Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
18:32
Выигрыш Овнов, спор Раков и суета Весов: подробный гороскоп на 20 апреля
18:30
Таролог назвала 3 главных манипуляторов среди знаков - придется подчиниться
18:00
Елена Ардальянова: Конкурс по финграмотности набирает вес в медийном сообществе Приморья
17:54
Мэр Владивостока раскритиковал нерадивых арендаторов за мусор на Шаморе
17:34
Куличам быть! Сотрудницы "Владхлеб" прибыли из Дивеевского монастыря со святой водой
17:13
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят
16:52
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49
Приморье ждёт: создается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44

Материальный стимул: В Приморье разрабатывают меры социальной поддержки молодых учителей

И.о. директора департамента образования и науки Приморского края Надежда Кочурова рассказала о грядущих изменениях в сфере образования
2 ноября 2018, 11:15 Общество
И.о. директора департамента образования и науки Приморского края Надежда Кочурова пресс-служба администрации Приморского края
И.о. директора департамента образования и науки Приморского края Надежда Кочурова
Фото: пресс-служба администрации Приморского края

К 2024 году сфера образования в России должна претерпеть качественные изменения. Для этого потребуется внедрить новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, а кроме того повысить престиж профессии "педагог" и решить кадровый вопрос. О мерах поддержки молодых специалистов и строительстве новых современных школ в Приморье рассказала и.о. директора профильного департамента Надежда Кочурова.

— Майский Указ президента Владимира Путина задал новые ориентиры развития образования в стране. За 6 лет предстоит воплотить в жизнь весьма амбициозные планы, в числе которых – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования. Каждый регион разрабатывает свой план реализации стратегии, вносит изменения в действующие программы, Надежда Григорьевна расскажите, пожалуйста, какие акценты в сфере образования расставили в Приморье?

— В 2018 году программа по развитию образования действительно претерпела изменения и дополнена рядом мероприятий. Мы начали очень важную работу по созданию молодежных и детских технопарков на территории Приморского края. Уже приобрели мобильный кванториум. Врио губернатора Олег Кожемяко согласовал нашу заявку в министерство просвещения Российской Федерации на строительство двух кванториумов, поскольку мобильный может успешно функционировать только при наличии стационарных. В первой заявке на 2019 год предусматриваем появление технопарка во Владивостоке, вторая очередь – это Арсеньев. Если говорить о планах, то до 2024 года у нас на территории Приморского края должны появиться технопарки во всех населенных пунктах с населением более 60 тысяч человек. Работа предстоит очень серьезная уже на подготовительном этапе — требуется перепланировка, реконструкция помещений. Это только один из примеров, в каком направлении мы движемся. Нужны новые и количественные качественные изменения в самой системе образования. И связано это, в первую очередь, с укреплением и сохранением кадрового потенциала отрасли. Первое – это повышение престижности профессии учителя в Приморском крае, создание условий, при которых молодой специалист захочет остаться работать в школе.

— Как считаете, какие меры позволят закрепить учителей в школах и привлечь молодых специалистов? Насколько силен кадровый голод в образовательных учреждениях края?

— В предыдущие три года к нам в отрасль пришли более 650 молодых специалистов. Много это или мало? Казалось бы, много. Если говорить о том дефиците педагогических работников, который мы испытываем, хотелось бы больше. Сегодня в наших образовательных организациях порядка 670 вакансий. Есть также скрытые вакансии – это когда педагоги испытывают просто непосильную нагрузку, потому что коэффициент совмещений достаточно высокий. Поэтому задача привлечения новых специалистов в отрасль, конечно, стоит. В сентябре этого года к нам пришло чуть более 120 молодых учителей, и мы должны сделать так, чтобы каждый из них захотел остаться в профессии — в школе или в детском саду. И здесь важно учитывать две составляющие – материальное стимулирование и развитие института наставничества. Молодой специалист не может конкурировать с опытным педагогом в размере заработной платы, поэтому здесь нужны дополнительные меры социальной поддержки.

По поручению главы региона в рамках краевй госпрограммы "Развитие образования Приморского края" разработана система мер по привлечению молодых специалистов в отрасль. Надеемся, что в ноябре данный законопроект будет рассмотрен депутатами Законодательного собрания. Там предусматривается единовременные подъемные в размере от 250 до 400 тысяч рублей, в зависимости от уровня образования и местности, куда поехал специалист. Мы ведь понимаем, что в городе и селе уровень и стоимость жизни разные. Также данный законопроект предусматривает ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 10 тысяч рублей в течение 3 лет и компенсацию за найм жилья в течение года после устройства на работу. С сентября у нас начала работать действительно беспрецедентная программа по ипотечному кредитованию со ставкой 5,5% годовых. По крайней мере, аналогов мы не увидели в каких-то других регионах.

— А наставников будете каким-то образом поддерживать?

— Вторая не менее важная составляющая – это сопровождение первых шагов в профессии, которое будет обеспечено образовательной организацией. Продлена производственная практика — у студента появляется возможность побыть в коллективе на протяжении нескольких месяцев и дает ему возможность адаптироваться. Как правило, это в последующем положительно сказывается на закреплении на этом рабочем месте.

Не менее важно внимание старших педагогов: администрации школы, учителей, которые уже на своем опыте могут предостеречь, уберечь молодого специалиста от тех сложностей, которые всегда бывают на первом рабочем месте. Поэтому в законопроект мы включили ежемесячную выплату наставнику, который будет закреплен в течение первого года за молодым специалистом. Мы считаем, что это тоже очень важная и реально работающая мера социальной поддержки.

— Надежда Григорьевна, вы говорили, что важно не только привлечь в школу специалистов, но и задержать. Предполагаются ли дополнительные меры поддержки уже давно работающих учителей?

— Как я уже сказала, в законопроект мы внесли предложение по материальному стимулированию наставников. Может быть косвенно, но это сработает на улучшение условий. Чем больше в школу придет молодых педагогов, тем меньше будет нагрузка у учителей–предметников. Понятно, что какая-то часть учителей все равно не будет работать на одну ставку, но это решение будет приниматься осознанно и самостоятельно, исходя из собственных ценностных ориентаций, возможностей, здоровья, опыта. Поэтому, мы считаем, что меры социальной поддержки в отношении молодых специалистов будут работать на всеобщее оздоровление кадровой ситуации в отрасли.

И еще один момент, который появился в законопроекте, кроме наставничества, это возможность компенсации части путевки на санаторно-курортное лечение. Не секрет, сегодня такие термины, как "профессиональное выгорание" и "профессиональная усталость" — у всех на слуху, и помочь учителю восстановиться, наверное, тоже очень важная задача.

— Говоря об условиях, нельзя не затронуть и состояние самих школ в крае. Планируется как-то усовершенствовать сеть образовательных учреждений в Приморье?

— В крае большое количество детей, которые не могут попасть в школы по месту жительства или учатся во вторые смены, то же самое мы можем говорить и о дошкольном образовании. Поэтому уже в этом году ведется работа по строительству новых школ. На трех объектах уже начали работать подрядчики. Если говорить по школам, до 2024 года нам предстоит построить 42 школы, если говорить о детских садах, то это примерно 120-138 абсолютно новых учреждений. Для того чтобы это сделать, нам нужно, в первую очередь, разработать проектно-сметные документации, выделить земельные участки. И такая работа сегодня совместно с муниципалитетом уже началась.

— В декабре состоится чемпионат WorldSkills Russia, где как раз основная цель – это повышение престижа рабочих профессий, и хотелось бы узнать, какая сейчас проводится работа по повышению престижа педагогических профессий, чтобы нынешние школьники захотели в будущем стать учителями?

— Само понятие "престиж" многогранное и состоит из очень многих аспектов. Я не зря начала говорить об условиях и достойной заработной плате. Что происходит с молодым человеком, который выбирает себе дальнейший профессиональный путь? Школьник старшего класса, принявший решение стать космонавтом, формирует образ будущей профессии, исходя из книг, из телевизионных передач, то есть, исходя из той информационной повестки, которая вокруг него есть. А когда он решает стать или не стать педагогом, он в первую очередь, ориентируется на школу, в которой учится, на тех учителей, которые его учат, и, конечно, он смотрит на условия, в которых он находится. И если в классе 40 учеников и учитель бегает с урока на урок, да еще если получает не совсем так, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, то, конечно, встает вопрос – идти ли в эту профессию? Поэтому нам кажется, в первую очередь все принятые меры по улучшению условий работы педагогов качественно сработают и здесь.

Конечно, необходимо также повышать публичное признание того труда, который учитель вкладывает в каждый день, в каждого ученика, в каждый урок. Нужно чаще рассказывать в СМИ о возможностях самореализации личности в этой профессии. Ведь краевая госпрограмма "Развитие образования Приморского края" подразумевает и поддержку инновационных инициатив в образовательной среде. Не только стимулирование творчества и качества через заработную плату, но еще поддержка образовательных программ и предложений. Для молодого человека, который приходит в профессию, самореализация во многом становится определяющим фактором.

— Для молодых специалистов все-таки больше условий для самореализации и мер поддержки, не станет ли это "яблоком раздора" между опытными учителями и начинающими? Например, педагог – наставник с 30-летним стажем будет навязывать свои идеи, а молодому специалисту захочется реализовать свой подход.

— На самом деле, без этого не обойтись. Во-первых, сегодня работа в школе формально и нормативно дает достаточно большой коридор возможностей – существует достаточной широкий диапазон возможностей, в каком формате проводить свои уроки. И когда мы говорим о сопровождение и о наставничестве, в первую очередь, это касается не конкретных знаний, умений и навыков, а некой педагогической составляющей, потому что очень сложно вчерашнему студенту фактически прийти в класс и поставить себя как учителя. Это достаточно сложно и опытные специалисты этому могут научить.

Наставник – это не каждый учитель-стажист в школе, и руководителям образовательных организаций должно хватить знаний, умений, такта и мудрости, чтобы определить наставником именно того, кто сможет ввести студента в профессию, а ни в коем случае не наоборот. Профессия учителя очень сильно зависит от субъективного фактора, очень сильно. Пожалуй, среди всех профессий, которые я знаю, больше всего. Какие бы мы технологии не применяли сегодня – цифровые, дистанционные, какое бы сложное и высокотехнологичное оборудование не появлялось, это всегда только инструмент в руках учителя. Поэтому здесь нам надо уповать на то, что в профессию будут приходить люди, которые не просто умеют хорошо считать, писать, а которые ощущают в себе эту миссию – научить.

1541146509