Насущный вопрос о хранении маломерных судов становится особенно актуальным для многих приморцев с закрытием навигации. И если с надувными лодками, небольшими катерами и швертботами все ясно – их место в гаражах или на стоянках, то с более крупными яхтами все не так просто. Нередко их владельцы предпочитают перегнать яхту или катер в незамерзающий иностранный порт подальше от скованных льдом акваторий Приморья. Часть из них пользуется услугами наемных капитанов, другие же перегоняют суда самостоятельно. О том, какой непростой путь им приходится преодолеть в стремлении добраться до вечного лета корр. PrimaMedia рассказал председатель краевого квалификационного комитета Приморской федерации парусного спорта Геннадий Чуев, яхтенный капитан дальнего плавания с многолетним опытом.
— Мы пользуемся яхтой от силы 5 месяцев в году, а все остальное время тратим деньги на стоянку, хранение и ежегодный ремонт. Таковы реалии нашего региона, — говорит Геннадий.
И действительно, все, что ожидает маломерное судно после закрытия сезона в Приморье – подъем из моря, которое вот-вот покроется льдом, и консервация до весны.
Однако существует категория мореходов по тем или иным причинам, не желающим мириться с суровым приморским климатом.
И именно они к концу навигации отправляются перегонять суда в ближайшие иностранные порты, где царит если не вечное, то уж точно более протяженное лето и, соответственно мореходный сезон.
Яхтсмены преодолевают сотни миль по морю, уклоняясь от штормов и циклонов, на пути к незамерзающим портам Японии, Южной Кореи и Таиланда. Время в пути составляет от 3 дней до 3 недель в зависимости от удаленности места назначения.
председатель краевого квалификационного комитета Приморской федерации парусного спорта Геннадий Чуев. Фото: предоставлено Чуевым Г. И.
— С экономической точки зрения перегон яхты на зимнее хранение за рубеж выгоден владельцам относительно больших судов длиной от 14-15 метров, которые довольно затратно и трудоемко поднимать на берег и консервировать в России. Зачастую именно собственники больших, статусных судов прибегают к услугам перегонщиков. К тому же круглогодичное хранение в теплой воде, если периодически обрабатывать подводную часть яхты, положительно скажется на его состоянии, — отмечает Геннадий Чуев.
Второй категорией владельцев – яхтсменов, заинтересованных в перегонах за границу, являются те, кому не хватило летнего сезона в России. По осени они отправляются за рубеж, чтобы продлить сезон. Это и участие в парусных регатах, и путешествия по интересным местам Юго-Восточной Азии, Филлипин и Тихого океана. Яхта для многих судовладельцев — это дом на воде. Вопрос, что лучше, ходить на своей или арендовать чужую, часто решается в пользу первого варианта. Так зимняя стоянка за пределами Приморья совмещается с международными регатами.
Основной сложностью в таком пути остаются более суровые условия в открытом море, когда до ближайшего убежища около 1-2 сотен миль. С железной уверенностью Геннадий заявляет, что доверять такое непростое путешествие можно лишь опытному экипажу. Новичкам и любителям здесь не место.
Готовь яхту с берега
— Если при перегоне яхты случаются какие-то происшествия — это говорит либо о нехватке денег у судовладельца, сэкономившего на экипаже или снаряжении, либо о нехватке времени на подготовку и перегон, — уверен капитан.
Ну а что является залогом успешного, а значит спокойного и безопасного перегона? Конечно, подготовка на берегу!
Как отмечает Геннадий, капитан может неделю, а то и больше выжидать на земле удачного момента. Верный расчет погодного окна, в которое можно проскочить, миновав циклон или шторм — гарантия безопасного путешествия. Выбор правильного маршрута – не менее серьезная задача для профессионального капитана, знающего свое дело.
Особое внимание следует уделить правильной комплектации судна оборудованием по требованиям безопасности мореплавания. Приморские яхтсмены в этих целях давно используют международные требования WS (World Sailing).
— Формальная часть всех норм и правил написана на основе анализа аварийных происшествий с яхтами на море. И если сказано, что нужно иметь на борту определенный инвентарь, то не стоит закрывать на это глаза. Иначе морские приключения могут стать совсем не романтичными, — уверен он. — Однажды наше судно шло через шторм, торопясь на соревнования в местечко под названием Тхонъен южнее Пусана (прим. ред. – Южная Корея). Часть экипажа была в спасательных жилетах, но без страховочной сбруи несла ходовую вахту. Люди спокойно расположились в кокпите (прим. ред. — полузакрытое помещение в средней или кормовой части судна). Подумаешь, ветер и волны, в непогоду это обычное явление. Внезапно мощная волна прокатилась по палубе и едва не смыла людей за борт. Лишь пристегнутый страховочным стропом рулевой успел поймать их за одежду. После этого происшествия ни один член экипажа не выходил на палубу без спасательного снаряжения, — вспоминает Геннадий.
ТОП— 5 морских сюрпризов
Если капитану не хватает знаний или он недостаточно хорошо подготовился – есть риск попасть в неприятную ситуацию, когда все складывается против вас и приключение превращается в борьбу за выживание. В погоне за вечным летом опасностей ждет немало.
Мусорные поля
Мигрирующие в зависимости от господствующих ветров поля водорослей вперемешку с пластиковым мусором несут огромный риск для маломерных судов.
— Чаще всего приморские моряки встречаются с этим препятствием на пути из Южной Кореи в Гонконг и Сингапур. Плавучие острова мусора и водорослей могут достигать в диаметре несколько миль и способны полностью заблокировать маломерное судно на долгое время.
Северяне
Рыбаки из Северной Кореи, ведущие промысел в нейтральных водах Японского моря – еще одна проблема, поджидающая моряков на старте из Владивостока. Даже при соблюдении всех правил, в том числе границ 12-мильной и 24-мильной зоны прилегающих вод, вы рискуете быть грубо встречены и направлены к границе страны с целью дальнейших разбирательств. Не исключены даже угрозы с применением огнестрельного оружия. Единственным спасением станет опыт капитана и стремление максимально обогнуть северокорейские берега.
Промысловые зоны
Прохождение рыболовных зон, чье расположение меняется от сезона к сезону, — еще одна задача, решить которую сможет лишь опытный экипаж. Обилие самых разных рыболовных судов, маневрирующих внезапно и не стремящихся уйти с вашего курса, заставляет проявлять высший пилотаж в лавировке. Особенно много рыбаков встречается у острова Уллындо в Японском море, расположенного в 250 милях от Владивостока.
— Рыболовные сети представляют серьезную опасность для маломерного флота. На моей памяти был случай, когда капитан попал в такую передрягу близ Южной Кореи. Он налетел на сети, а впоследствии и на штраф в 25 тысяч долларов, — вспоминает Геннадий.
Заход в порт
Попытка зайти в иностранный порт может закончиться настоящим провалом, если на судне не установлена система АИС (Автоматическая идентификационная система).
— Благодаря ей в режиме реального времени моряки отслеживают на экране картплоттера местонахождение ближайших судов. В акватории крупных портов Кореи, Китая, Японии и Сингапура несметное количество судов разных типов. Ощущения – как в час пик на дорогах Владивостока, — делится Геннадий.
На рейде таких портов можно встретить суда с размерами от борта до борта более 50 метров. Без соответствующего оборудования разойтись с этими махинами будет очень непросто.
Шторм
В случае если погодное окно было рассчитано неверно, или же путь слишком долог, судно рискует встретиться со штормом или тропическим циклоном. В этом случае укрытие можно поискать у ближайших берегов, но и тут нужно проявить осторожность.
А вот косаток приморские яхтсмены не боятся.
— Это стереотипы. Косаток на перегоне мы видим частенько, но они никогда не проявляют агрессии и не нападают на суда, — говорит яхтсмен.
По мнению Геннадия Чуева, найти капитана, готового перегнать вашу яхту на зимнюю заграничную стоянку – не проблема.
— Однако не стоит экономить в этом вопросе. Судовладельцы, которые понимают уровень ответственности, выбирают профессиональных капитанов. Передавая свое судно в руки любителя, вы очень рискуете, — подчеркнул капитан.
Ну а тем яхтсменам, кто решил остаться в России, и мечтателям, которые только планируют приобрести судно, хочется напомнить, что по данным Центра ГИМС МЧС России по Приморскому краю, в регионе зарегистрировано 38 официальных стоянок морского транспорта. Из них 12 – во Владивостоке. Эти данные не изменились с прошлого года, несмотря на рост числа маломерных судов на 500 единиц. Сегодня их количество в крае составляет 37 248 штук, около 9,5 тысяч из которых находятся во Владивостоке.