Летом 2015 года во Владивостоке появились первые таблички "Работает эвакуатор", обозначив места будущих "автоэкспроприаций". Тогда казалось, что на городских дорогах теперь установится порядок, и эвакуация больше не будет выглядеть сомнительной деятельностью. Однако с тех пор количество таких табличек росло в арифметической прогрессии, а нарушителей едва ли стало меньше. "Жертвы эвакуаторов" станут героями очередного материала из рубрики "Почему нарушаем" на ИА PrimaMedia.
За нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств водителей наказывает статья 12.19 КоАП. Давайте освежим ее в памяти:
- Нарушение правил остановки или стоянки – предупреждение или штраф 500 рублей.
- Парковка на местах для инвалидов – штраф 5000 рублей.
- Парковка на пешеходном переходе, тротуаре, автобусной остановке – штраф 1000 рублей.
- Парковка на трамвайных путях, парковка вторым рядом – штраф 1500 рублей.
- Парковка в тоннеле, нарушение правил остановки или стоянки с созданием препятствий – штраф 2000 рублей.
Штраф за парковку под знаком "стоянка запрещена" или за нарушение требований любых других знаков, запрещающих парковку, на основании ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, составляет 1500 рублей.
Однако если автомобиль успели увезти на штрафстоянку, придется прибавить к сумме штрафа плату за саму эвакуацию и хранение. В среднем вызволение легкового автомобиля во Владивостоке обходится в 5 тысяч рублей, 2-3 часа потраченного времени и бесконечное количество нервов.
Считается, что наказание эвакуацией может быть действенной мерой по воспитанию правосознания. Владивостокские автолюбители помнят события прошлых лет, когда автомобили приходилось забирать со штрафстоянок с боем, при этом многие такие площадки были глубоко криминализированы: их штурмовали бойцы ОМОН, а суды потом становились на сторону автовладельцев. Шлейф негатива еще долго тянулся за "воровайками", даже когда их деятельность была законодательно зарегламентирована, а единые тарифы на эвакуацию приняты местным парламентом.
Предполагалось, что белые таблички "Работает эвакуатор" под красно-синими запрещающими остановку и стоянку знаками полностью обелят эвакуационный бизнес, а на приморских дорогах воцарит порядок. Этого не произошло. Дороги краевой столицы все также запаркованы в два ряда, а доверия к эвакуаторам нет.
Первые таблички "Работает эвакуатор" появились в самом центре Владивостока, на вполне широких улицах, где припаркованные автомобили вряд ли являются причиной заторов. Видимо, в первую очередь запрет на остановку тут нужен для сохранения культурного облика приморской столицы. Автомобилисты с этим смирились. Но табличек становилось все больше и больше, и появлялись они не только там, где действительно были нужны. Перед очередным международным форумом эвакуаторам дали зеленый свет на Русском острове, зачем и почему – никто объяснить не удосужился. Появлялись таблички и в других весьма неоднозначных местах – у офисов разных учреждений и организаций, например. Все это комом порождало недоверие и подозрения, что эти таблички можно просто "купить".
Ведь в городе никогда не было единого документа, регламентирующего схему движения. Эксперименты над ней ведутся постоянно уже много лет: то поворот запретят, то направление движения поменяют, то левостороннее движение введут.
Вторая причина недоверия, ведущего к провалу эксперимента с табличками: инспекторы ГИБДД и эвакуаторы не поменяли свои привычки заниматься "воспитательными" мерами в одних и тех же местах. Эвакуаторы появляются там, где им удобно работать. Где они действительно нужны, как правило, их нет. Это понятная бизнес-стратегия: искать способы работать с наибольшей эффективностью – меньше затрат и больше прибыли. Вот потому автомобилисты и не верят, что кого-то действительно заботит порядок на дорогах больше, чем жажда наживы.
К сожалению, таблички "Работает эвакуатор" себя не оправдали и могут смело отправляться на свалку неудачных экспериментов. Городу по-прежнему нужна идея, смелое решение проблемы парковки. Что это будет? Платная парковка вдоль улиц? Платный въезд в центр города? Многие эти решения подсказаны опытом развитых городов мира, пока очевидно, что в самом автомобилизированном городе России их примут, мягко говоря, с неодобрением.
И в заключение два совета:
- Если вы успели прийти на место нарушения до того, как эвакуатор тронулся с места, вам обязаны вернуть автомобиль, даже если его погрузили. Да, работу эвакуаторщику никто при этом не оплатит, его разочарование понять можно, однако закон на вашей стороне. Вежливо, но твердо попросите спустить автомобиль на землю. Штраф инспектор после этого вам все равно выпишет.
- Если вы считаете, что ваш автомобиль эвакуировали и удерживают на штрафстоянке незаконно, не устраивайте скандал. Предупредите работников штрафстоянки, что не согласны с наказанием. Они вряд ли пойдут вам навстречу. Но вы фиксируйте все, что вам поможет потом доказать свою правоту. Оплачивайте услуги эвакуации и хранения, а потом обращайтесь в суд. Вы не потратите нервы на бесполезные разговоры, а в суде, если вас признают правым, сможете вернуть затраты и судебные издержки.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Общая дорога". Цели проекта — содействовать повышению культуры взаимодействия участников дорожного движения, достижению позитивных изменений в вопросах решения дорожных проблем Приморья.