Поправки в отраслевое законодательство, призванные ликвидировать угрозу масштабной остановки промысла морской рыбы российскими рыбаками, 21 ноября приняла Госдума РФ, сообщает ИА PrimaMedia. Как отмечают во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), устранение правовой коллизии, чреватой потерей до 200 тысяч тонн уловов водных биоресурсов (ВБР), 15 млрд рублей выручки бизнеса и около 4 млрд рублей бюджетных поступлений, затянулось, по сути, на целый год, ситуация требует анализа с тем, чтобы избежать подобных случаев в будущем.
На пленарном заседании 21 ноября депутаты Государственной Думы РФ приняли в третьем, заключительном чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)". Законопроектом, в частности, предусмотрено, что действие договоров, закрепляющих за предприятиями доли квот на добычу ВБР, срок действия которых истекает в конце ноября – начале декабря 2018 года, продлевается до 31 декабря 2018 года (с 1 января 2019 года, напомним, вступают в силу 15-летние квотные договоры, заключенные уже в этом году). Как предполагается, уже 23 ноября законопроект будет одобрен Советом Федерации и поступит на подпись к президенту РФ Владимиру Путину.
"ВАРПЭ занималась этой темой с января, мы неоднократно обращали внимание на то, что промысел может быть остановлен раньше срока, — прокомментировал ситуацию отраслевому СМИ Fishnews президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. — Считаем согласованную инициативу депутатов и Росрыболовства точным и верным решением. В то же время хочу обратить внимание на то, что часть пользователей этим законом воспользоваться уже не успеет. Решение нужное, но могло быть принято в более спокойном режиме. Считаю необходимым не только торжествовать, но и проанализировать причины того, почему решение было принято в самый последний момент. Это позволит исключить повторение подобных случаев в будущем".
Как ранее поясняли в ВАРПЭ, договоры о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов заключались с рыбохозяйственными предприятиями на десятилетний период в ноябре-декабре 2008 года, большинство таких договоров были заключены в период со 2-го по 10 декабря 2008 года. Но право на добычу ВБР на основании заключенных договоров, отмечают в бизнес-объединении, фактически возникло у предприятий с 1 января 2009 года и, следовательно, должно завершаться 31 декабря 2018 года.
В августе 2018 года ВАРПЭ обратилась к председателю комитета Государственной Думы по природным ресурсам, земельным отношениям и собственности Николаю Николаеву с просьбой вынести на рассмотрение Комитета эту правовую коллизию. После детальной проработки проблемы с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) думским комитетом в сентябре был предложен законодательный способ решения.
"Важнейший для рыбопромысловой отрасли законопроект прошел сегодня третье чтение. Мы обеспечили возможность вступления в силу закона о продлении срока действия договоров рыбопромышленных предприятий в необходимый срок, — заявил 21 ноября председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, земельным отношениям и собственности Николай Николаев. — Таким образом, рыбопромышленники получают возможность завершить свою работу без каких-либо препятствий, а население будет обеспечено свежей рыбой".
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, обеспокоенность ситуацией в связи с предстоящим "договорным разрывом" выражали представители дальневосточного рыбацкого сообщества. В частности, вице-президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак отмечал, что "договорный разрыв" может осложнить положение ряда компаний – участников АДМ. По словам собеседника агентства, промысловый сезон "А" на минтаевой путине в Охотском море (январь — март) был достаточно сложным в 2018 году, и многие компании надеются на результаты сезона "В" (октябрь — декабрь). Отметим также, что помимо минтая, в декабре в Дальневосточном бассейне ведется активный промысел тихоокеанской сельди, трески и других востребованных на рынке водных биоресурсов.
Принятый в третьем чтении законопроект также устраняет правовую неопределенность в статусе договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, то есть лососевых. На примере Камчатского края, ранее отмечали в ВАРПЭ, принятие законопроекта позволит избежать крупномасштабных сбоев в работе предприятий, осуществляющих рыболовство в отношении анадромных видов рыб на 584 рыбопромысловых участках для осуществления промышленного рыболовства, 152 рыбопромысловых участка для организации любительского и спортивного рыболовства, 250 рыбопромысловых участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.