Максиму Кильчевскому профессию педагога начали советовать еще в школьные годы. Парень не стал противиться – и выбрал Школу педагогики ДВФУ. Как выяснилось, выбор оказался удачным. Сейчас, спустя три года после окончания вуза, 25-летний Максим – один из самых молодых школьных завучей в Приморье. В интервью ИА PrimaMedia он рассказал, как складывался его профессиональный путь.
Предсказание, идеал и логический выбор
— Когда я выпускался из начальной школы в 2004 году, наш школьный учитель, гадая на шарике, сказал, что видит меня директором с учителями. Потом я об этом забыл. Но когда уже сдавал ЕГЭ и думал, куда же я пойду, все вокруг твердили, что я готовый учитель, надо идти получать образование. И я пошел в ДВФУ на кафедру педагогики, на физмат, становиться учителем. В ДВФУ поступать было престижно.
Я учился в вузе 4 года, особенно запомнились из преподавателей Олег Михайлович (математика) и Татьяна Михайловна (основы информатики) Горноставы. Это тот идеал педагогов высшего образования, к которому хотелось стремиться. Они могли и пошутить, и серьезно пообщаться, и помочь.
"Старая закалка" общаги
— В период обучения самым запоминаемым является житье в общаге. Не такой, как на острове, а "старой закалки". Это общение, песни под гитару вечером на лавке, бытовые сценки, праздники, репетиции. С одногруппниками у нас была традиция — как только наступала весна и теплело, мы выезжали на природу. Самым запоминающимся был выпуск, к тому времени мы стали друг другу такими родными и близкими, что не хотелось расставаться.
Пришлось учить родного брата
— Если честно, я вообще не волновался, когда шел в школу, мне было привычно. Я проходил практику в селе, в классе, где учился мой брат. Когда я впервые вошел в класс, у него было лицо, полное удивления и непонимания — что я здесь делаю? На практике меня сразу поставили вести уроки, не было адаптации, "посидите-поучитесь". Я всю первую четверть работал полноценным учителем, вел уроки, страха не было. Что касается работы в городской школе, я приехал заранее за 2 недели, нас познакомили с коллективом. Я шел, зная, что это моя работа и ее надо выполнять. Ноги тряслись, конечно, краснел-бледнел, но виду не показывал. Сейчас я доволен своей работой, спустя 3 года случился карьерный рост, благодаря этому с моим мнением считаются, меня знают в учительской среде. Я побывал на различных форумах, как местного уровня, так и всероссийского.
Учитель способен меняться
— Что для меня значит быть учителем? Учитель — это человек, который наиболее открыт к общению, пониманию, получению новых знаний, способный меняться. Сейчас дети другие, они знают больше, чем я, надо понимать их. Но в школе я учитель, вне – я молодой человек, который веселится, отдыхает.
Когда знакомые узнают, что я учитель, они реагируют как на редкость из Красной книги. Спрашивают – ты реально учишь, реально с детьми работаешь? Это уникальная профессия, многие мечтают продавать, быть известными, а мы – учителя. Это прикольно.
Карьерный рост
В 2016 году принимал участие в городском конкурсе "Молодой специалист года", занял призовое 3 место. Как сейчас выясняется, директор школы увидела мой потенциал спустя 3 месяца работы и поняла, что мне надо что-то предлагать для развития. Она предложила должность завуча. После участия в конкурсе я познакомился с более высоким начальством из управления образования. Они для нас, участников конкурса, наиболее отличившихся педагогов, организовали программу "Кадровый резерв" – завучи и директоры. Это программа обучения предполагает постепенный карьерный рост. Возможно, в перспективе я буду директором школы. Во Владивостоке принята новая стратегия образования, нас кардинально пытаются перестроить, переформатировать, нужны новые люди, которые возглавят школы и сделают из них школы нового поколения.
Работа в женском коллективе
— Бывают, конечно, моменты сложные. В нашей школе коллектив так сложился, что все женщины ведут себя достойно, не переходят на личности, относятся к коллегам с пониманием и уважением. Проблем в общении не возникает. Хотя поначалу были забавные случаи. В первый год моей работы, когда выпал снег, я шел с портфелем, в куртке, а навстречу – завхоз, ищет, кому из учеников снег чистить. Хвать меня за портфель! Года 2 так было: захожу в учительскую, говорят – мальчик, выйди. Потом, наверно, возмужал, стал серьезнее, в прошлом году выпускал класс, на общем фото уже видно, что я учитель.
Дружить с учениками — только после выпуска
— Дети уважительно относятся. Все зависит от того, как себя поставить в классе. Я люблю, когда на моих уроках дисциплина – на уроке говорю только я, и слушают меня. Будь это 5-й, 10-й, 11-й класс. Да было сложно, были преткновения, они прощупывают, насколько ты слаб, можешь попасть под их влияние. Со мной им этого не удалось. Иногда закинешь шутейку из интернета, посмеются. Они видят, что ты с ними на одной волне и в то же время они видят во мне авторитет. Могут прийти за советом, сейчас родителям некогда разговаривать с детьми. Но дружить с учениками можно только после выпуска, конечно. Брат у меня общается с теми учениками, которых я учил, они приходят ко мне в гости, сперва было смущение. Только после выпуска.
Работа у нас классная!
— В школу надо идти работать тогда, когда ты внутри сам понимаешь, что ты готов учить детей, готов к переменам в своей жизни. Если ты идешь учиться на педагога ради высшего образования, ради корочки, то в школе абсолютно делать нечего, ты быстро сгоришь. В промежуток с 8 утра и до 6 вечера в школе ты забываешь то, что остается за дверями. Ты должен влиться в этот поток, чтобы четко выполнять свои обязанности. Просто проверять тетради – так дело не пойдет. Школа – учеба, работа в школе – творческий процесс, помимо отдачи знаний, развитие собственное должно быть. Сухим человеком сюда не надо заходить, ты должен быть готов ко всему, к свершениям. Мы же не зря пишем на доске – какая у нас работа? Классная! Приходим и понимаем, что здесь классно. Я молодой, и может показаться странным, что я так рассуждаю, но приходя сюда в 8 утра, я забываю о своих проблемах. Некогда, ты что-то постоянно делаешь, некогда скучать.