Команда объединения "АвиаПоиск" Приморского регионального отделения "Поискового движения России" завершила первую экспедицию в Хабаровском крае. Три дня команда Ярослава Ливанского работала на месте падения советского бомбардировщика ТБ-3, потерпевшего катастрофу в 1938 году. Участникам экспедиции удалось собрать все останки экипажа и подготовить их к захоронению.
В поисковых работах приморцам помогали общественники, жители села имени Полины Осипенко. На месте гибели самолета были найдены и собраны 204 костных фрагмента, детали от парашютных систем общим количеством на 11 человек, пуговицы, лётные очки, наушники шлемофонов, штурманское оборудование, набор гаечных ключей и орден "Знак Почёта". Эта находка стала серьезным открытием экспедиции.
— Орден лежал вместе с останками одного из членов экипажа, которого мы подняли в районе расположения носовой части бомбардировщика, — рассказывает поисковик Игорь Тетерин, — По информации о награждениях, такой орден был у командующего ВВС 2-й ОКА Якова Васильевича Сорокина. Если информация, что в экипаже был только один обладатель этой награды, подтвердится, значит, останки знаменитого лётчика не были захоронены в Комсомольске, как раньше считалось.
Как сообщает объединение "АвиаПоиск", катастрофа 1938 года с участием бомбардировщика ТБ-3 и транспортного самолета Douglas DC-3 – одна из самых известных в довоенные годы. Самолеты столкнулись в воздухе и упали в пойме реки Амгунь, на удалении более 120 км от нынешнего райцентра. На борту ТБ-3 находилось около 15 человек, в том числе командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии Яков Васильевич Сорокин. Его задачей было выбрать площадку для десантирования спасателей, направлявшихся к месту вынужденной посадки самолета "Родина" возле села Дуки. На борту "Дугласа" находились журналисты и Герой Советского Союза Александр Бряндинский. Вокруг катастрофы, данные о которой полностью не обнародованы, ходит множество слухов и домыслов.
— Нашей задачей было поставить точку в трагедии 1938 года. В открытых источниках нет чёткой информации о захоронении погибших членов экипажей самолётов, только разноречивые слухи, — говорит командир поискового объединения "АвиаПоиск" Ярослав Ливанский, — Для этого мы распланировали маршрут так, чтобы поработать на местах падения и подтвердить или опровергнуть факт захоронения в Комсомольске-на-Амуре всех погибших.
Поисковики считают, что пока рано говорить о полной ясности в отношении трагедии двух экипажей, но уже можно закрыть вопрос с поисковыми работами на ТБ-3. Захоронить найденные останки поисковики предлагают в Комсомольске-на-Амуре, где часть людей с двух самолётов была предана земле в 1990-х годах. На месте падения "Дугласа" "АвиаПоиск" предполагает провести работы уже в следующем году.
Нынешняя экспедиция приморских поисковиков проходила в рамках проектов "Навечно в небе" ПО "АвиаПоиск", и "Небо Родины" "Поискового движения России" при поддержке Фонда президентских грантов. Поисковые мероприятия проекта должны охватить 4 дальневосточных региона – Приморский и Хабаровский края, Сахалин и Еврейскую автономную область.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Гражданское НКОбщество". Цели проекта — регулярно информировать широкую аудиторию о деятельности приморских НКО, помочь социально ориентированным некоммерческим организациям обрести голос в медийном пространстве, способствовать формированию социальной ответственности у молодого поколения приморцев.