Ирина Мануйлова: Школьников Приморья будут учить в квантах и хайтеках

Вице-губернатор рассказала, как высокие технологии в формате кванториума вскоре придут к старшеклассникам Приморского края
Ирина Мануйлова. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Кванториум – пока непривычный термин в образовательной сфере Приморья. Однако уже в следующем году технопарки для старшеклассников станут реальностью и прочно займут свое место в процессе подготовки будущих профессионалов. О том, как это будет происходить, в интервью ИА PrimaMedia рассказала вице-губернатор Приморского края Ирина Мануйлова.

— Недавно в Приморье заговорили о создании кванториумов. Не все еще знают, что это такое и для чего они создаются. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

— Тема кванториума для меня особенно важна. Когда мы говорим о современном образовании, это означает задачу не просто выдать образовательную программу в школах и в системе дополнительного образования, но и довести каждого выпускника до определенного уровня компетенций. Без них он не сможет реализовать свои профессиональные навыки. Кванториумы, или образовательные технопарки, создаются именно для этого. За 4 года они появились в 45 регионах России. Эта кампания признана настолько успешной, что в новом национальном проекте образования выделен самостоятельный подпроект по дополнительному образованию детей посредством кванториумов. В подготовке специалистов для рабочих мест в сфере высоких технологий кванториум — первый этап.

— Почему в Приморье кванториума нет?

— На этот вопрос ответить не могу, но у меня есть замечательная новость. По инициативе главы региона Андрея Тарасенко мобильный кванториум появится на территории Приморского края уже в сентябре. Он точно появится, потому что уже оплачен счет, идет работа по комплектованию этого вагона-кванториума. Это не очень быстрый процесс, потому что нужно установить оборудование внутри вагона таким образом, чтобы его можно было перевозить из одного района в другой. Комплектование мобильного кванториума тоже непростая задача. Мобильный кванториум будет передвигаться из одного населенного пункта в другой таким образом, чтобы на территории каждого муниципалитета он отработал в течение 2 недель. Это дает возможность ребятам из отдаленных территорий поработать на уникальном оборудовании.

— Что представляет собой этот кванториум?

— Типовые центры кванториумов могут быть разными — макси, стандарт и мини. В 2019 году мы планируем создание на территории Приморского края трех стационарных кванториумов, из которых один – стандарт — будет организован на основе центра дополнительного образования "Владивосток". Он будет включать в себя 8 разных квантов. Квант — это самостоятельное направление, по названию которого уже можно понять, о чем идет речь. Для мобильного кванториума мы выбрали робоквант, виртуальную реальность, промышленный дизайн и геоквантум. Нам кажется, что именно эти 4 кванта наиболее интересны ребятам, потому что у нас нет специализированной подготовки в этом направлении. Все кванты объединены одним хайтеком — центром современной промышленной обработки материалов.

Хайтек является центральной площадкой, здесь ребенок может увидеть, как идет металлообработка, деревообработка, лазерная резка. Здесь же будет станок с ЧПУ, 3D-принтер. Дизайн всего этого возбуждает невольный интерес, а наша главная задача – заинтересовать ребенка. Что такое в нашем представлении техник-рабочий? Грязная спецовка, масляные станки, непонятные ключи. Это отживший стереотип, который мы передаем детям. Родители сегодня именно так представляют себе рабочую специальность.

Однако сегодня высокие технологии в промышленности — это современные станки, где 90 процентов работы приходится на программирование, а 10 процентов — доводка. Это те самые "синие воротнички", которые приходят в абсолютно чистый цех, а производительность этого цеха в разы больше, чем на старом производстве. Это касается всего — и обработки металла, и обработки дерева… Задав программу, вы можете получить из листа фанеры все, начиная от карандашницы, которую станок вырежет в автоматическом режиме, до любой картины или изделия. Конечно, это интересно и увлекательно. Ребенок не лобзиком выпиливает, а может составить программу, нажать кнопку и смотреть, как машина автоматически изготовит точные детали по индивидуальному проекту. Все, что ты придумал, ты можешь воплотить прямо здесь же. Это вызывает огромный интерес у ребенка. Попробовав себя в таком качестве, он будет по-иному относиться и к промышленному производству, и к тому, что мы называем профессией будущего.

— То есть, детям не просто предложат экскурсию, а дадут попробовать поработать на станках?

— Важно, чтобы ребенок, зайдя на площадку кванториума, получил для себя возможность найти ту область, которая станет для него потом потенциально профессиональной деятельностью. Помимо этого занятия в кванториуме предполагают знакомство с высокими технологиями, с новыми, пока не привычными для нас проектными решениями и проектной деятельностью. Причем проекты могут выполняться ребятами из разных школ, разного возраста. Это очень хорошо, когда на площадке кванториума встречаются ребята из разных образовательных организаций, из разных классов, если их интересы совпали, они выбрали одну и ту же проблему и готовы ее разрабатывать… На самом деле это своеобразный мостик в будущее — сегодня выстроить партнерские отношения, отношения в команде, суметь организовать команду. Это ведь тоже задача не из простых. Кто-то, получая не очень высокие оценки в школе, прекрасно себя чувствует в жизни, в реальной экономике, потому что умеет формировать команду, умеет подстраиваться под требования и очень быстро находит свое место. И мы говорим о нем как об успешном и состоявшемся человеке, профессионале. А кто-то, даже имея очень хороший запас знаний, но не имея коммуникативных способностей, не обладающий проектным мышлением, не всегда в этой жизни может найти свое место. Обидно, когда человек не раскрывает свой потенциал. Поэтому я надеюсь на то, что кванториум — первый шаг к тому, чтобы наши ребята получили опыт знакомства с высокими технологиями будущего и научились работать в команде, работать интересно, с удовлетворением.

— Как кванториумы будут отвечать потребностям реальной экономики Приморья?

— В этом проекте будут задействованы, в первую очередь, те организации и промышленные структуры, которые есть на территории Приморского края.

Что такое геология для Приморья? У нас ценнейшие недра, и добыча ископаемых, извлечение редких металлов, переработка полиметаллов, отвалов, которыми сегодня серьезно никто не занимается — это очень серьезная возможность для края пополнить свой бюджет.

Другой пример – "дальневосточный гектар". В рамках геокванта дети могут спроектировать и придумать, что же можно на этом дальневосточном гектаре построить, вырастить, создать, чтобы это отвечало условиям рынка. Сегодня мало освоить кусок земли, нужно использовать его таким образом, чтобы производимые на нем продукты приносили доход и прибыль. Работая в рамках геокванта, ребенок получает некую сумму знаний, и ему предлагается самостоятельно, в группе или команде разрабатывать проекты.

Вне всяких сомнений, представляет интерес биоквант. С нашей марикультурой, исследованием морских глубин, совершенно уникальным океанариумом, морским заповедником у ребят есть множество мотиваторов для серьезного изучения живой природы.

Также не забываем об IT и робототехнике. Робототехника — это серьезнейший процесс программирования, которому сегодня надо уделять большое внимание.

— Каковы перспективы кванториумов в Приморье?

— Их должно быть несколько. Я надеюсь, что в 2019 году мы все-таки нашу задачу выполним. На территории Владивостока мы планируем три кванториума. Самый большой будет на базе центра детского творчества. Второй — детско-юношеский центр, краевое учреждение, где мы планируем создавать площадку совместно с ДВФУ, будем привлекать университетских преподавателей. Третья — это гимназия ДВФУ. На этой площадке в первую половину дня будут заниматься ребята из гимназии, а во вторую – старшеклассники, приглашенные из других школ Владивостока. В 2019 году мы рассчитываем оснастить еще одну площадку в Арсеньеве. Это будет малый кванториум, скорее всего 4 кванта, потому что город имеет ярко выраженную направленность — авиастроение. Понятно, что завод "Прогресс" влияет на местную систему образования. Более того, завод уже имеет свою образовательную площадку, где занимаются старшеклассники и не только. Кванториум поможет выстроить эту систему более масштабно, потому что не всегда можно привезти ребят на завод и не для каждого возраста это подходит. А кванториум доступен всем. И на площадку в Арсеньеве мы планируем приглашать ребят из близлежащих районов.

В задачах национального проекта об образовании указано, что в каждом городе численностью до 60 тысяч обязательно должен появиться свой кванториум до 2024 года. Надеемся, нам разрешат снизить эту норму до 20 тысяч, учитывая невысокую плотность населения на Дальнем Востоке. Тогда в каждом нашем городе и во многих районных центрах может появиться до 17 кванториумов. Но это мечты, а 4 площадки до 2019 года — это уже серьезные проработки. Плюс мобильный кванториум, который мы запускаем в сентябре. Уже есть договоренность, что в 2019 году также за счет спонсорских, благотворительных средств будет куплен еще один мобильный кванториум, чтобы мы смогли охватить все муниципальные образования, причем каждое два раза в год.

— Кто будет проводить занятия в кванториумах?

— Мы очень тесно сотрудничаем с нашим федеральным центром, Фондом современных форм образования, созданным по инициативе АСИ. Именно они фактически стали инициаторами создания сети кванториумов в РФ и берут на себя вопрос контроля за их комплектацией. Это очень важно. У каждого кванта есть достаточно жесткая спецификация, которую мы согласовывали при заказе оборудования с фондом. Это делается для того, чтобы образование, которое получают здесь дети, действительно отвечало всем современным стандартам, и ни у кого не было соблазна сделать подешевле, но назвать кванториумом. Дело даже не в цене, а в том, что если мы планируем формировать компетенции действительно в полном объеме, то для этого мы должны создать полноценные условия. Поэтому каждый квант согласовывается. Фонд при поддержке правительства РФ обеспечивает подготовку педагогических кадров, их обучение, повышение квалификации. Для края это бесплатно, то есть, за счет фонда. Понятно, что чем больше таких площадок, тем больше педагогов мы должны подготовить. Сегодня преподаватели такого уровня квалификации есть в ДВФУ. Но даже они, прежде чем приступать к работе, должны пройти определенные курсы повышения квалификации. И мы планируем проводить эти курсы здесь. Обучать будем не только преподавателей ДВФУ, но на выезде к двум постоянным коллегам, которые будут работать на площадке мобильного кванториума, мы планируем добавлять 5 педагогов в каждом муниципальном образовании. Я думаю, что это правильное решение. Да, оборудование, которое есть в районных школах, не такое современное, но если ребята в течение двух недель начали выполнять какой-то проект и их это заинтересовало, то продолжить эту работу до следующего приезда кванториума они смогут, потому что преподаватель остается. Конечно, это будет очень непросто. Но это единственная модель, которая позволит выстраивать системную работу в течение года.

— Сколько человек может принять один кванториум?

— В течение двух недель 440 человек осваивают программу на площадке. 36-часовые программы.

— Это только для школьников или дошкольники и студенты тоже могут посещать занятия?

— Программа рассчитана на школьный возраст. Мы пока не планируем охватить дошкольников и студентов по простой причине: площадка слишком маленькая. По мере того, как мы будем расширять сеть, дошкольники будут заходить больше в экскурсионно-ознакомительном варианте. А студентов мы будем привлекать к этой работе в качестве полноценных партнеров. У каждого проекта должен быть руководитель. Если мы в проектную деятельность вместе со школьниками привлекаем студентов, то от этого проект только выигрывает. Студент, который имеет гораздо больший объем знаний и понимание важности проекта, которым занимается, — это реальный выход на продукт, который может представлять интерес для внедрения на рынке. Понятно, что все начинается с проб, но на выходе по опыту других субъектов могу сказать, что те проекты, которые выполняли ребята на базе кванториумов, очень часто становятся реальными продуктами на рынке, и они востребованы. А те ребята, которые прошли через кванториумы, — это будущее России. Самое главное — воспитать совершенно иной подход. Мы сегодня ограничиваем наших учеников. Мы все время заставляем их решать задачи, которые имеют готовое решение, готовый ответ. Все время пытаемся сравнить, правильно он ее решил или нет. Творческая задача — та, которая не имеет решения. Задача пропуска ребят через эти технологии — это научить не ограничивать свою фантазию, искать новые подходы нестандартные решения, которых до них никто нигде не предлагал.

— Краевой бюджет участвует в этом?

— Андрей Владимирович Тарасенко эту идею горячо поддержал, и, понимая, что сегодня бюджет очень напряжен, мы тем не менее заложили в государственной программе Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013 — 2020 годы средства на содержание мобильного кванториума, потому что его надо обогревать, отапливать, все это требует денег. Кроме того благодаря Андрею Владимировичу мы нашли спонсоров, которые вложили 25 миллионов в этот проект. Около 5 миллионов стоит сам передвижной вагончик на колесах.

На 2019 год мы заявляемся на конкурс, на софинансирование. Средства на оборудование мы получаем из федерального бюджета, а средства на проведение ремонтов в помещениях, которые будут использоваться, — это краевые средства. Сам кванториум рассчитан на то, что мы все время будем привлекать спонсорские средства на расходные материалы. Зарплату мы все-таки будем закладывать в региональный бюджет госпрограммы "Развитие образования", потому что это наши сотрудники, наши педагоги. А на непосредственное содержание деньги надо будет искать.

— С какого класса дети смогут посещать занятия в кванториумах?

— Планируется с 12-14 лет, 6-7 классы. А малышам организуем экскурсии. С этого все начинается.

— Эти ребята сами будут что-то печатать на 3D-принтере?..

— Да, но сначала их этому надо научить. Сами будут работать на станках с программным управлением, сами резать металл, в том числе с использованием лазера. Все будут делать сами. Техника безопасности продумана таким образом, чтобы любые операции выполнялись там, где это необходимо, строго под контролем взрослого, но и у оборудования есть дополнительные специальные меры безопасности, которые позволяют детям с ним работать.

— Допустим, дети этим заинтересованы, растут с этим, а потом захотят связать с этим жизнь. Здесь встает вопрос, есть ли у нас такие технологии в высшем образовании.

— Есть. Есть ДВФУ, который готов сегодня принимать всех, кто пойдет через эту школу. Мы ставим задачей номер один поднятие на иной уровень качество преподавания. Математических дисциплин в первую очередь. Именно инженерное направление, биология, IT-направление, цифровое образование — это в принципе то, что наиболее востребовано для развития Приморского края. У нас достаточно большое число бюджетных мест на разных направлениях подготовки, как в бакалавриат, так и в магистратуру.

— Три кванториума во Владивостоке будут отличаться?

— Будут отличаться размерами. Стандартный мы делаем один. Знаю, что ДВФУ будет делать максимум, в это вкладывают огромные деньги. На базе нашего детско-юношеского центра будет мини-кванториум. То есть, в итоге получим все три варианта: макси, стандарт и мини.

— Кванты собираются не в Приморье?

— Монтируются здесь, а заказ оборудования идет на заводах-производителях, не только в России, но и за рубежом. В основном, это российское производство на территории всей страны, поэтому комплектация довольно сложная. Внутри кванториум выглядит как обычный цех. Помещение разделено полупрозрачными перегородками. Везде идет групповая работа, стоят станки, оборудование, компьютеры. Обычный производственно-развлекательный центр, я бы сказала.

— Кто будет придумывать проекты?

— Часть проектов, заданий мы возьмем в качестве того, что рекомендует нам фонд. Это вполне понятно, но уверяю вас, что в Приморье люди тоже не сидят сложа руки. У них тоже есть масса идей и предложений, что можно сделать. Вопрос только, где и как. Недавно в ДВФУ прошла творческая смена "Наноград", где принимали участие представители 72 субъектов. Там же работала команда из 30 наших детей и 49 наших преподавателей. Там по 9 направлениям шла защита проектов, и проекты были достаточно интересны, нестандартны. Придумать проект, который был бы нужен краю, не проблема. А вот оборудования реально не хватает сегодня. Поэтому кванториум должен стать той площадкой, где эти проекты можно делать — из металла, дерева, с использованием программирования… Мы воспитываем универсалов широкого профиля, которые, получив знания и умения, должны самостоятельно найти проектное решение и воплотить его в жизнь, организовав при этом свою команду.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia