Исполнительная власть в городском округе Большой Камень констатирует: "яма", которая образовалась в бюджете муниципалитета после снятия в 2015 году режима ЗАТО и прекращения в 2018 году федеральных дотаций, становиться критичной как для социального самочувствия жителей округа, так и для реализации здесь проектов одноименной территории опережающего развития (ТОР). Между тем небольшой муниципалитет с 40 тысячами населения постоянно находится в фокусе внимания Москвы – благодаря якорному проекту ТОР "Большой Камень" первого на Дальнем Востоке предприятия крупнотоннажного судостроения, которое ведет здесь консорциум в составе ПАО "НК "Роснефть", АО "Газпромбанк" и АО "Роснефтегаз".О сложившейся ситуации корр. ИА PrimaMedia поговорил с главой городского округа Александром Андрюхиным.
Справка: АНДРЮХИН Александр Владимирович родился в городе Большой Камень Приморского края 11 декабря 1974 года. В 1998 году окончил кораблестроительный факультет Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ имени В.В. Куйбышева), затем проходил учебу в Российской академии государственных служащих при президенте России. Кандидат экономических наук. Работал в институте экономики и управления ДВГТУ. Член партии "Единая Россия". В 2007-м, 2012-м и 2017 годах избирался депутатом думы ГО Большой Камень. 18 января 2018 года назначен на должность главы городского округа.
— Во времена, когда Большой Камень имел статус ЗАТО, все муниципалитеты края завидовали вам черной завистью: при населении в 40 тысяч человек бюджет — в 1,2-1,3 млрд рублей! С 2018 года переходный период после снятия режима ЗАТО закончился, доходы округа уменьшились. Это уменьшение – критично?
— Я считаю, что в наших условиях это более чем критично. Сегодня бюджетная обеспеченность города снизилась на 30%. В абсолютных цифрах, может быть, это и немного, но… Органы местного самоуправления должны создавать условия для благополучной и качественной жизни населения. У нас есть вопросы местного значения, которые мы должны решать "на отлично". Раньше они решались — хорошо или нет – и были финансово обеспечены на 100%. Сегодня это только 70%. Понятно, что жителей такая ситуация не устраивает. Они чувствуют, что качество жизни постепенно падает, и сегодня мы не можем обеспечить должным образом уборку, грейдерование дорог, обрезку деревьев, стрижку кустарников. Получается, что тот процветающий город, которому все в крае завидовали, мы не в состоянии содержать в прежнем виде.
Справка: доходы бюджета городского округа Большой Камень в 2017 году составили (по данным на конец последнего года "переходного периода") 1,225 млрд рублей. В 2018 году доходная часть бюджета (уточненный план на 1 июля этого года) составила около 897 млн рублей.
В проекте бюджета на 2019 год доходы бюджета ГО планируются в размере 835 млн рублей. Как сообщили ИА PrimaMedia в администрации городского округа, на сегодняшний день заявки главных распределителей бюджетных средств в значительной мере финансово не обеспечены, потребность в финансовых средствах на 2019 год составляет 328 млн рублей.
— А разве не подразумевалось, что трехлетний переходный период, то есть 2015-2017 годы, должен был перевести город на "другие рельсы", дать другие источники роста?
— С 2014-го по 2018 год был период не то что застоя, а, скорее, безвластия, когда город находился в некоем хаотическом брожении. В экономике города отсутствовал такой важный подход как планирование. Мы, депутаты, говорили — куда мы идем? Где стратегия развития, которую мы разрабатывали еще в 2006 году? Прошло больше 10 лет, а стратегия так до сих пор и не сформирована. Когда мы задавали эти вопросы и.о. главы ГО того периода, нам отвечали: "Зачем стратегия, когда есть Корпорация развития Дальнего Востока, которая и управляет всем этим процессом?"
Но, на мой взгляд, управлять "организмом" города извне, не зная его внутренних проблем, по меньшей мере нелогично.
С марта этого года администрацией проведено около 20 совещаний, на которых мы пытались скоординировать работу всех ресурсных организаций, которые работают на территории Большого Камня, и резидентов ТОР. Мы сейчас проводим оценку всех этих мероприятий, но я уверен, что если будет реализовано хотя бы 20% всех принятых на совещаниях решений, то это уже хорошо. Нельзя работать на территории города только в качестве "пользователя", а точнее, "использователя", нужно брать на себя ответственность и за благоустройство, и за качество выполняемых работ.
КРДВ, конечно, участвует в процессе, в Корпорации поменялась команда после сентября, люди пришли более ответственные. Диалог выстраивается, результативность повышается, как мне кажется. Но большой шлейф предыдущих нерешенных задач оказывает влияние, и результаты сентябрьских выборов губернатора на территории городского округа — тому подтверждение (16 сентября в ходе второго тура Андрей Тарасенко набрал в Большом Камне 38,21% голосов, его соперник Андрей Ищенко – 58,57% — ред.).
Люди просто разуверились в том, что ТОР, строящийся в Большом Камне, строится во благо жителей.
— То есть ТОР "Большой Камень" пока скорее обуза для муниципалитета? Резиденты еще не дают отдачи, пока только пользуются льготами и преференциями?
— Резидентов первоначально было 14, но сегодня идет работа по исключению нескольких компаний из ТОР, поскольку они имеют долги по налогам и никакую активную деятельность здесь не ведут.
Да, ТОР — это территория, которая создает условия для новых резидентов, для перспективного экономического развития. Но я обращал внимание Счетной палаты РФ на то, что муниципалитет безвозмездно выделил для резидентов ТОР 26 земельных участков общей кадастровой стоимостью более 1 млрд рублей. Депутаты установили им соответствующие льготы. А налог на прибыль, как вы знаете, резиденты начнут платить только спустя 5 лет после первого доходного года.
Есть и другие потери для бюджета. Мы, например, по прогнозам недополучили в этом году порядка 260 млн рублей в рамках муниципальной доли перечисления НДФЛ. Если бы сюда на судостроительный комплекс приехали работать 3,5 тысячи рабочих, как ранее было заявлено, была бы совсем другая картина. А пока приезжих сотрудников – на порядок меньше, на верфи около 1,2 тысяч работает, из них где-то 40% — наши, местные.
— Как я понимаю, масштабное строительство жилья для будущих работников ССК "Звезда" добавляет муниципалитету серьезных проблем?
— Да, сегодня, к сожалению, мы еще не подготовили свою инфраструктуру. У нас нет актуальных схем газоснабжения, теплоснабжения. Нет топографической съемки. Мы сегодня даем разрешение на строительство объектов, понимая, что у нас нет там узаконенных дорог, трубопроводов, теплотрасс. В результате получается, что выделяется земля под строительство 9-ти или 12-этажного дома, а потом оказывается, что под ней теплотрасса проходит, которая нигде не в документах не отражена. И за какие средства тогда производить вынос этой теплотрассы?
Такие моменты, разумеется, усложняют ситуацию в принятии решений нынешней администрацией. Этот год мы пытались привести все это в порядок, исходя из возможных финансовых средств. Мы жили за счет остатка предыдущего периода, нераспределенного предыдущей администрацией, и старались направить его на решение вопросов, позволяющих принимать более грамотные управленческие решения в части развития города с учетом ТОР.
Вот в таком "переходном состоянии" мы до сих пор и находимся. Хотелось бы, чтобы в регионе был губернатор, который поставит "точку" в нашей проблеме и решит вопрос увеличения срока переходного периода до момента, пока наш главный резидент – ССК "Звезда" — не выйдет на полную мощность.
— Если не секрет, с врио губернатора Приморья уже по этим вопросам встречались?
— Как вы знаете, 15 ноября Олег Кожемяко был в рабочей поездке в Большом Камне, все упомянутые вопросы обсуждались, результаты были озвучены на встрече с жителями. Встречались и раньше, в сентябре, когда врио только назначили. Было совещание под председательством министра по развитию Дальнего Востока Александра Козлова. После совещания я озвучил наши проблемы с теплоэнергетикой. У нас строят новый микрорайон, и для него строят свою газомазутную котельную. Но при этом при строительстве сухого дока ССК "Звезда" снесли заводскую котельную, которая всегда была в Большом Камне резервным источником теплоснабжения. Я озвучил этот вопрос, и мы после этого совещания вместе с министром и с врио губернатора проговорили эту ситуацию. Потом мы с вице-губернатором по ЖКХ летали в Москву, вместе были на заседании Счетной палаты РФ по перспективам ТОР "Большой Камень".
Мне нравится посыл Олега Николаевича в том, что если есть потребность, ее необходимо грамотно оформить — и будем решать. Мы должны поднимать качество жизни в Приморье на более высокий уровень. А как поднять качество жизни, не зная проблемных "точек", не зная способов их решения? Способы есть, но порой они скрыты. Проблемы есть, но почему-то замалчиваются в тех или иных ракурсах. В июне приезжал полпред в ДФО Юрий Трутнев.
Мы тогда и вскрыли все основные проблемы, что у нас бюджет "упал" на треть, и как мы можем обеспечить реализацию проектов ТОРа в таких условиях.
Сегодня я могу быть для кого-то не очень удобным из-за того, что я про эти проблемы говорю, но посыл губернатора мне нравится. Он спрашивает с чиновников краевой администрации, что на территории было ими сделано, что они курировали, в чем помогали, почему закрывали глаза на эти или другие проблемы. Глава муниципалитета, конечно, отвечает за муниципалитет. Но есть власти субъекта, в котором находится эта территория, они тоже должны помогать решать вопросы. У главы только часть вопросов местного значения, а есть вопросы регионального и федерального значения. Без губернатора мы их не решим.
— То есть все равно стартовая точка – это 16 декабря?
— Конечно. Мы уже долгое время живем без губернатора, условно говоря. Когда пришел Андрей Владимирович (Тарасенко – ред.), он и года не проработал, когда пошел на выборы. Понятно, что ему не удалось сформировать ту команду, которая дала бы ему моментальный результат. Это было нереально. Сейчас, я думаю, все получится. Главное, чтобы люди все происходящее в крае адекватно восприняли.
— А ведь люди "голосуют" и тем, что покидают регион. Какова в Большом Камне демографическая ситуация?
— Должен признать, что у нас люди уезжают из Большого Камня. Мы держимся в пределах 40 тысяч населения за счет приезжих. Но отток молодежи наблюдается.
Я думаю, что пока не создадим условия здесь, этот процесс не остановить. После приезда Юрия Трутнева в июне мы по его поручению разработали комплексный план развития территории, направили в правительство РФ, сейчас идет стадия согласования и, надеюсь, утверждения. В план мы включили более 37 позиций: здравоохранение, образование, ЖКХ, культура и т.д. В плане заложено расходов на 20 млрд рублей для того, чтобы к 2025 году уровень жизни в городском округе Большой Камень приблизить к среднероссийскому. И наша задача – моя и депутатов — после принятия плана реализовать его таким образом, чтобы те средства, которые в него были заложены, пошли именно на эти цели.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, 15 ноября врио губернатора Приморья в ходе поездки в Большой Камень заявил о том, что краевые власти поддержат городской округ в части ремонта и модернизации коммунальной, дорожной, образовательной и медицинской инфраструктуры, будут способствовать подписанию соглашения между городом и резидентами ТОР о компенсации вреда, который наносит дорогам и благоустройству муниципалитета строительство, ведущееся на территории опережающего развития. По словам главы региона, соответствующие субсидии городскому округу будут учтены в краевом бюджете к моменту его принятия в третьем чтении 28 ноября. Также Олег Кожемяко сообщил, что информировал вице-премьера – министра финансов РФ Антона Силуанова о проблеме падения бюджетной обеспеченности Большого Камня.
Напомним также, что ранее коллегия Счетной палаты РФ выступила с критикой ситуации, которая сложилась сегодня с бюджетным обеспечением городского округа Большой Камень. По оценке аудиторов СП РФ, снятие режима ЗАТО было проведено без должного анализа социально-экономических последствий, а в планировании развития городского округа с учетом созданной здесь в 2016 году территории опережающего развития "Большой Камень" до сих пор отсутствует комплексный подход.