Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока
07:11
Дальний Восток 20 апреля. Родилась российская лыжница Елена Вяльбе
07:00
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19 апреля, 19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19 апреля, 19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19 апреля, 19:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Елена Артеменко: День учителя – это особенный праздник

Директор владивостокской гимназии № 1 рассказала о преемственности педагогических традиций и новом укладе старейшего учебного заведения
5 октября 2018, 21:55 Общество Жизнь Приморья
Елена Артеменко ИА PrimaMedia
Елена Артеменко
Фото: ИА PrimaMedia

Гостьей видеостудии ИА PrimaMedia в День учителя стала директор гимназии № 1 г. Владивостока Елена Артеменко. Тему беседы задал состоявшийся праздник, в котором приняли участие педагоги разных поколений. Кроме того Елена Евстафьевна рассказала о том, чем сегодня живет гимназия, включившая два года назад в свой состав бывшую школу № 75.

— Елена Евстафьевна, как прошел праздник в гимназии?

— Замечательно. Было много улыбок, цветов, встреч родителей, детей, учителей, ветеранов. Был замечательный концерт, который подготовили учащиеся гимназии. Чествовали ветеранов. Кроме того, в этот особенный праздник 90 лет назад родился замечательный человек — Марина Константиновна Емельянова, учитель географии, которая долгое время проработала в гимназии №1.

— И она к вам пришла?

— Обязательно. Она всегда к нам приходит. Человек просто замечательный, энергичный, жизнелюб во всех отношениях.

— Ветеранов у вас много сохранилось?

— Много. Мы с ними часто встречаемся. У нас традиционными являются такие праздники, как день учителя, 8 марта и 9 мая. Это в обязательном порядке. Такие у нас встречи проходят с ветеранами, где встречаются учащиеся, учителя, которые работают, и те, кто уже ушел на заслуженный отдых. У каждого класса есть свой ветеран. С ними непосредственно встречаются, проводят классные часы, встречи.

— Мы сейчас говорим о ветеранах педагогического труда, бывших работниках гимназии?

— Да, о ветеранах труда. Часть из них уже работали в годы Великой Отечественной войны или были детьми войны. У нас особые отношения с нашими ветеранами. Сегодня у нас начинается новый проект – наставничества. Когда учитель перестает работать, он уходит на заслуженный отдых, но в то же время передает свой опыт молодому поколению. В этом году у нас перестала непосредственно вести уроки заслуженный учитель химии Заболотная Татьяна Викторовна. Она является автором учебных пособий. Ей есть, что передать. Как раз в этом году к нам пришел молодой учитель химии. И Татьяна Викторовна с этой молодой девочкой начала вести работу. У них сложились очень хорошие дружеские отношения. Встречаться они стали еще в августе. Готовились к первому уроку, вместе писали планы. Сейчас новый педагог уже начинает преподавать, а Татьяна Викторовна находится у нее на уроках. Это еще один момент такой причастности учителей-ветеранов к учебному процессу. Они не ушли насовсем, они живут нашей гимназической жизнью вместе с нами. Это меня очень радует.

— Вообще, 1-я гимназия славится своими традициями одного из старейших учебных заведений края и города. Давно вы в ней работаете?

— Я пришла из комсомола в первую школу в 1987 году. Меня пригласила Людмила Георгиевна Скукина, тогдашний директор. Предложила работать заместителем директора по воспитательной работе. Я вступила на эту должность и как учитель, и как заместитель директора, и продолжала дальше работать. А с 2007 года стала директором.

— Как строится учебный процесс в гимназии? Чем-то она отличается от других школ?

— Отличается. Но есть учебный план, которого надо придерживаться. Когда я пришла в 1987 году, в первой школе начался период экспериментов. Время перемен, перестроечная эпоха. Для школы она тоже была хороша в том плане, что мы могли экспериментировать, могли что-то менять. Могли менять учебный план, пробовать, получится или не получится. И тогда у нас родилась идея, а почему бы не вернуть первой школе ее истинное название – гимназия, как она и была названа решением городской Думы. Проводя в течение 3-4 лет эксперименты — введение профильного обучения, иностранных языков — мы подготовили целый пакет документов в тогдашний комитет образования для утверждения и присвоения нам статуса гимназии. Мы защищали наш проект.

Когда мы решали о введении второго языка, была проблема с учителями. Где найти учителя японского или китайского? Таковых преподавателей во Владивостоке практически не было. Была 9-я, "китайская" школа, как ее называли. А чтобы вводить в общеобразовательные школы второй иностранный язык, да еще и найти учителей — это было проблемой. Но когда мы заявили об этом, как-то так хорошо получилось, что сразу 5 представителей разных языков появились. И мы запустили сразу 5 языков. И до сегодняшнего дня так и есть. Два европейских, немецкий и французский, и три восточных, японский, корейский, китайский. Так мы вошли в новую эпоху развития образования.

Если раньше профильное обучение было с 10 класса, то у нас с 8 класса ребята начинают выбирать свой профиль. Мы предлагаем на выбор гуманитарные направления, изучение точных наук — математики, физики, информатики. Предлагаем изучение естественных наук — химии, биологии, экологии. В связи с тем, что сейчас появилась потребность в экономических, социальных знаниях, мы открыли социально-экономический класс. Уже на протяжении довольно долгого времени этот профиль продолжает существовать. С одной стороны, дается универсальное образование. Дети готовы получать знания по тем предметам, которые пригодятся им в будущем. А в связи с тем, что ввелись новые правила сдачи экзаменов, ЕГЭ, то у детей есть выбор. Например, они могут выбирать литературу, если поступают на журналистику… Или, поступая на точные науки, могут проявить себя в физике или информатике. Таким образом, с 8 по 11 класс они погружаются в эти предметы. С 8 класса дети сдают профильные экзамены. Они себя пробуют. 8 и 9 класс в режиме ОГЭ, а дальше в режиме ЕГЭ. Преподаватели пытаются идти в ногу со временем, с требованиями, которые возникают при сдаче экзаменов за основную школу или за среднюю. В связи с этим составляются экзаменационные материалы.

— Можно ли сказать, что 1-я гимназия держит марку, которая была на протяжении многих лет? Достижения учеников подтверждают это?

— Подтверждают. Мы держим марку. Мы ее не уронили, мы ее приумножили. В этом плане может коллектив подтвердить. В течение ряда лет мы занимаем призовые места на разного уровня олимпиадах по разным предметам. Участвуем в конкурсах, выигрываем гранты для развития гимназии, педагогического коллектива. Есть гранты всероссийские и городская программа, которая тоже устраивает конкурс. По результатам этого конкурса выигравшая школа получает миллион на развитие. Это очень хорошее подспорье для учреждений. Мы много раз выигрывали. Постепенно это давало толчок для развития школы. Сегодня мы пришли к новому проекту: на базе гимназии создается центр развития актуальных педагогических практик. В центре города будет работать научно-методический центр, куда будут приглашены работать ученые. Мой заместитель по научно-методической работе будет являться руководителем.

На мартовских каникулах у нас проходит фестиваль инновационных образований. В течение 3-4 дней гимназия просто кипит, гудит, потому что к нам приходят педагоги. Они делятся своими наработками, опытом, показывают мастер-классы. Мы открыты для всех. Хорошо, что эта идея была подхвачена администрацией города.

— Да и когда идет краевой конкурс "Учитель года", именно на базе 1-й гимназии проходят открытые уроки...

— Да. Мы также являемся открытой площадкой для краевых конкурсов – "Молодой учитель", "Учитель года". И наши дети открыты. Они даже переживают за конкурсантов, стараются им помочь. Хотя обычно дети впервые видят учителей и не знают заранее, что подготовить. У нас очень интересно проходят уроки импровизации. Иногда одним из условий конкурсов бывает, что учителю дается тема ночью, а утром он должен ее представить, работая с незнакомыми детьми. Очень интересно проходят уроки импровизации, наши дети очень достойно на них себя ведут. Это говорит об их кругозоре, знаниях.

— В вашу школу трудно попасть? Очередь из желающих есть?

— Их достаточно. Классы у нас по наполняемости большие. В каждой параллели 4-5 классов. В этом плане мы переполнены. Востребованность гимназии во Владивостоке существует. Но это и замечательно. Это также стимулирует и учителей в том плане, что они должны быть на высоте, должны быть первыми, показывать свои знания. Поэтому я только за, когда учитель сам учится. У нас достаточно учителей, которые прошли магистратуру, которые учатся или закончили аспирантуру, повышают свой профессиональный уровень. Не только здесь на местном уровне, но они выезжают и в Санкт-Петербург, и в Москву. Несколько раз уже были в Казани и за рубежом. В прошлом году две наши учительницы ездили в Лондон по обменной программе, выезжали и обучались в Таиланде, в Сеул ездили. С Кореей мы вообще очень дружны. Мы заключили договор в корейском центре с одной из школ Сеула. Это очень удачное сотрудничество. Наши дети и учителя в прошлом году посетили эту школу. А уже в начале сентября мы уже встречали группу детей из Сеула. Они знакомились с нами, с нашей культурой, обучались.

В течение ряда лет мы участвуем в обменных программах. Сегодня у нас два ученика из Италии учатся. А наши дети поехали в Италию.

— Расскажите о расширении гимназии. Она в 2016 году расширилась и присоединила 75-ю школу. Чем было обусловлено такое решение?

— Оно зрело давно. Потому что нам необходимо дополнительное здание. Здания на Уборевича недостаточно. И об этом мы говорили еще в 90-е годы, спрашивали в управлении образования, может быть нам через дорогу, на Фокина, где раньше был детский сад? Но как-то не получилось. Прошли годы, мы так и занимались в полные две смены. Нам было очень тяжело заниматься в этом плане. Было практически невозможно вести внеурочные практические занятия. Но мы проводили.

К этому времени и в правительстве назрел вопрос, что школы России должны перейти на одну смену. Особенно профильные школы — гимназии и лицеи. 75 школа — большая, просторная, но детей в ней было мало. Когда произошло объединение, там было всего 182 ребенка, а у нас – под тысячу. Проблема была еще и в том, что у нас не было своего спортивного зала. Мы долгое время ходили в краевой дом физкультуры. Сейчас у нас два зала там работают, третий зал нужно ремонтировать, но, по крайней мере, он есть. Теперь наши старшеклассники спокойно занимаются. Для детей с этого года начинают работать спортивные секции. Теннис, баскетбол, игры с мячом. Плюс внеурочная деятельность, связанная не только со спортом. Там есть танцевальный коллектив, студия изобразительного искусства, студия народных музыкальных инструментов. Постепенно мы начинаем расширяться. Там есть уже три группы продленного дня, чего мы позволить себе на Уборевича не могли.

Сегодня мы переходим на одобренную правительством школу полного дня. Пока еще не удалось на одну смену перейти. В 2016 году было много разговоров, в том числе и недовольства. Многие не хотели покидать Уборевича, поэтому было решено: дети, которые поступили на Уборевича, остаются там и продолжают учиться. В связи с этим у нас есть вторая смена. И мы еще три года будем жить в таком режиме. Сегодня у нас во второй смене 9 классов. Остальные дети в одну смену. У нас уже три параллели начальных классов, которые уже находятся на территории Нерчинской 32. И каждый день одна из параллелей старшеклассников для того, чтобы заниматься спортом, идет туда с утра, а не после обеда, как раньше. Таким образом, они вместе со всеми заканчивают к часу дня.

Идея себя оправдывает и будет оправдывать. Объединение расширило возможности не только для детей, но и для учителей. После уроков они могут спокойно заниматься методической подготовкой или подготовкой к конференциям, зная, что никто не будет толкать в спину и просить освободить кабинет.

— Как вы стимулируете учителей? Они же тоже участвуют в конкурсах?

— Я всегда это приветствую. Одно время у нас внутри гимназии устраивали свои гимназические конкурсы. По номинациям, по стажу работы. Стимул в том, что можно отправить учителя в поездку на повышение квалификации в какой-либо другой город. Здесь эта возможность есть.

— Недостатка в педагогических кадрах у вас нет?

— Есть, но это проблема не только гимназии. Она колоссальная и стоит в масштабах не только города и края, но и страны. Кадры нужны, потому то у учителей очень большая нагрузка. Хочется, чтобы учитель мог найти себя вне учебы и уроков. Чтобы он не был так загружен уроками, а мог свое творчество вне уроков развивать вместе со своими учениками. А на это физически времени нет. Потому что, едва успев провести уроки, нужно готовиться к следующему дню.

Сегодня не хватает математиков, физиков, информатиков. Я была бы рада, если бы они к нам пришли. Хотя к нам ежегодно приходят молодые, и стажеры возвращаются, которые когда-то у нас работали. Сегодня мы даже приветствовали их: два человека, которые у нас когда-то работали, ушли, а сейчас вернулись назад. Я очень рада, потому что это замечательные и очень талантливые люди. Они еще много хорошего принесут нашим детям. Приходит и молодежь. Сегодня я очень рада, что у нас опять пополнение. Хорошая команда из 5 человек только молодежи. Надеемся, что они все талантливы и будут с нами работать.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Жизнь Приморья". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.

1538765725