два объекта в одном населенном пункте значатся связанными с одними и теми же событиями, хотя данные немножко разные. Нужно провести окончательную работу, чтобы исключить двойников.

– Как давно ведется эта работа?

– 73 ФЗ принят был давно, но активная регистрация в реестре началась только в 2013. Годом позже мы смогли продвинуться серьезно. В 2014-2017 годы практически завершили регистрацию, памятникам присвоены регистрационные номера, оформлены документы. Для этого нужно точно определить не только название, но и место положения, категорию объекта культурного наследия, его состояние.

– Много ли в Приморском крае памятников, которые не включены в реестр, и что нужно сделать?

– Их немало. Нужно организовывать работу с помощью муниципалитетов, краеведов, общественников по выявлению иных объектов, которые обладают признаками объекта культурного наследия, и рассмотреть возможность их включения в реестр. Большую часть таких объектов составляют памятники археологии. Их уже обнаружили, на них работали археологи. Но информация в госоргане по ним практически отсутствует. В результате они не были включены в списки выявленных объектов с последующим включением в реестр. С учетом активного хозяйственного освоения территории края, они сейчас требуют наиболее пристального внимания.

Пример тому – "Краскинское городище". Оно известно давно, многие годы на нем проводились археологические исследования, но на государственную охрану принято не было. Сейчас мы утвердили его границы, отнесли к выявленным объектам, внесли сведения о его границах в Росреестр. Теперь уже при проведении там землеустроительных работ, принятии решения о выделении земельных участков эти сведения будут учитываться органами кадастрового учета.

– Бывало ли, что собственник обнаруживал памятник истории и пытался скрыть находку, чтобы избежать лишних ограничений?

– У меня на памяти был обратный случай – положительный. При строительстве нефтепровода и сопутствующих линий ЛЭП в Лесозаводском ГО в очень труднодоступном месте строители ставили опоры. Хотя там было проведено археологическое обследование, но бывают такие случаи, когда невозможно все подсечь, и именно строители обратили внимание на необычную форму холма. Посчитали, что это древний курган и приостановили работы. Побежали в органы местного самоуправления, сообщили им, те позвонили нам. Мы привлекли археологов. Объект был обследован и хотя он не оказался действительно курганом, но на этом холме был обнаружен раннее не известный памятник археологии. В последующем памятник был исследован археологами. Нужно сохранять, а не уничтожать.

– Чем различаются объекты культуры регионального и федерального значения?

– Все объекты культурного наследия охраняются законом одинаково. Категория указывает лишь на то, какой уровень значения имеет этот объект. Если связан с событиями муниципалитета, населенного пункта и так далее, тогда он будет по значимости местного значения. Если чисто региональные события, то он, вероятнее, будет определен как региональный. Вот в Краскино: объект культурного наследия связан с Хасанскими событиями, скульптура выполнена именитым талантливым скульптором – этому памятнику была присвоена федеральная категория. Что касается ответственности и госохраны, то разницы нет. Закон в части обеспечения сохранности одинаков для памятников местного, регионального и федерального значения

– Кто определяет, что имеет историко-культурную ценность, а что нет.

– Прежде всего, историко-культурная ценность определяется актами историко-культурной экспертизы, выданными аттестованными Министерством культуры РФ экспертами. Они определяют и категорию, и то, обладает ли объект историко-культурной ценностью. Кроме того, в законе есть некоторое временное ограничение для некоторых объектов – возраст более 40 лет, но оно не жесткое. Ведь принимались на госохрану и объекты моложе.

– Когда говорим об охране памятников, нужно уточнить – для чего нужно охранять и от кого?

– На мой взгляд, любой объект культурного наследия – это формирование создания любого человека о том, что это его родина. Малая, большая – без разницы. Помнить свои корни, наверное, каждый должен. Без этого человека, который представляет себя в рамках жизни этой территории, просто невозможно представить.

Также эстетическая составляющая. Гораздо приятнее гулять по чистому городу, где все здания построены архитекторами, которые любили свое дело и строили красивые и прочные здания, который отражает ту среду, которая была когда-то, лет сто и более назад.

Какие у нас болячки? Современная застройка. Когда интересы получения быстрой экономической выгоды подталкивают человека к повреждению объекта культурного наследия путем безвкусного приспособления. Именно от этого и должен защищать закон. Что касается попыток повредить памятник, монумент или еще что-то, то чаще всего это бывает необдуманный поступок, иногда детские "шалости". Причины их как правило это недостаток воспитания, обучения.

Памятники нужно защищать и от людей, которые в принципе в своей жизни привыкли не соблюдать законы и правила в любом направлении: охрана памятников, правила дорожного движения и так далее. Закон об охране объектов культурного наследия защищает памятники и предусматривает определенную ответственность за их повреждение.

– У нас практически все здания в центре города – объекты культурного наследия. Конкретно во Владивостоке насколько бизнес социально-ответственен?

– Действительно, вся центральная часть города – историческая часть. Сказать, что все стремятся разрушить, повредить – не сказал бы. Зачастую ранее не хватало социальной ответственности у собственников объектов культурного наследия. Поэтому мы и видим большое количество памятников испорченных своими "хозяевами". К сожалению был такой период, который мы, надеюсь, прошли, в котором жили. Социальная ответственность воспитывается долгими годами.

В свое время мы легко посносили храмы. Потом для нас оказалось совершенно просто один памятник убрать, а на его место поставить другой. Во Владивостоке такой пример есть, когда Лазо поставили на чужой пьедестал. От таких подходов к памяти избавиться трудно. Нужно воспитывать. Любое воспитание требует времени. Мы же ребенка годами воспитываем, чтобы он стал социально-ответственным. Все выше сказанное относится и к бизнесу. У нас не так давно появился новый бизнес. И нужно какое-то время, чтобы не только зарабатывали деньги, а еще чтобы появилась социальная ответственность. На мой взгляд, движение в этом плане есть. Даже если смотреть по тому, какой объем документов приходит к нам на согласование, какие проекты разрабатываются по реставрации и приспособлению зданий под современное использование, можно отметить, что они все более и более соответствуют не решению только сиюминутных задач бизнеса, а в том числе и требованиям сохранности объектов.

– Можете во Владивостоке привести пример, когда ОКН используется так, как это должно быть?

– Берем, например, религиозную организацию. Когда у нас восстанавливалась синагога, могла бы быть поставлена такая задача: "Нам нужно просто помещение под синагогу, которое мы быстренько отремонтируем и так, как нам удобно". А на деле община подошла со всей ответственностью. Они соблюли все нормы законодательства об охране памятников. На сегодняшний момент этот объект – пример хорошей реставрации. Следующий пример – гостиница "Версаль". Зданию не повезло в свое время. Оно горело, разрушалось и восстанавливалось с трудом. Были утрачены многие интерьеры. Но собственники здания отреставрировали его, восстановили лепнину, другие элементы внутреннего и внешнего интерьера. В настоящее время здание находится в хорошем состоянии. Оно уже, конечно, требует некоторых реставрационных работ, но в целом бизнес это здание содержит великолепно.

Если говорить по сохранности внутренних интерьеров, то у нас есть здание по ул. Светланская, 52, которое является объектом культурного наследия федерального значения. Сейчас готовится проект предметов охраны по этому зданию. Весь интерьер, который сохранился к моменту проведения первой реставрации в 90-х годах, живет, никто его не трогает, за ним следят. В этом здании есть великолепный изразцовый камин. Пользователем этого здания является федеральное государственное учреждение. Сегодня все мы уже видим, что здание нуждается прежде всего в проведении новых ремонтно-реставрационных работ по фасаду и кровле.

Пользователь этого здания не сидит на месте, не ждет, когда здание на глазах развалится. Совместно с нашей инспекцией оформил на заявку на участие в федеральной целевой программе, чтобы получить финансирование из федерального бюджета на проведение первоочередных ремонтно-реставрационных работ. Надеемся, что в ближайшие годы будет разработан проект реставрации и проведены работы.

– В чем заключается самая большая сложность при реставрации зданий?

– Сложности возникают в организации проведения реставрационных работ, когда у здания несколько собственников. Еще тяжелее, когда эти собственники разного подчинения и финансирования. Допустим, часть – государственные учреждения, часть – частный собственность. Здесь задача – найти механизм, как состыковать вместе разные бюджеты для решения общей задачи: отремонтировать памятник. Невозможно отремонтировать кусочек здания, где сидит только одна организация. Здесь должны быть проведены работы на всем здании по единому проекту реставрации. Это довольно сложно.

По практике на территории всей страны, памятники убиваются именно такими ситуациями. Разношерстностью законных владельцев или пользователей.

– Владивостокская крепость. Насколько это сложный сегодня вопрос? Какие у нас перспективы? В последнее время мы слышим инициативу передать ее под охрану ЮНЕСКО? Им нужна крепость?

– На мой взгляд, вопрос с ЮНЕСКО – это стратегическая цель. Уверен, крепость этого достойна. Но для того чтобы крепость стала объектом ЮНЕСКО, ее нужно вырастить до этого уровня, чтобы она соответствовала требованиям. За нас ремонтировать крепость никто не будет. Это задача нашего государства, собственников этих объектов. Когда мы решим вопрос об содержании этих объектов в достойном состоянии, только тогда можно будет поднимать вопрос о включении ее в ЮНЕСКО.

Поэтому, "Крепость и ЮНЕСКО" я бы поставил как главную стратегическую цель. А на сегодняшний момент есть более актуальная цель, требующая сегодняшнего решения – это содержание, благоустройство, проведение каких-то для начала минимальных работ по обеспечению сохранности объектов крепости. Это работа собственников: Администрации города, Агентства по охране и использованию памятников истории и культуры, Министерства обороны. Нужно сделать так, чтобы ее объекты не разрушалась, а параллельно вторая цель, которая приблизит нас к ЮНЕСКО более-менее реально. Это создание на базе части объектов крепости федерального музея-заповедника. Администрация Приморского края уже обращалась с этим предложением в Министерство культуры РФ и в целом там отнеслись к данному предложению с пониманием. Но чтобы это реализовать, нужно сделать очень много реальных дел. Для начала разработать концепцию музея-заповедника. Это многоуровневая работа: и финансово-экономические расчеты, обоснования, и структура взаимодействие тех объектов, которые будут включены в состав музея-заповедника с объектами, которые вначале, возможно, в его состав не попадут. Кроме этого, необходимо создать инфраструктуру для обеспечения деятельности этого музея-заповедника.

Нельзя написать концепцию на коленке или на общественных началах. Это должен быть серьезный труд, который должен быть сделан на государственном уровне.

– Зачем нужно изучать историю и сохранять объекты культурного наследия, как вы для себя это определяете?

– Это позволяет осознать своё место в истории своей страны, в истории твоей малой Родины. Это развивает чувство патриотизма. Без знания истории чувство патриотизма никогда не появится. Ты будешь как временщик на территории.

– Приморская молодежь приходит помогать в вашей работе?

– Был конкретный случай, когда двое мальчишек два года назад из 80 школы без какой-либо рекламы просто пришли и говорят: "Мы хотим вам в чем-то оказать помощь". Правда, сначала они нам предложили поискать археологию с помощью миноискателя.

– У них был свой?

– Да. Мы им объяснили все вещи, которые ограничивают поиск археологических предметов с помощью металлодетектора, что это неправильно и наносит только вред памятникам археологии. Они говорят: "Хорошо. Убираем эту тему. Будем заниматься пляжным поиском. Будем монетки искать на пляже. А чем тогда мы Вам можем помочь?" Говорю: "Давайте мы вам поставим задачу по уточнению сведений по объектам, которые находятся в городе? Мы вам дадим GPS, фотоаппарат. Собрать информацию об объектах и предоставить ее нам". Согласились. Месяц отработали.

– Пользу принесли?

– Я считаю, что очень.

– Вы взаимодействовали с департаментом молодежи. И в прошлом и в позапрошлом годах стажеры приходили и помогали собирать сведения по объектам, заниматься кропотливой работой. В этом году планируется ли продолжить взаимодействие? Приглашаете ли вы стажеров в помощь?

— С удовольствием пригласим к себе оказать содействие в обработке информации, внесении ее в наши информационные ресурсы. С департаментом молодежи мы отработали хорошо. Стажеры в какой-то степени думают о возможности построить свою карьеру в органах исполнительной власти по схожим с нашим направлениям, либо в науке, либо в преподавании в школе. С одной стороны, они нам помогали, с другой стороны, они получали от нас массу новой информации и возможности воспользоваться материалами для написания курсовых, дипломных работ. Была взаимная выгода от такого сотрудничества. Ребята сделали очень много. Спасибо им огромное. В инспекции их вспоминают добрым словом.

1524932716