Клятва, данная ради жизни потомков

Авторская рецензия на спектакль "Клятва" в Приморском театре молодежи
Приморский театр молодежи откроет сезон спектаклем "Клятва". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ Наталья Федоровская:

Открытие 73-го сезона в Приморском краевом драматическом театре молодежи ознаменовалось премьерой спектакля-легенды "Клятва", который посвящен 75-летней годовщине гибели более сотни юношей и девушек в шахтерском городке Краснодонске Луганской области, обвиненных немецкими оккупантами в подрывной деятельности в рядах "Молодой гвардии" (сентябрь 1942 года – январь 1943 года.). Юных краснодонцев, подвергнув бесчеловечным пыткам, расстреляли и сбросили умирать в шахты. Эта вопиющая по своей жестокости история, серьезно расследовавшаяся советскими властями еще в годы войны, всколыхнула всю страну. Подвиг молодогвардейцев, их стойкость, верность отечеству и друг другу на многие десятилетия стали примером для подрастающего поколения. В честь молодогвардейцев назывались улицы и города, ставились памятники, основывались музеи, их имена носили пионерские отряды и комсомольские дружины. Трагические события послужили основой для многих произведений, самым знаменитым из которых стал роман Александра Фадеева "Молодая гвардия" (1946, 2 редакция 1951 г.).

"Клятва" представляет собой самостоятельную пьесу, в которой режиссером-постановщиком Сергеем Руденком, выступающим здесь также в качестве художника, и автором инсценировки Владимиром Кузнецовым полностью переработан текст А. Фадеева. В спектакле образы героев и эпизоды романа обобщены, внимание концентрируется на судьбах главных действующих лиц "Молодой гвардии". Отметим, что предложенная концепция более близка первоначальному варианту романа 1946 года, который подвергся жестокой критике за малое внимание к историческому контексту и роли партии в деятельности подростков.

1 / 3

Спектакль наполнен множеством интересных режиссерских решений, которые проявляются как в масштабных сценах, так и в мелких деталях. Пролог сплетает события, сжато представляя зрителям суть происходящего. Цинковые ведра и тазы, рукомойник и печка-буржуйка, на дальнем плане к решетке прикреплены фотографии погибших молодогвардейцев – все эти используемые для оформления сцены детали призваны создать атмосферу маленького городка, в котором разворачиваются трагические события. Главные герои выходят на сцену под казацкую песню "Ой, то ли вечер" (Сон Степана Разина), которая не только ассоциируется с вольной, степной Украиной, но дает смысловой подтекст, выступая как своеобразное пророчество, та же песня звучит в финале, символизируя развязку. Резким контрастом становится жестокая сцена допроса и избиения полицаями краснодонцев. Перед опущенным занавесом, скрывающим жестокое действие, главные герои обращаются к зрителям: "Что вы знаете о подвиге молодогвардейцев?" Пролог заставляет не просто смотреть спектакль, но и задумываться о затрагиваемых в нем проблемах.

Начало первого действия рисует простой быт Краснодонска: девушки, занимаясь стиркой и слушая привычную далекую канонаду, вспоминают их последнее довоенное лето 1941 года, когда они закончили 8 класс и устроили вечер с танцами. Тогда Любка Шевцова (Анна Проскокова), вернувшаяся с прослушивания в филармонии, гордо заявляла, что непременно станет великой артисткой, Ивану Земнухову (Герман Авеличев) пророчили поэтическую славу, а Степану Сафонову (Денис Лашко) и Олегу Кошевому (Владимир Мунько) – музыкальную карьеру. Год назад Лена Позднышева (Евгения Серебрянская) подарила Олегу Кошевому свой первый поцелуй. Ребята записывали свои желания на листок, чтобы через пять лет сравнить результаты и, веря в непобедимость Красной армии, самозабвенно пели "Броня крепка и танки наши быстры" ("Марш танкистов", братья Покрасс, Б. Ласкин, 1938 г.). Юношеские мечты вдребезги разбиваются реальной жизнью. Стирка и воспоминания прерываются страшным грохотом – "Шахты рвут!"

Впечатляюще решена сцена оккупации немецкими войсками Краснодонска. Молодежь сгоняют в центр сцены, отгораживая пространство щитами из колючей проволоки. Краснодонцы, плотно прижавшись друг к другу, выстраиваются в двух ярусную композицию, венчает которую хрупкая Ульяна Громова (Мария Стратулат). Детей окружают выходящие на передний план немецкие солдаты (Иван Синицын, Игорь Сушков) и регулировщица (Анна Пхиденко). Сцена сопровождается леденящими звуками темы нашествия из первой части Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича (1941 г.), когда мелодия безобидного марша оборачивается грохотом железного чудовища, перемалывающего все на своем пути. На фоне этих звуков немецкая агитация предлагает сохранять спокойствие и подчиниться новой власти: "Немецкая армия открывает двери цивилизации", проходит набор добровольцев в силы правопорядка из числа местного населения, жена Соликовского (Алла Васильева) гостеприимно выносит врагам каравай.

1 / 3

Актерам удалось создать убедительные, до отвращения, образы немецких оккупантов и полицаев. Легкомысленная песенка "Сосиски с капустой я очень люблю" в исполнении унтера Фенбонга (Борис Сазонов) и фельфебелея Вольфа (Вадим Замараев) дает точную характеристику "глубокого" внутреннего мира немецких офицеров. Мотив этого номера был заимствован режиссером из шлягера "За пивОм" (кабаре-дуэт "Академия", авторство песни приписывается А. Вишне и А. Столыпину).

Жестокость войны обнажила в людях их истинную суть: пренебрежительная вежливость фельдкоменданта Клера (Дмитрий Штанько / Дмитрий Константинов), показная обходительность фельдфебеля Вольфа и унтера Фенбонга, пытающих пленных и рвущих золотые зубы, чтобы после войны обогатиться, не так ранит душу зрителей, как предательство соотечественников, чья жестокость порой затмевает действия захватчиков.

Преподавательница немецкого языка Немчинова (Мария Зизенкова-Наумова), наживающаяся на страданиях пришедших на биржу труда земляков, ненавидящий всех бывший казак, а ныне начальник полиции Соликовский (Анатолий Мягких), стегающий нагайкой молодогвардейцев. Пресмыкающийся перед немцами, готовый "не служить, а услужить" Игнат Фомин (Олег Демчук), по наводке которого были расстреляны шахтеры-коммунисты, выдавший списки молодогвардейцев Почепцов (Юрий Шадрин), полицай (Владислав Подоба / Адисон Салахутдинов).

Режиссер показывает путь формирования в сознании юных краснодонцев внутреннего напряжения и негодования, которые вылились в протест и создание "Молодой гвардии": выстроившись в ряд, в традициях советского времени, они читают стихи по строкам, комментируя тем самым происходящие события. Переломным событием в жизни молодых людей стало предательство Игната Фомина и убийство шахтеров. Решение сцены убийства шахтеров символично и лишено конкретных персонажей, что создает обобщенный образ всех погибших во время оккупации: на полотнище выставляются шахтерские каски, в которые немецкие солдаты и полицаи засыпают землю. Пришедшие позднее главные герои бережно грузят каски на тележку и увозят прочь.

1 / 4

Трагедия переворачивает мировоззрение юных краснодонцев, которые в едином эмоциональном порыве клянутся защищать Родину, не предавать товарищей и отомстить оккупантам: "Кровь за кровь, смерть за смерть". Срывая голоса, Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любка Шевцова, Иван Земнухов, Степан Сафонов, Тоня Иванихина произносят клятву молодогвардейцев. В этом эпизоде используется принцип канона, когда каждый герой начинает говорить одинаковый текст с небольшим запозданием. В результате, создается эффект нарастающего гула из человеческих голосов, словно к этой клятве присоединяются десятки людей.

Убийство Игната Фомина пало тяжким бременем на души молодых людей, воспитывавшихся в уважении к жизни и свободе других. Актерами правдиво передано состояние шокового оцепенения, которое охватило героев после совершенного возмездия. Особенно сильно убийство потрясло Ивана Земнухова. Благодаря мастерской игре Германа Авеличева зрители видят молодого человека, терзаемого совестью и осознанием совершения непоправимого.

Вступление в организацию Виктора Третьякевича (Николай Тирищук) и самой юной участницы группы, сестры Ивана Земнухова – Нины (Анна Шевелёва) замыкает круг молодогвардейцев. Второе действие преподносит публике историю каждого героя, неизбежно приближая к трагической развязке. Молодые люди увлеченно слушают через радиопередатчик новости от "Советского Информбюро" и пытаются забыть об опасности, танцуя друг с другом под песню "Спят курганы темные" (Н. Богословский, Б. Ласкин, 1939 г.). Дерзкая, отчаянная деятельность молодогвардейцев отступает на второй план, когда на глазах у зрителей зарождаются первые чувства главных героев.

Любка Шевцова – красавица-артистка, которая хитростью и очарованием выведывает секреты у немецких офицеров, и грубоватый Сергей Тюленин, пошедший на службу к полицаям ради того, чтобы выйти на след Игната Фомина. Анна Проскокова и Павел Пятыров блестяще играют огненный дуэт, в котором их персонажи постоянно ссорятся из-за мелочей, не осознавая того, что все упреки являются знаками обоюдной симпатии. Трогательно сыграна сцена, в которой печатающая на машинке листовки строгая и собранная Ульяна Громова, убедительно воплощенная Марией Стратулат, мечтает вместе со своим лучшим другом Степаном Сафоновым о том, что однажды она попадет на его концерт в консерватории. Денис Лашко создает запоминающийся образ Степана, с чувством исполняющего на печатной машинке "Венгерский танец" И. Брамса.

Благодаря прекрасной игре Анастасии Кошарновой и Германа Авеличева зрители следят за развитием чувств доброй и преданной Тони Иванихиной, которая пытается достучаться до чувств Ивана Земнухова, упрашивая его открыться ей и почитать свои стихи. Нежность и забота наполняет сцены с участием Виктора Третьякевича и Нины Земнуховой. Всем этим зарождающимся чувствам не дано набрать силу и расцвести.

1 / 2

Сцены заключения, допросов и пыток молодогвардейцев выполнены в соответствии с возрастными ограничениями и поставлены оправдано жестко. Популярная песенка "И кто его знает" (В. Захаров, М. Исаковский, 1938 г.), ставшая в первом действии спектакля символом довоенной эпохи и зарождающихся чувств между главными героями, во втором действии звучит из патефона фоном, заглушающим крики пытаемых в жандармерии молодогвардейцев. Стойкость избитых, но несломленных героев, вызывают уважение даже у врагов. Главной кульминацией спектакля и сильнейшей по эмоциональному накалу сценой стало прощание молодых людей накануне расстрела. На фоне черного занавеса, изображающего исписанную молодогвардейцами стену камеры, каждая пара на прощанье признается в своих чувствах. Юноши и девушки заключены в разных камерах, но сердцем знают, что любимые их услышат. В критической точке сцены снова вводится канон на словах: "Если бы я мог (могла)…, я бы разбил (разбила) эту стену…", который связывает этот эпизод с клятвой и звучит завещанием потомкам. Развязка и финал – это сцена казни: молодогвардейцев выстраивают в шеренгу за опущенным черным занавесом, вешают перед каждым из них красный галстук и медленно поднимают занавес, нанося удары лопатами по рукам главных героев.

К сильным сторонам спектакля отнесем затронутую здесь проблему нравственного выбора, который делали сверстники главных героев, оказавшись лицом к лицу с врагом. Очень тонко проводится мысль о том, что не всем дано быть сильными, отчаянно храбрыми и безрассудными. На глазах у зрителей разворачивается трагедия Вали Филатовой, которая, благодаря убедительной игре Олеси Белоконь предстает обычной запуганной девчонкой, которая не осознает происходящее и не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить себя и спастись, когда ее планируют отправить в Германию. Постоянно опекаемая друзьями девушка чувствует себя брошенной и, замкнувшись в своем личном горе, не способна думать о других.

Были и те, кто четко осознал, что необходимо выживать при новой власти. Отметим воплощение Валерией Самариной образа расчетливой Зины Выриковой. Девушка прекрасно понимает, что отправка в Германию означает для нее смерть и всеми силами стремится остаться на Родине. Она имитирует заболевания и подкупает инспектора Немчинову, нарочито громко заявляя о том, что готова работать "с большим удовольствием". Получив разрешение остаться, Зина ругает плачущую Валю, что та не умеет приспосабливаться к обстоятельствам.

Личной трагедией Олега Кошевого стал выбор нежно любимой им Лены Позднышевой, которая, чтобы выжить, стала общаться с немецкими офицерами. Олег, с максимализмом юношества, обвинил Лену в предательстве, не заметив, что его бывшая подруга при каждой встрече пытается погасить конфликт между ним и немцами, отвлекая внимание от своего одноклассника, представляя его глупым влюбленным мальчишкой.

1 / 2

Сильное впечатление производит музыкальный эпилог, в котором звучит композиция Константина Кинчева "Небо славян" (группа "Алиса", 2003 г.) с видеорядом из клипа, дополненного эпизодами военных действий разных веков. Этот номер становится последним в череде музыкальных эпизодов, которые на протяжении всего спектакля создают мощный звуковой пласт, показывающий смысловой подтекст постановки. Финальная композиция позволяет зрителям выйти из состояния глубокого переживания представленной на сцене трагедии, преобразуя скорбь в духовную силу, которая поднимает гражданина на защиту своего отечества.

Обратим внимание на то, что "Клятва", поставленная Приморским краевым драматическим театром молодежи, удивительным образом зазвучала в контексте событий, происходящих в последние годы на Украине. Спектакль стал не только данью памяти павшим героям в годы Великой Отечественной войны, но и жизненным уроком для наших современников, примером стойкости, мужества и патриотизма.

Наталья Александровна Федоровская
Наталья Александровна Федоровская

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Автор фото: предоставлено Н.А. Федоровской

В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.

Спектакль "Клятва" покажут 4 ноября в Приморском краевом драматическом театре молодежи по адресу: ул. Светланская, 15-а. Начало в 18.30. Справки по телефонам: (4232) 241-11-78, 226-06-49.

Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.

16+

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia