Иван Санжаров еще несколько месяцев назад жил на Сахалине, работал в администрации областного центра, а почти все свободное время посвящал выращиванию кедров из обычных кедровых орешков. Он раздавал их всем желающим и лелеял мечту-идею, превратить остров-рыбу в остров-кедр.
"С вашим-то практическим опытом"
В этом году семья Санжаровых переехала на материк, в Калининградскую область. Покинув самый восточный регион страны стали жителями самого западного. Но идея не умерла и, словно кедровый орешек, дала в островном регионе крепкие всходы.
Таких людей, как Иван Иванович, обычно добродушно называют кто белыми воронами, кто чудаками. Всерьез масштабным разведением кедров наш герой занимался последние десять лет, постигая на практике секреты превращения невзрачного орешка сначала в пушистые саженцы, а потом в крепкое деревце. Начинал, что называется, на ощупь. Не раз ошибался, делал из собственных ошибок выводы, читал публикации профессиональных биологов и таких же любителей-энтузиастов, как сам. Теперь Иван Иванович вполне может считаться экспертом в своей области. Словно заботливый родитель, положивший на своих детей массу времени и сил, он ласково зовет кедровые всходы "мои кедрята".
История берет начало в 80-х годах прошлого века, когда уроженец Приморья после окончания учебного заведения по распределению приехал работать на Курилы.
– Каждый год, возвращаясь с материка из отпуска, покупал по дороге в аэропорт кедровые орешки. Уже тогда попробовал их посадить в своем огороде и на удивление они взошли! Просто изумительно, – вспоминает Санжаров.
Но стоило проклюнувшиеся ростки пересадить на новое место, они погибали. Гораздо позднее он узнал, что первые три года всходы нельзя тревожить.
Теперь, когда за плечами уникальный десятилетний опыт разведения кедра в условиях приморского климата, сам может книги писать, делиться знаниями. Двести тысяч орешков за это время он, словно маг, без помощи волшебной палочки и заклинаний, превратил в деревца. Впрочем, палочка эта у Санжарова все-таки есть и называется она увлеченность и любовь к своему делу. Плюс опыт – сын ошибок трудных. Недаром профессор Воронежской лесоводческой академии Евгений Титов, в публикациях которого Санжаров поначалу искал ответы на свои многочисленные вопросы, однажды сказал ему: моим студентам вы теперь можете преподать едва ли не больше, чем я, с вашим-то практическим опытом.
Почему именно кедры?
Идея превратить остров-рыбу в остров-кедр прорастала медленно, не торопясь, как само кедровое дерево, которое дает в год буквально несколько сантиметров прироста. Первую тысячу орешков посадил для себя, а когда идея обрела контуры внятного проекта, подошел к его реализации со всей свойственной ему основательностью и серьезностью. Прежде всего, стал вести научный дневник наблюдений и теперь, заглянув в него, может с точностью до орешка отчитаться, где и сколько саженцев выращено и в каком месте острова набираются силы его кедрята. Почему именно кедры заинтересовали лесовода-любителя, а не, скажем, березки, рябины или лиственницы? Ответ на вопрос он уже давно для себя нашел.
– В каждом из нас сидит свое, сугубо сокровенное, и оно рано или поздно пробивается, – находит Санжаров вполне себе ботаническую метафору. – Кедр дерево мощное, благородное, дающее силу человеку и пропитание многим таежным обитателям.
Он иллюстрирует кедровую жизнестойкость примером из практики. Несколько лет тому назад, посеял в качестве эксперимента немного орешков на пригорке, недалеко от своей дачи. То лето, когда они дали всходы, выдалось засушливым, дождей не было дней двадцать. Все другие ростки вокруг – лиственницы, ели, пихты – завяли от жажды, а кедрики росли. Пробовал исследователь высаживать саженцы в ямах от корневых выворотней, где не земля даже, а глина сплошная, вроде бы для питания растений непригодная. Но спустя три недели саженцы пошли в рост.
Видимо невероятной жизненной энергией от своих саженцев подпитывался и сам, потому что, несмотря на все трудности, руки не опускал и проект его рос, давая всходы в прямом и переносном смыслах.
Кедровая аллея
Сегодня Санжаровские кедры растут по всему Сахалину и на Курилах. Школьникам, волонтерам он раздавал их бесплатно. Та же тетрадка, под названием научный дневник, раскрывает географию посадок. В областном центре это и территория горнолыжного курорта "Горный воздух", и ТЭЦ-1, и учебные заведения, больницы, поликлиники, школы, детские сады. Сотни кедрят улетели на Курилы, отправились по муниципалитетам Сахалина, начиная с самых северных территорий и, перешагнув сопки, наполняют смоляным запахом окрестности Татарского пролива.
В школе села Покровка с Санжаровым подружились ребята из школьного лесничества, которое так и назвали "Кедр". Школяры шестых – девятых классов продолжили традиции своих дедушек и бабушек, которые в 50-60 годах, когда сопки "полысели" от пожаров, прожорливых бумажных заводов и сибирского шелкопряда, засаживали их благородными хвойными деревьями. Несколько тысяч кедровых саженцев растут в окрестностях Покровки.
Местные власти к идее Санжарова отнеслись без энтузиазма, поддержки, по словам кедровода, он не чувствовал.
Он уехал, но красивая идея не погибла. Один из добровольных помощников Санжарова Дмитрий Чернуха хочет продолжить его дело, тем более, что и задел — небольшая плантация в 20 тысяч кедрят – осталась на острове и требует человеческого внимания и заботы. Саженцам еще нет трех лет, так что пересаживать их нельзя.
Разводит Дмитрий саженцы и на своем участке в Анивском районе. Местные власти теперь относятся к проекту гораздо внимательнее и готовы выделить под питомник участок земли, тем более, что вопрос о необходимости такого питомника для областного центра назрел и недавно предметно обсуждался на городской бизнес-конференции ЮСАБИКО. Зеленые зоны, скверы, цветники сегодня неотъемлемая часть развития городского пространства.
В "кедровом" проекте отражены не только экологическая и экономическая составляющие. Во многих населенных пунктах островного региона существуют хорошие традиции высаживать деревья в память о школьном выпускном вечере, свадьбе, рождении первенца. Туристическим компаниям нужен событийный туризм, и они готовы организовать экологические десанты для гостей из страны Восходящего солнца.
Первый такой десант высадился на Сахалине в октябре, когда волонтеры, студенты и преподаватели Сахалинского и японского университетов заложили в городском парке Южно-Сахалинска целую кедровую аллею, высадив за три дня тысячу саженцев. Акцию приурочили к завершающемуся Году Японии в России. Со временем хвойная аллея станет таким же украшением парка, как уже вошедшая в силу аллея сакуры.
В социологическом исследовании патриотизма, проведенном заместителем полномочного представителя Президента РФ в ДФО Григорием Курановым и социологом Александром Нодой, говорится, что "патриотизм, как понятие, практически не существует без понятия духовность. Эти два понятия то смешиваются в восприятии, то расходятся, но всегда присутствуют рядом и почти всегда реализуются только в паре. Причем духовность в данном случае — не только и не столько с религиозной точки зрения, а патриотизм — не только с военно-прикладной".
То есть патриотизм – это не само чувство гордости, а насущная потребность человека гордиться — своей страной, парками, музеями, рисунком, который нарисовал ребенок, своим регионом. И делать все, чтобы твоя малая Родина становилась лучше с каждым днем.
Подготовлено Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)