Тема коллективных трудовых споров для Дальнего Востока актуальна — на регион приходится пятая часть от общего числа социально-трудовых конфликтов в стране. Самым неспокойным является Приморский край, который регулярно входит в десятку субъектов России с наибольшим количеством проблем в сфере труда. Анализ причин возникновения социально-трудовых конфликтов на Дальнем Востоке, требований работников, роли власти и функции профсоюзов обсудили на IV Тихоокеанском юридическом форуме, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе Федерации профсоюзов Приморского края.
Только с конца 2015 года по начало 2017 года в Приморье зафиксировано 15 социально-трудовых конфликтов на 13 предприятиях края, представляющих 10 отраслей экономики. В них было задействовано более 30,7 тысячи человек. И все эти конфликты, за исключением одного, проходили при активном участии профсоюзов.
"Основными причинами стали невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда, неудовлетворительные условия работы, сокращение штата, угроза банкротства предприятия, отказ работодателя от заключения коллективного договора, преследование профактивистов и создание работодателем препятствий для работы профсоюза, — рассказывает председатель Приморской краевой организации Росхимпрофсоюза, юрисконсульт ФППК Максим Саенко.
При этом первоочередные требования работников, по данным анализа Федерации профсоюзов Приморского края, не связаны с условиями труда или занятостью. Люди требовали увольнения руководителей предприятий, привлечения к ответственности тех, кто довел организацию до финансовой несостоятельности, прекращения преднамеренного банкротства, оказания господдержки градообразующим предприятиям и вообще усиления роли государства в регулировании социально-трудовых конфликтов на территориях.
"Надо понимать, что само по себе наличие разногласий между работниками и работодателями не является коллективным трудовым спором, — продолжает Максим Саенко. — Необходимо, чтобы требования работников были утверждены на общем собрании коллектива и выдвинуты работодателю в порядке, установленном ст. 339 Трудового кодекса, а он или его представитель должны официально сообщить об отклонении всех или части выдвинутых требований. Но в Приморье предпочитают разрешать конфликты языком митингов, голодовок и другими "неправовыми" способами давления на работодателя".
У профлидеров этому есть объяснение. Прописанные законом механизмы решения коллективных трудовых споров сложны, их выполнение по силам лишь крупным профорганизациям, имеющим ресурсы. Поэтому часто сторона работников воспринимает коллективный трудовой спор как слишком сложный и малоэффективный инструмент регулирования разногласий. Считает, что эффективнее провести голодовку и привлечь общественное внимание, чтобы заставить власть и работодателей повернуться лицом к проблеме.
Такой подход дает результаты в Приморье. Из 15 социально-трудовых конфликтов в крае коллективными трудовыми спорами были только 4. Несмотря на это, в 13 из 15 случаев конфликты завершились в пользу работников.
Профсоюзы считают, что нужно продолжить работу над совершенствованием законодательства по трудовым спорам.
Председатель Приморской краевой организации горно-металлургического профсоюза и технический инспектор труда ФППК Валерий Онисенков рассказал участникам конференции о том, как профсоюзы следят за соблюдением законодательства по охране труда, и что требуется в нем изменить, чтобы защита была более эффективной.
По его словам, в 2018 году представители ФППК приняли участие в 110 расследованиях тяжелых несчастных случаев на рабочих местах в Приморье, 41 из которых был смертельным. Причины из года в год все те же — отсутствие работающих систем надзора, неудовлетворительная организация производства работ и недостаточный инструктаж по технике безопасности. Растет также смертность на рабочих местах по причинам, не связанным с травмированием: работодатели игнорируют систему медосмотров.
"Особенно много вопросов у профсоюзов к спецоценке условий труда. Ее результаты часто вызывают конфликтные ситуации на предприятиях — работники не согласны с лишением льгот и гарантий из-за изменившихся положений оценки. В ходе разбирательств выясняется, что СОУТ не предусматривает замеры многих вредных параметров, и в судебном порядке отменяются результаты, которые снижают гарантии работников. Людям возвращают компенсации и дополнительные отпуска", — рассказал технический инспектор труда ФППК.
Профсоюзы не раз выступали с предложениями о внесении изменений в методику проведения СОУТ и по ряду пунктов уже добились положительных результатов. Теперь необходимо устранить расхождения между нормами, указанными в методике проведения СОУТ и санитарно-гигиеническими нормативами, чтобы избежать роста профессиональных патологий.
Тихоокеанский юридический форум еще раз показал, что для того, чтобы эффективно отстаивать права работников, профактивистам требуется беспрерывно учиться, как это делают работодатели и их представители.
"Мы должны на равных спорить с нерадивыми работодателями не только в кабинетах, но и в судебных инстанциях, поэтому мы не только консультируем и защищаем в судах наших людей, но и постоянно обучаем их чему-то новому — юридическим аспектам, навыкам коммуникации, техникам переговорных процессов, учим "читать" балансы и разбираться в экономике предприятий. Буквально на прошлой неделе, например, в Приморье прошел открытый профсоюзный форум, на котором обучение прошли 120 молодых профактивистов Дальнего Востока", — рассказал Валерий Онисенков.