Радары на дорогах Приморья наштрафовали уже почти на миллиард

Дмитрий Леонов рассказал, как в регионе будет расширяться сеть комплексов автоматической фиксации (ВИДЕО)
Общая дорога
Фотофиксация нарушений. Фото: ИА PrimaMedia

В рамках проекта "Общая дорога" мы сегодня поговорим о профилактике нарушений ПДД с помощью средств автоматической фиксации. Интервью ИА PrimaMedia дал Дмитрий Леонов, директор департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей администрации Приморского края.

– Дмитрий Владимирович, вы координируете программу "Безопасный край". Хотелось бы с нее начать. Расскажите о программе, на какие суммы и период она запланирована, и какое место в этой программе уделяется безопасности дорожного движения.

– Добрый день. Действительно, департамент по координации правоохранительной деятельности является ответственным исполнителем госпрограммы, которая называется "Безопасный край". Данная госпрограмма направлена на профилактику большого спектра вопросов, в том числе и имеет подпрограмму "Повышение безопасности дорожного движения на территории Приморского края". Данная подпрограмма предусматривает как технические мероприятия, например, в части эксплуатации и техобслуживания системы автоматической фиксации нарушений ПДД, о чем дальше поговорим, да? И так же подпрограмма предусматривает ряд пропагандистских мероприятий в части профилактики нарушений ПДД, в части воспитания в гражданах, в детях прежде всего, норм поведения на дороге. Подпрограмма финансируется за счет средств краевого бюджета. На прошлый год финансирование составляло 84,5 млн практически. На 2018 год у нас так же предусмотрена аналогичная сумма на эти мероприятия. Программа рассчитана до 2020 года, и подпрограмма соответственно.

– Приходится ли сокращать финансирование, или все-таки безопасность дорожного движения не терпит экономии?

– Безопасность дорожного движения для краевых властей является одним из приоритетных вопросов. Жизни граждан Приморского края – ничто более приоритетного у нас не может быть. И с учетом действия программы, с учетом работы за последние годы наших коллег из ГИБДД можно сделать вывод, что принимаемые меры показывают свою эффективность. У нас за последние 5 лет значительно сократилась смертность в ДТП. И само количество ДТП, и тяжесть последствий.

– ГИБДД выделяют очаги аварийности, соответственно именно в этих очагах появляются камеры автоматической фиксации правонарушений. В августе 2014 первая камера заработала на золотом мосту, на сколько я помню, уже в 2015 говорили, что благодаря радару на 30% удалось снизить аварийность на этом участке. С 2016 работают сеть камер на дорогах ПК, за два года, хотелось бы узнать, есть ли такая тенденция к снижению вот именно в этих местах установки камер. Может какие-то очаги аварийности удалось благодаря этим камерам полностью ликвидировать.

– Действительно, изначально, когда разрабатывался проект и определялись места установки комплексов фиксации, эти места были определены как очаги аварийности. С момента внедрения данной системы в местах установки комплексов действительно удалось значительно сократить как аварийность, так и смертность в авариях. В тех местах, где у нас установлены комплексы, снижение аварийности составляет порядка 30-40% в год. Поэтому можно сделать вывод, что комплексы показывают реальную свою эффективность, и мы будем дальше эту систему развивать.

– Но при этом первый квартал года закончился и, согласно статистике, 140 тысяч нарушений камеры выявили за 3 месяца. А вообще количество нарушений, зафиксированных камерой, снижается, увеличивается, остается прежним?

– Вообще с введения в эксплуатацию первого комплекса к настоящему моменту вынесено постановление порядка 1,5 млн уже за несколько лет на сумму почти 1 млрд рублей, оплачено в бюджет края почти 600 млн штрафов.

Тенденция такая: с момента введения каждого рубежа примерно первых 2-3 месяца фиксировалось по несколько тысяч нарушений скоростного движения. После этого на протяжении последних нескольких месяцев плавно снижается. Потому что люди начинают обращать внимание, кто ездят постоянно по участкам, получили по почте постановление о привлечение к административной ответственности. И начинают более внимательно к этому относиться. И вот это плавное снижение продолжается несколько месяцев. В какой-то момент оно становится средней суточной. В зависимости от участка – 10 постановлений, для оживленных 100.

– Конкретно участок Золотой мост. Камеры видны, как вы можете объяснить, что они продолжают выявлять нарушения? Это что, у людей много денег?

– Невнимательность. Возможно, человек не заметил, задумался, когда ехал по мосту, дорога прямая, пропустил тот момент, когда он превысил скоростной режим. Скорее всего, это какие-то субъективные моменты. Может быть, человек первый раз, не местный, с какого-то района приехал, а может быть, кто-то принципиально это делает. Такое же тоже возможно.

– А вот вы сказали, приблизительно миллиард рублей, если посчитать все штрафы, которые вынесли комплексы. А собираемость какая? Многие по-прежнему не платят?

– По статистике, наверное, лучше к судебным приставам обратиться, но в принципе взыскиваемость по штрафам около 50%, доходит до 70%. Эффективно показала себя мера, когда было введено 50% скидка при оплате штрафов в течение 10 дней. То есть сразу по получаемым статическим данным было видно, что граждане более охотно идут и оплачивают штрафы.

– Ну и следом вопрос, я понимаю, что это немного не о безопасности, а вот эти деньги, которые собираются, они же поступают в бюджет Приморского края. За что платят нарушители?

– По действующему законодательству, все средства, оплаченные как штрафы за нарушение ПДД, не только скоростного режима, поступают в бюджет субъекта РФ, в данном случае в краевой бюджет. Поступают не целевым образом. Штраф за нарушение веса грузовиков – там целевое направление, сразу идут в дорожный фонд на ремонт дорог. В данном случае средства поступают в доход бюджета и в последующем, когда формируется бюджет, они идут на расходы. В первую очередь, наш бюджет социально ориентирован, все мероприятия образовательные, здравоохранения и прочее. Нет такого понятия, что штрафы пришли за скорость и они пойдут обязательно на ремонт дорог.

– На новые камеры.

– На новые камеры тоже такого нет. Когда мы обращаемся к руководству со своими заявками о том, что нам необходимо дальнейшее развитие системы. Мы деньги просим из бюджета без учета того, что комплексы приносят, то есть прямой связи нет. Целесообразность бюджетного расхода рассматривается на конкретные цели индивидуально.

– Сегодня на дорогах края работают в основном комплексы "КРИС-С" (стационарный) и "Кордон". Насколько я помню, "КРИСС" – это ведь очень старый комплекс, не так ли?

– Ну как старый, у них просто более раннее поколение техническое. Если мы говорим про "Кордон", он один на четыре полосы, и в встречном, и в попутном работает, а "КРИС-С" предполагает на каждую полосу движения отдельный комплекс. Они закупались поэтапно, с учетом того, какие были предложения на рынке данных устройств. Были закуплены "КРИС-С", а в последующем дополнительно приобретены "Кордоны".

– У продвинутых моделей есть функция определения номера и сверки с базой угнанных автомобилей. Эти камеры дополнительными функциями обладают?

– Есть такая возможность, по крайней мере, по "Кордону". ГИБДД использует на Золотом мосту, мы это видели, в свое время, помните, за мостом стоял экипаж и останавливал людей, у которых по базе данных какие-то проблемы были. А вообще сейчас рассматриваются варианты развития системы, увеличения рубежей, возможно, переноса, где у нас очаги аварийности ликвидированы, в том числе, с использованием комплекса, есть возможность перенести в другие места. Ну и по развитию, естественно, по расширению системы предполагается использовать совершенные, новые, отвечающие современным требованиям.

– У наших нынешних камер сейчас есть еще какие-то функции кроме контроля скоростного режима? Я недавно слышал от инспекторов ГИБДД, что на некоторых рубежах они выявляют выезд на встречную полосу.

— Существует такая возможность программной модернизации, технически "Кордоны" остаются те же, а их дополнительно перепрограммировать на некоторые нарушения – выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, переезд стоп линии и т.д. Тоже это прорабатывается.

Сложность заключается в том, что, когда проект системы создавался, он именно создавался под скорость. Это была самая актуальная проблематика наша, и поэтому и места выбирали те где, у нас большинство комплексов стоит там, где просто существует разделительные леера, полоса разделительная, и там программное внедрение определения обгона по встречной полосе просто не актуально.

Поэтому дальнейшее направление развития предполагает, что будет обращено внимание на расширение функционала, на расширение тех видов нарушений, которые у нас совершаются, к сожалению.

– Приморье присоединилось к акции "Повод для обгона". Сегодня выезд на встречку – как раз новая актуальная проблема?

– С учетом прошедшего квартала, ряд прошедших резонансных ДТП на территории края связан с нарушением правил обгона – и в поворот заходят, обгоняют, сплошную линию пересекают. Поэтому да, это для нас актуально.

– То есть в первую очередь в случае развития системы будет рассматриваться…

– Скорость и обгон в неположенном месте.

– А наезды на пешеходов?

– Наезды на пешеходов так же, конечно. Это не наезды на пешеходов, правильнее сказать – не предоставление приоритета пешеходу в местах, предназначенных для перехода через дорогу.

– В России есть города, которые могут похвастаться развитой системой контроля перекрестков и пешеходных переходов. Владивостоку стоит тоже в этом направлении?

– Однозначно. Такие цели и задачи есть, и это будет внедрено.

– Вы сказали, что есть примеры очагов аварийности, которые удалось ликвидировать благодаря системе, вы можете привести такие примеры? Большинство автомобилистов знают, где камеры висят.

– В принципе, там, где установлены на данный момент рубежи контроля, там аварийность снижается на 30-40%, применение комплексов принесло свой эффект.

– Например, Золотой мост – там ликвидирован очаг аварийности?

– С учетом того, что я не помню, когда там была последняя авария, я надеюсь, что она была последняя, я считаю, что да.

– Глава краевого ГИБДД на этой неделе, выступая перед депутатами нашего парламента, заявил о том, что готов прямо сейчас указать новых 100 очагов аварийности на дорогах Приморского края, где необходимо устанавливать такие камеры. Пока мы говорим о расширении, даже предварительно назвалась цифра 40 новых рубежей, но конкретно когда в планах и в каком году эти рубежи будут оборудованы – информации нет.

– Пока вопрос находится только в обработке. То есть сейчас определяется, в каких местах, какие виды нарушений, в каком объеме это будет делаться на следующем этапе.

– Можем ожидать, что до конца 2020 года появятся?

– Конечно, да

– 40, 100 или меньше?

– Я сейчас не готов сказать, все будет зависеть от принятого решения, в первую очередь, от того, в какой форме это будет делаться. Возможно, в форме какого-то инвестиционного проекта, государственно-частного партнерства. Вопросы такие тоже прорабатываются, и соответственно, от уровня финансирования будет принято решение по количеству.

В идеале хотелось бы, конечно, чтобы было полное 100% покрытие всех дорог, что бы граждане наши сначала вынужденно ездили, не нарушая скоростной режим, потом уже по привычке. Насколько будет возможность.

– Вы сказали про инвестиции. Недавно озвучивалось, что есть компании, заинтересованные в том, чтобы взять на себя оборудование дорог такими системами фиксации, в том числе крупнейшие телекоммуникационные холдинги. Есть какие-то причины, почему сложно зайти в эту отрасль с инвестициями?

– Нет никакой сложности, просто этот процесс занимает время и по итогам принятого решения уже будет реализован в той или иной форме.

– То есть сейчас прорабатывается? Вы говорили в одном из интервью ранее, что вообще доступ к данным, которые собираются, он ограниченный. К нему имеют доступ только спецслужбы.

– Мы с вами разговаривали, скорее всего, по камерам профилактического видеонаблюдения.

– Они же все объединены в одну систему "Безопасный город".

– Видеосигнал с камеры идет и используется правоохранительными органами в целях исполнения их полномочий, а фотофакты нарушений дорожного движения передаются по каналам связи в управление ГИБДД по Приморскому краю, где уполномоченные должностные лица уже выносят постановление о привлечении к административной ответственности.

– Вот в этой цепочке, получается, есть краевая власть виде департамента, есть ГИБДД, разные уровни, почему такая сложность, почему нельзя себе забрать полностью?

– Вплоть до вынесения постановлений? В настоящее время действующее законодательство не разрешает не то что выносить постановление, а в принципе даже мы не имеем доступ к самим фактам фотофиксации. У нас есть понимание общей статистики, какой рубеж в какой период времени вынес. А вот открыть посмотреть кто это, тем более что-то поменять или удалить, у нас в принципе такой возможности технической нет. Все данные зашифрованным каналом связи передаются в ГИБДД, то есть доступ к этим данным имеют только сотрудники, уполномоченные на эту работу.

– Такая система всех устраивает?

– В принципе, да. У нас были, конечно, трудности, потому что в первый раз на территории края мы что-то подобное делали. Но за три года работа налажена, полное понимание с коллегами. Спасибо им, с ГИБДД, все работает.

– Когда только внедряли систему, я помню, что не хватало конвертов на "письма счастья".

– Этот вопрос решен.

– Окончательно?

– Окончательно и бесповоротно.

– За эти как раз три года сейчас активно развивается сервис госуслуг. То есть можно вообще эти письма исключить?

– Понимаете, их нельзя исключать рассылку, потому что по действующему законодательству существует процедура, постановление, определение виновности человека, распечатка и отправка в любом случае. Если в будущем законодательство будет изменено в ту сторону, что каждый гражданин зарегистрируется на сайте госуслуг, как паспорт, сейчас есть с какого-то возраста. Так же будет свой аккаунт, свой кабинет личный на сайте госуслуг, и туда будет приходить все, не только штрафы, но и иные платежи, налоги. И мы будем это все оплачивать. Возможно, когда-то законодательно данное требование будет исключено.

– Люди иногда не согласны со штрафом, они идут в ГИБДД. Кого-то оштрафовали за машину-двойник, кто-то считает, что не был вообще в этом месте. У вас есть какая-то статистика?

– Статистику получить можно, сейчас я вам не скажу, какой процент обжалования. Опять же, по законодательству гражданин имеет право защититься. На защиту своих прав они обращаются напрямую в ГИБДД. Некоторые сразу идут в суд. Если обращаются в ГИБДД и обстоятельства выясняются, что отсутствует вина гражданина, то постановление отменяется.

– Но эти жалобы связаны с какими-то не относящимися к вашей деятельности моментами?

– Я понимаю, в чем вопрос. Могут ли комплексы некорректно работать? На данный момент могу сказать, что информации резонансные были по другим субъектам, что считал скорость неправильно. Таких у нас случаев не было. То есть комплексы регулярно в соответствии с регламентом проходят поверку. Они работают в рамках действующего законодательства.

– Некоторое время назад, в станциях скорой помощи жаловались, что им приходят штрафы с этих камер фиксации.

– До нас их жалоба не доходила, думаю, в ГИБДД эту проблему решили. Машины скорой помощи, пожарные службы и службы полиции, которые оборудованы спецсигналами, световой схемой, имеют право приоритета проезда. И в случае скорой помощи мы понимаем, вопрос часто идет о жизни человека. Уверяю вас, если скорая помощь везет больного в больницу, привлечена она к административной ответственности не будет. Так же как и пожарные.

– Там же и доказать нужно, на фото можно и не увидеть.

– Мы с ГИБДД и с МЧС эти вопросы оговорим. Этот вопрос решен. Я помню, когда-то он давно поднимался, но нас туда не привлекали в его решение, я так понимаю, коллеги из ГИБДД, МЧС, медицинская служба между собой это определили. Но комплекс да, он современный, возможно, как предложение производителям в будущем, чтобы комплекс мог еще зафиксировать, что это едет скорая с включенным проблесковым маяком, чтобы его отсеивало, как вариант, программным способом.

– Что вы думаете по поводу того, что нарушения продолжаются и продолжаются. Как можно людей заставить соблюдать скоростной режим?

– Два способа. Это разъяснения, пропагандистские мероприятия. Ну и штрафные санкции. Словом и рублем.

– Что эффективнее?

– Сложно сказать. Вопрос даже философский. Мы же не знаем, сколько людей после какого-то ролика по телевизору решат, что будут отныне пристегиваться. Или когда будут ехать с работы домой, снизят скорость на каком-то участке дорог некомфортном. Вот сколько у нас нарушителей мы можем фактически посчитать по выписанным постановлениям. 1,5 млн с 2014 года.

– Мы сейчас говорили о системе фиксации нарушений скоростного режима, и понятно, что это непосредственно связано с ДТП, с жизнями. Есть еще одна система фиксации нарушений, связанная с неправильной парковкой. И для Владивостока это многолетняя боль, а в вашем распоряжении есть камеры "Парконы", хотелось бы о них услышать, они ведь продолжают работать?

– Конечно. Ежедневно несколько маршрутов во Владивостоке, а так же в других городах Приморья. Ежедневно сотрудники выезжают по маршрутам, согласованным с муниципалитетом и ГИБДД, и производят фиксацию нарушения правил.

– Ну а меньше нарушителей не становится?

– К сожалению. Мы все понимаем, в чем тут причина. Не в том, что граждане все такие нерадивые, хотя есть и люди, которые третьим рядом бросил и пошел.

– "Паркон" такие нарушения видит?

– Видит. "Паркон" работал изначально по местам, где стоит знак "парковка запрещена", а вот недавно была внесена еще фиксация нарушения порядка парковки – расположение транспортного средства у обочины. "Елочки", второй ряд и так далее.

– "Парконы" внедряли в Находке и Уссурийске.

– Сейчас они работают во всех крупных городах Приморья. Владивосток, Артем, Находка, Уссурийск.

– Вот есть во Владивостоке такая проблема, часто приходится видеть людей, припаркованных с закрытым номером. Какое-то придумали универсальное решение?

– На данный момент универсального решения нет. В Москве есть специальная служба муниципальная, которая ходит ногами и планшетом фотографирует. Не объезжает, а работник по своему участку обходит и фиксирует нарушения, предварительно убрав этот листочек. Пока у нас такое не реализовано.

– Можно связаться с ГИБДД и попросить выехать туда с эвакуаторами.

– С эвакуаторами возможно, но опять же, насколько обоснованно сотрудник краевого учреждения, который этим занимается, будет вызывать ГИБДД и эвакуатор. То есть тут работа полиции в части эвакуации. На данный момент объехать, все оборвать – такие действия не предпринимаются

– Это нежелание бороться или просто не хватает сотрудников?

– Пока не хватает сотрудников, и нужен универсальный какой-то метод. На данный момент пока он не проработан, граждане, которые это делают, это на их совести. Но методы борьбы с этим будут внедрены, я вам обещаю.

– А "Парконы" у нас по-прежнему ездят на такси, или все-таки есть специальная машина? Было, помню, так в самом начале.

– Это не в мое время, я сейчас не готов сказать. Сейчас "Парконы" установлены в транспортных средствах, которые принадлежат учреждению, их эксплуатирующему. То есть специально оборудованная машина.

– "Парконы", "Кордоны", "КРИСС-С". Больше никаких новых названий мы не услышим?

– Сейчас у нас проходит процедура передачи пяти комплексов "КРИСС-П", это аналогичный как "КРИС-С", только переносной – триноги. Одно время на территории края эксплуатировались инспекторами ГИБДД, сейчас краевое ГИБДД нам их передает в учреждение "Примгосавтонадзор", которое занимается эксплуатацией всех этих систем. И так же будет сотрудники на автомашинах выезжать в места, которые будем согласовывать с ГИБДД, где наблюдается рост аварийности или очаг аварийности, и будем их эксплуатировать в этих местах.

– То есть это мобильный способ попасть в очаг аварийности, не тянуть туда оптоволокно

– Да, совершенно верно. Еще один вариант, который сейчас прорабатывается – это внедрение полностью автономных комплексов. Есть у нас на краевых дорогах ряд пешеходных переходов на солнечных батареях, то есть энергия вырабатывается и потом ночью освещает этот переход. Есть российские аналогичные разработки. Комплекс фиксации, который абсолютно автономен в плане электроэнергии, и передача данных с него осуществляется не по оптоволокну, а по каналам сотовых операторов. То есть в принципе нет затрат больших на инфраструктуру. Не нужно фермы эти через всю дорогу ставить, не нужно тянуть оптоволокно, не нужно подключение к электросети. То есть современные системы позволяют за более низкую стоимость повысить эффективность общую.

– Очень часто камеры "пропадают", недавно с Золотого моста исчезла камера, но она уже вернулась. Это профилактика? Необходимо периодически демонтировать?

– Во-первых, для поверки их демонтируют, ну и некоторые регламентные работы требуют тоже демонтажа. Не все, но часть работ приходится тоже осуществлять с демонтажем.

– Во время таких профилактических работ аварийность увеличивается на этих участках?

– Нет, потому что знак как был об ограничении скорости с табличкой, что ведется фотофиксация, он так и есть. Транспорант никакой не вешается, обратите внимание, комплекс демонтирован, будет возращен на место тогда-то. Используются на территории края такие моменты, в ряде муниципалитетов. Информируется на дороге посредством знаков, что ведется фотофиксация, по факту этого нет.

– Некоторые руководители профильных ведомств в других городах честно говорят, у нас столько камер, из них столько то муляжи. У нас есть муляжи?

– То есть принцип действия примерно такой – изначально устанавливается комплекс, который работает примерно год, очаг аварийности удалось ликвидировать, на место рабочего комплекса ставится муляж, стоимость которого в десятки, сотни раз ниже. Комплекс переносится на новый участок дороги.

Но у нас муляжей пока нет.

– Страдают ли комплексы видеонаблюдения от вандализма?

– Да, к сожалению, у нас было несколько случаев повреждения, мы их восстановили, и один у нас был расстрелян безвозвратно. Трасса на Находку. Он поврежден до такой степени, что восстановление нецелесообразно, оно равно покупке нового комплекса.

– Удалось найти виновного, или до сих пор расследуется?

– Материалы в полиции, насколько я знаю, виновные пока не установлены.

– Спасибо большое за обстоятельный разговор. Мы очень надеются, что в будущем эти комплексы вообще не понадобятся, что люди станут сознательными.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Общая дорога". Цели проекта — содействовать повышению культуры взаимодействия участников дорожного движения, достижению позитивных изменений в вопросах решения дорожных проблем Приморья.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia