Коллегия Счетной палаты РФ выступила с критикой ситуации, которая сложилась сегодня с бюджетным обеспечением городского округа Большой Камень в Приморье, с которого в 2015 году был снят режим ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование – ред.), сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию пресс-службы Счетной палаты РФ. По оценке аудиторов СП РФ, снятие режима ЗАТО, дававшее городу порядка 500-600 млн рублей федеральных дотаций в год, было проведено без должного анализа социально-экономических последствий, а в планировании развития городского округа с учетом созданной здесь в 2016 году территории опережающего развития (ТОР) "Большой Камень" (якорный резидент – ООО "Судостроительный комплекс "Звезда") до сих пор отсутствует комплексный подход. По всей видимости, узел накопившихся в бывшем ЗАТО проблем придется распутывать в сверхоперативном режиме главе исполнительной власти в Приморье Олегу Кожемяко.
Взгляд из Москвы
Как отмечает пресс-служба СП РФ, коллегия госоргана рассмотрела результаты проверки обоснованности и результативности использования дотаций Приморскому краю на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа Большой Камень. Напомним, что в течение 2015-2017 годов городскому округу выделялись значительные дотации: около 305 млн рублей в 2015 году и по 294,5 млн – в 2016-м и 2017 годах. И уже в 2018 году, когда "переходный период" от ЗАТО, которому ранее завидовали практически все муниципалитеты Приморья, к положению самого обыкновенного городского округа, власти Большого Камня оценили дефицит средств для более-менее нормальной бюджетной обеспеченности ГО в 344 млн рублей.
"Предложение об упразднении ЗАТО было подготовлено Правительством РФ в отсутствие должного анализа социально-экономических последствий и расчетов необходимого количества ресурсов на переходный период",
— приводит пресс-служба СП РФ слова аудитора Юрия Росляка.
По оценке аудитора, нет комплексного подхода при планировании развития городского округа с учетом созданной здесь ТОР. В частности, отмечает СП РФ, план развития городского округа Большой Камень, включающий в том числе и модернизацию инфраструктуры, Минвостокразвития до настоящего времени не подготовлен, а оценка эффективности функционирования ТОР "Большой Камень" не осуществлялась.
"Также в ходе проверки были установлены нарушения и системные недостатки в деятельности Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока. Так, Корпорацией не введены в срок четыре объекта инфраструктуры. Утверждение документации по планировке ТОР "Большой Камень" осуществлялось министерством без учета особенностей градостроительной деятельности. Также Минвостокразвития должным образом не осуществляло полномочия по контролю за выполнением резидентами ТОР соглашений об осуществлении деятельности, — говорится в сообщении пресс-службы Счетной палаты. — В госпрограмме "Развитие Дальнего Востока" отсутствуют показатели, позволяющие оценить эффективность расходов федерального бюджета, направленных на создание объектов инфраструктуры ТОР".
Коллегия СП РФ, сообщает пресс-служба, в октябре 2018 года приняла решение направить в правительство РФ и администрацию Приморского края соответствующие информационные письма о ситуации, а в Минвостокразвития – представление.
Любопытно, что 16 ноября этого года премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которым, в частности, увеличил финансирование ТОР "Большой Камень" на 2,07 млрд рублей в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". Как говорится в пояснительной записке к постановлению, эти средства направляются на создание энергетической, инженерной и транспортной инфраструктуры для резидентов ТОР и на разработку документации по планировке территорий. Как ранее сообщала Счетная палата РФ, общие бюджетные расходы на создание ТОР "Большой Камень" в 2016-2025 годах могут составить около 27,5 млрд рублей.
Справка: якорный проект ТОР "Большой Камень" — создание предприятия крупнотоннажного гражданского судостроения. Проект реализует консорциум в составе ПАО "НК "Роснефть" и АО "Газпромбанк" и АО "Роснефтегаз". Дочерней структуре консорциума — АО "Современные технологии судостроения" – сегодня принадлежат контрольные пакеты в АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", АО "ДВЗ "Звезда" и 99,99% уставного капитала ООО "Судостроительный комплекс "Звезда". ДЦСС, в свою очередь, является управляющей компанией для ДВЗ "Звезда".
Проект строительства дальневосточной суперверфи предполагается завершить в 2020 году. Сегодня на ССК "Звезда", по утверждениям руководства компании, ведутся работы по металлообработке и созданию корпусов трех судов – небольшого судна снабжения ледового класса и двух танкеров типа "Афрамакс" дедвейтом по 114 тысяч тонн каждый (дедвейт – масса перевозимого судном полезного груза, включая массу топлива, воды, судовых припасов, пассажиров и экипажа – ред.).
В настоящее время на ССК "Звезда" трудоустроено около 1,2 тысяч человек, жители Большого Камня и Приморья составляют примерно 40% персонала. Основной заказчик ССК (25 судов, в том числе 10 танкеров типа "Афрамакс") – ПАО "НК "Роснефть".
Стройка не для людей
Проблему с бюджетным обеспечением Большого Камня озвучивают и власти городского округа. Глава ГО Александр Андрюхин, назначенный на должность депутатами большекаменской думы в январе 2018 года, говорит о том, что доходная часть бюджета города с полным лишением статуса ЗАТО уменьшилась на 30%, что может говорить о критичности ситуации – с учетом того, что Большой Камень "несет потери" в связи с выделением значительной части земельного фонда под проекты ТОР (в основном для строительства жилья для будущих работников ССК "Звезда"), а на бюджет муниципалитета ложится дополнительная нагрузка по обеспечению соцкультбытом приезжих судостроителей.
— Мы еще по линии партии (Александр Андрюхин – член "Единой России", ранее возглавлял местное отделение партии – ред.) вопрос возвращения дотаций прорабатывали с 2015 года. Направляли письмо Дмитрию Медведеву о том, что дотационный период в Большом Камне заканчивается, надо как-то решать вопрос, — рассказал глава городского округа. — Мне тогда ответили, что это — поле деятельности губернатора. Если он не акцентирует внимание, что этой территории нужны дотации из федерального бюджета, никто эти деньги не даст. Хотелось бы поставить точку в нашей проблеме и решить вопрос увеличения срока переходного периода (от режима ЗАТО – ред.) до момента, пока наш главный резидент — судостроительная верфь – не заработает на полную мощность, пусть и с льготным периодом в 5 лет после получения первой прибыли.
Председатель думы Большого Камня Алексей Кузнецов (состав местной думы почти полностью обновился после очередных выборов 10 сентября 2017 года – ред.) уверен, что при поддержке региональных властей решить вопрос о выравнивании бюджетной обеспеченности Большого Камня на федеральном уровне вполне реально. И это нужно сделать, тем более что как депутат Кузнецов не может не отмечать роста недовольства населения города, выразившееся, в частности, в результатах голосования большекаменцев на губернаторских выборах 16 сентября этого года.
— Люди понимают, что в городе есть развитие, но оно идет только в определенном месте. Стройка идет — но идет не для людей. Она идет на перспективы, для приезжих. Все остальное, к сожалению, движется сейчас в обратную сторону, — комментирует председатель думы Большого Камня.
— Конечно, развиваться должно все — и город, и судостроительный комплекс. Сегодня же эта пропорция сильно искажена.
Справка: согласно открытой информации, доходы бюджета городского округа Большой Камень в 2017 году составили (по данным на конец последнего года "переходного периода") 1,225 млрд рублей. В 2018 году доходная часть бюджета (уточненный план на 1 июля этого года) составила около 897 млн рублей. В проекте бюджета на 2019 год доходы бюджета ГО планируются в размере 824 млн рублей — при дефиците в 41,8 млн.
"Город не оставим"
15 ноября вопросы сложной бюджетной ситуации в Большом Камне публично обсуждались в ходе рабочей поездки в городской округ врио губернатора Приморского края Олега Кожемяко. В программу визита, напомним, вошли посещения объектов образования и здравоохранения муниципалитета, встречи с жителями города и коллективом ДВЗ "Звезда", а также — совместный запуск вместе с главным исполнительным директором ПАО "НК "Роснефть" Игорем Сечиным оборудования по резке металла для первой детали закладной секции второго танкера "Афрамакс" на ССК "Звезда" и подписание соглашения между "Роснефтью" и администрацией Приморского края (содержание соглашения в настоящее время неизвестно – ред.).
"Я уверен, что судостроители справятся со всеми планами-графиками, судно будет сдано ровно в срок, — прокомментировал начало строительства второго "Афрамакса" Олег Кожемяко. — И за этим судном пойдут другие заказы, которые обеспечат создание рабочих мест, позволят обеспечить налоговые поступления и в бюджет Большого Камня, и в бюджет Приморского края. Завод будет самым передовым, именно здесь заложено высокотехнологичное будущее российского судостроение. Социальная же среда – то есть все, что зависит от администрации Приморского края — будет синхронизированно развиваться с такими же передовыми технологиями".
В тот же день вечером, в ходе встречи с жителями Большого Камня, глава региона, в частности, отметил, что в ходе развития крупнотоннажного производства на ССК "Звезда" часть работ может взять на себя судоремонтный ДВЗ "Звезда". Кроме того, ссылаясь на информацию руководства оборонного предприятия (на сегодняшний день его персонал – около 4,5 тысяч человек, ДВЗ является, по сути, градообразующим предприятием для Большого Камня – ред.), врио губернатора сообщил о том, что завод будет в достаточной мере обеспечен гособоронзаказом и в 2019-м, и в 2020 году.
Также Олег Кожемяко прокомментировал проблему падения доходов бюджета городского округа.
"Мы прекрасно понимаем сложности муниципальных бюджетов, мы прекрасно понимаем ту "яму", которая образовалась в результате, в том числе, и отмены режима ЗАТО. Я буквально сегодня разговаривал по телефону с министром финансов РФ Антоном Силуановым о том, чтобы он эту проблему учел, — сообщил жителям городского округа глава Приморья.
— Будем формировать потребности в федеральных дотациях. Дотации, субсидии мы обязательно Большому Камню предусмотрим, и 28 ноября, во время окончательного принятия краевого бюджета, вы это увидите. Город мы не оставим".
Напомним также, что глава региона в ходе поездки в Большой Камень сообщил о том, что краевые власти поддержат городской округ в части ремонта и модернизации коммунальной, дорожной, образовательной и медицинской инфраструктуры, а также будут способствовать подписанию соглашения между городом и резидентами ТОР о компенсации вреда, который наносит дорогам и благоустройству муниципалитета строительство, ведущееся на территории опережающего развития.