Ирина Мануйлова: школьникам и учителям важно почувствовать себя первооткрывателями

На старте нового учебного года вице-губернатор Приморья рассказала о приоритетах в развитии краевой системы образования
Ирина Мануйлова. Фото: ИА PrimaMedia

7 сентября, PrimaMedia. Первая сентябрьская неделя, открывшая учебный год для тысяч приморских школьников, выдалась непростой по погодным условиям. Однако дожди и ветер не нарушили учебный график, и приморские школы сохранили бодрое настроение Дня знаний, отшумевшего 1 сентября во всех муниципалитетах. О том, что ждет учеников, родителей и учителей в новом учебном году, рассказала в видеостудии ИА PrimaMedia вице-губернатор Приморья Ирина Мануйлова, курирующая сферу образования.

— Итак, самое главное событие для родителей и учеников уже состоялось. Учебный год начался. Готовы ли школы Приморья к нему?

— Конечно, готовы. Несмотря на ураган, несмотря на подтопления, абсолютное большинство школ сегодня уже приняли своих учеников. Приемка школ прошла до 15 августа в плановом режиме. Пока в ряде учреждений продолжается проведение ремонтных работ, идет замена стеклопакетов. И этот процесс будет продолжаться до середины октября, что совершенно нормально. Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок, к сожалению, не позволяет нам войти в те сроки, в которые хотелось бы – и завершить ремонт в первой половине года. Но мы все равно довольны, что эта работа у нас проводится. Обеспечены меры безопасности наших учеников, обновлено оборудование, подготовлены классы, выданы учебники. Сделано все, что традиционно ежегодно делается во всех школах страны.

— Все школы края были приняты комиссиями?

— Да.

— Как вы оцениваете прошедший день знаний?

— Это лучший праздник в году! В Приморье 21 тысяча первоклассников пошли в школу. В целом сегодня насчитывается 197 тысяч учеников в 487 школах края. Да еще нужно считать школы-интернаты, которые относятся к краевой системе образования. Получается очень большая сеть. Мало, наверное, найдется семей, которые не имели бы отношения к школе, поэтому это общий праздник. В этом году он знаменателен еще и тем, что акция "Аллея первоклассника" была проведена во всех школах края. Более 3500 деревьев было высажено в этот день. Акция еще продолжается, несмотря на то, что на торжественных линейках часть деревьев уже высадили, она работает в течение всей недели. Даже те районы, которые попали в зону подтопления, все равно приняли решение, что аллеи будут высаживать. Традиция, которая появилась не вчера, теперь распространена на все муниципальные образования. Мы надеемся, что вместе с нашими первоклассниками будут подрастать наши деревья, и эта инициатива, призыв и.о. губернатора Андрея Владимировича Тарасенко был поддержан детьми и родителями. Конечно, будет приятно увидеть, в какие могучие деревья превратились те маленькие зеленые ростки, которые они высаживали нынче.

— В этом году вице-губернаторы принимали участие в школьных линейках?

— Все вице-губернаторы, директора департаментов, сотрудники администрации Приморского края разъехались во все муниципальные районы, включая северные Тернейский и Пожарский. Они принимали участие в линейках, смотрели, как готовы школы. Это еще одно свидетельство того, что мы сегодня очень большое внимание уделяем системе образования. Причем это относится не только к департаменту образования и ко мне, но и к моим коллегам по администрации.

— А вы в какой школе были?

— В 25-й. Это одна из крупнейших школ Владивостока. Там сейчас 66 классов, в том числе 6 первых классов были на линейке вместе с выпускниками. Малыши вызывают чувство трепетное, удивительное. Понимаешь, что этот маленький человечек вступает в самостоятельную жизнь, в отличие от детского сада. Понимаешь, каким непростым будет этот путь в 11 лет, но зато какие удивительные выпускники 2029 года нас встретят. Они мне подарили пригласительный на последний звонок 25 мая 2029 года!

— Расскажите, какие цели стоят сегодня перед краевой системой образования?

— Мы поставили себе задачу повысить качество образования в школах Приморья. Это действительно серьезная задача. Мы вступаем в исполнение национального приоритетного проекта "Образование". Все 9 направлений проекта будут реализовываться в школах Приморского края, но качество образования стоит на первом месте. Достижение амбициозной цели, что образование в России должно войти в десятку лучших образований мира, возможно только в том случае, если в каждой школе на нее будет работать и педагогический коллектив, и родители, и сами ребята. Мы понимаем, что сегодня образование — это будущее края, поэтому нужно повысить качество нашего математического, естественнонаучного образования. Мы все входим в единый проект "Я сдам ЕГЭ по математике". Именно качество математической подготовки во многом определяет потом возможность ребят изучать физику, химию, информатику. Более того, это та наука, которая позволяет развивать логическое мышление у наших школьников. Наверное, нет человека, которому во взрослом состоянии математика не пригодилась.

— Что нового принесет этот учебный год родителям и школьникам?

— В этом году будет уделяться довольно большое внимание в целом научной подготовке и развитию способностей ребят, которые захотят себя проявить в научной деятельности. Поэтому мы сейчас создаем наш региональный центр по работе с талантливыми детьми — "Остров Приморье". Именно поэтому у нас продолжается ежегодная система профильных смен подготовки ребят к профильным олимпиадам. В этом году мы традиционно проведем смену в "Океане" по подготовке к олимпиаде.

Конечно же, самое большое внимание будет уделено учителям. Качество подготовки в школе не может быть выше, чем уровень квалификации ее учителей. Сегодня планируем организовать работу через предметные ассоциации непосредственно по повышению качества подготовки преподавателей в области современных технологий, использования тех программных продуктов, которые дает сегодня российская электронная школа. Одновременно ставим задачу формировать в каждой школе ту самую программу развития, выполнять которую должен сам педагогический коллектив вместе с родителями и детьми. Поэтому еще одно изменение, к которому мы очень серьезно относимся, — это максимальная открытость системы образования, переход от формального существования нашей системы органов государственно-общественного управления к реальной, очень серьезной системной работе. Провели краевое, общерегиональное родительское собрание. Родители с интересом откликнулись на наш призыв, было очень много вопросов и звонков, обращений. Мне кажется, люди действительно поняли, что нам необходима эта обратная связь. Мы готовы заниматься и обучающими семинарами с родителями наших учеников для того чтобы в каждой школе и детском саду управляющий совет действительно стал органом, который помогает развиваться учреждению и решать те проблемы, с которыми сталкиваются дети и родители.

Мы сегодня в 100 школ ставим новую цифровую технику, чтобы использовать современные технологии обучения. 10 школ определены как пилотные по внедрению курсов робототехники вместо уроков технологии. Это не конструктор, а серьезное программирование. В школах Приморья робототехнике будет уделяться большое внимание. Причем робототехнике не только наземной, но и воздушной, и подводной. Это возможность изучить современные языки программирования, возможность выйти в мир профессий, связанных с высокими технологиями.

— В этом году в обиход приморских школьников и учителей, да и в системе высшего образования появилось понятие "кванториум". Что это за нововведение?

— Это тоже часть общероссийского проекта "Образование". Сегодня предполагается, что в каждом городе численностью более 50 тысяч человек появится свой кванториум. Программа рассчитана на несколько лет. А первая модель кванториума уже практически на подъезде к Владивостоку. Буквально через несколько дней мы должны установить его на площади перед зданием администрации. Прийти и посмотреть на него смогут абсолютно все желающие. Это передвижной мобильный вагончик, в котором 4 кванта. Каждый квант — это современное оборудование для дополнительных занятий школьников. Геоквант — все, что связано с геологией. Я думаю, за этим направлением будущее. Второй квант связан с непосредственной производственной технологией переработки материалов и промышленным дизайном. Мы привыкли к тому, что рабочая профессия — это всегда какая-то грязная спецовка, тяжелый, утомительный труд. На самом деле сегодня труд рабочего, слесаря, труд, связанный с металлообработкой, — это категория работы "синих воротничков". Когда ты приходишь и на современном сверхточном оборудовании, часто с использованием современной электроники обрабатываешь металлы, дерево, самостоятельно формируешь те или иные детали, используя 3D-принтер. Мобильный кванториум — по сути, передвижной рабочий цех, чтобы ребята могли познакомиться с миром рабочих профессий, который будет их окружать.

Конечно, мы не могли обойтись без виртуальной реальности – это еще один квант. Сегодня мир цифровых технологий для ребят намного доступнее, чем для нас, взрослых. Им интересно в этом мире. Поэтому они должны попробовать себя и в этом качестве. Вполне возможно что для кого-то из них информатика и цифровые технологии — это предмет их будущих профессиональных интересов.

— А четвертый какой?

— Робоквант. Кванториум не случайно мобильный. Он будет передвигаться от одного муниципального образования к другому, чтобы ребята из всех муниципалитетов могли познакомиться с этой лабораторией. На территории муниципалитета кванториум будет находиться две недели. За это время 440 школьников пройдут короткий 36-часовой цикл обучения, и, соответственно, в следующий раз кванториум приедет к ним через полгода. В январе мы планируем приобрести второй кванториум для Приморья. До того, как появится стационарный постоянный кванториум во Владивостоке, два мобильных объедут все наши муниципалитеты.

— Как обстоят дела с цифровизацией приморских школ? В том числе в отдаленных северных районах. Интернет везде уже есть?

— К сожалению, не могу порадоваться здесь за всех по простой причине. У нас в 121 школе скорость интернета не позволяет реально работать с такими продуктами, как электронный журнал и электронный дневник. При низкой скорости даже эти продукты создают больше проблем, чем реально помогают и учителю, и школьнику. Но есть и хорошее: около 170 школ края (30%) — это школы, где скорость и формат интернета позволяют использовать дистанционное обучение.

Сегодня существует потребность в централизации интернета, чтобы сетевые фильтры позволяли нам жестко контролировать и оберегать наших школьников от нежелательного контента, попадающего через свободный доступ. С другой стороны мы очень рассчитываем на то, что оптоволокно постепенно придет во все школы, и в течение этих двух лет вопрос будет закрыт полностью.

— В этом направлении ведется работа?

— Конечно. Ежегодно достаточно большая группа школ присоединяется к числу тех, где скорость связи повышается. В первую очередь это оптоволокно. Хотя сегодня есть и другие технологические решения этой проблемы.

— В этом году в некоторых регионах Приморья обсуждался вопрос, не стоит ли перенести начало учебного года на 15 сентября. Насколько я знаю, нигде это не поддержали. Имеет ли это смысл?

— Календарный год, выстроенный в России с 1 сентября по 31 мая, — это ведь не просто дань какой-то традиции. Учебный год жестко завязан на такие процедуры, как итоговая аттестация, ЕГЭ, получение аттестата. Мы относимся к числу стран с самым коротким учебным годом. Вся Европа учится в режиме 10 месяцев. А мы в режиме 9, при этом еще один месяц у нас идет каникулярный. Фактически учебный год длится 8 месяцев. Если мы перенесем начало учебного года на 15 сентября, детям придется учиться до конца июня. Но в мае ребята уже достаточно уставшие. Для них каждый июньский день идет с большим напряжением. Кроме того, в июне у нас идет массовая сдача экзаменов девятых и одиннадцатых классов. Поэтому встанет проблема, где проводить занятия, потому что понадобится аудитории освобождать. Значит, будут многочисленные переносы уроков. О каком качестве обучения мы будем говорить? Я бы не стала ломать привычную традицию. 1 сентября — действительно традиционный День знаний для всех школ страны. Даже если кто-то в силу каких-то обстоятельств задержится и приступит к занятиям позже, это лучше, чем сейчас мы отправим всех вынужденно до 15-го гулять. Мы сегодня вузы пытаемся перестроить, чтобы они немного сместили приемную кампанию, чтобы ребята успевали завершить учебный год и подать вовремя документы. Из-за того, что процедурно между экзаменами должен быть достаточный промежуток времени, выпускники не всегда реально могут успеть подать документы лично. Я против переноса учебного года.

— Будет ли привнесено в краевое образование еще что-то кардинально новое, кроме кванториумов?

— Да, мы наметили заложить новую знаменательную традицию. Мы все время говорим, что качество образования — это математика, физика. А на самом деле качество образования — это желание и потребность ребенка учиться. Но еще больше мне хочется, чтобы наши ребята получили возможность развивать свое творческое начало. Чтобы они, серьезно занимаясь физикой, информатикой и математикой, не забывали о культуре. Поэтому в этом году для школьников Приморского края начинается очень интересная серия театральных уроков. Когда на базе нашей Мариинской сцены будут проводиться не просто спектакли для школьников, а еще и мастер-классы. Ребята познакомятся с тем, чем живет театр, чем занимаются разные службы, потому что театр — это не только те, кто выходит на сцену. Это еще и громадный коллектив, который обеспечивает подготовку и проведение этих спектаклей. Поверьте, это тоже очень интересный мир профессий. Сегодня Приморье дает возможность познакомиться с уникальным миром искусства — театрального, живописи, музыки. Мне кажется, что было бы неправильным, если бы мы эту возможность для наших школьников не использовали.

— И как будут выбирать школы для этих мастер-классов?

— Рассчитываем охватить старшеклассников всех школ. Составлен график, поэтому ребята будут приезжать не только из Владивостока, но и из Артема, Находки. Понятно, что пока мы выбрали те школы, которые могут в течение дня приехать и уехать. Посмотрим, как пройдут эти 4 месяца и в 2019 году будем продолжать этот проект.

— Что бы вы пожелали учителям и родителям на старте нового учебного года?

— Учителям, однозначно, профессиональных успехов. Вы выбрали самую лучшую профессию, и самое главное, чтобы вы постоянно чувствовали удовлетворение от этой профессии. Ребятам и родителям хочу пожелать почувствовать себя теми первооткрывателями в мире нового. Когда ты живешь с ощущением новизны и открытий, тебе всегда интересно. Вот этого живого и непосредственного интереса хочу пожелать и детям, и родителям. Причем родителям вдвойне, потому что иногда в погоне за хорошими отметками они забывают, что самое главное — это не та отметка, которую ставят в дневнике, а тот интерес в глазах ребенка, ради которого вся система образования и должна работать. Я хочу, чтобы нам всем было интересно в этом жить. Родителям хочу пожелать понимания учителя и собственного ребенка. Понимания необходимости плодотворного сотрудничества. Нам всем нужно научиться вести друг с другом открытый конструктивный диалог. Не переходить на язык обвинений и взаимных упреков, а переходить к конкретным предложениям. Многие родители могут прийти и профессионально провести мастер-класс, классный час, организовать интересную, познавательную экскурсию, в том числе к себе на работу. Если эти контакты станут традиционными, уверяю вас, мир профессий для ребят откроется совершенно по-другому и родители вырастут в глазах собственного ребенка.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Жизнь Приморья". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia