Здоровье одной из косаток, которые содержатся в неволе в бухте Средняя Приморского края, вызывает опасения экспертов, сообщает ИА PrimaMedia. Специалисты-биологи обнародовали первые результаты своей работы, которая проводилась в так называемой "китовой тюрьме" 18-19 января. Почти у всех мормлеков наблюдаются повреждения, у одной особи слезает лоскутами кожа, а в вольерах — лед.
Напомним, в конце прошлой неделе в центре адаптации морских млекопитающих в бухте Средняя под Находкой прошла проверка, организованная Приморским управлением Пограничной службы ФСБ России. К участию в ней были привлечены ведущие российские эксперты по биологии, экологии, ветеринарии и содержанию в неволе китообразных.
Так, специалисты-биологи осмотрели косаток и белух, вольеры, в которых они содержатся и собрали значительный объем данных: образцы кожи всех 11 косаток для генетического исследования, образцы выдохов животных и мазки с поверхности кожи поврежденных участков тела для выявления болезнетворных микроорганизмов, пробы воды в вольерах, образцы вокализаций (звуков, издаваемых животными) и большой объем фото— и видеоматериалов для последующего тщательного анализа.
На момент проверки бухта Средняя в целом была замерзшей, однако весь центр адаптации вместе с прилегающей к нему акваторией был полностью покрыт плотным льдом толщиной в несколько сантиметров. Это является большой проблемой для всех вольеров (как открытых, с белухами, так и закрытых, с косатками), на борьбу со льдом работники "центра" тратят огромные усилия. Работники учреждения вынуждены использовать тепловые пушки и компрессоры, разгоняющие воду и вручную ежедневно убирать лед из вольеров. Белухи привычные к жизни в условиях льда, однако они абсолютно не приспособлены к его постоянной обколке и расчистке людьми в непосредственной близости от себя. Эта работа создает беспокойство и является потенциальным источником сильного стресса для животных, о чем может свидетельствовать их поведение. Так, во время проверки в одном из небольших вольеров с белухами одновременно 12 человек ломами долбили лед и перекидывали его куски через ограждение. Стоит отметить, что животные, содержащиеся в этом вольере, проводили под водой намного больше времени и двигались заметно менее активно, чем их соседи.
Как отмечают специалисты, в отличие от белух, которые в процессе эволюции приспособились к холоду и даже не имеют спинного плавника (через него китообразные теряют тепло, он чувствителен к охлаждению, т.к. не имеет жировой прослойки), косатки далеко не такие морозостойкие животные. В естественных условиях косатки северо-западной части Тихого океана до сих пор не наблюдались во льдах, однако в вольерах центра адаптации они вынуждены непосредственно с ним контактировать, что, скорее всего, и отразилось на состоянии их здоровья.
Самки Зина и Гайка и самец Тихон имеют заметные, необычные для косаток изменения кожи спинного плавника и спины (более светлые участки с неровными границами). Такие же изменения тех же участков тела, но большие по размеру и сильнее выраженные, частично с отслоением кожи, имеют самки Зоя и самая младшая из всех Александра, а также самец Леха. Особенно в этом отношении выделяется самец по имени Кирилл – у него измененные участки поверхности тела занимают частично плавник и верхнюю часть спины за плавником, при этом кожа с них слезает крупными лоскутами.
По информации руководителя "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын, изменения кожи, конечно, могут быть связаны с линькой – естественной сменой наружных слоев кожи, но в форме отслоения целых кусков это наблюдается у гренландских китов и кашалотов, а у косаток такие процессы в природе встречаются редко. В данном случае это может быть следствием термотравм — переохлаждений и обморожений. По его словам, это вполне вероятно, учитывая, что в закрытых "косаточьих" вольерах ночью сильно охлаждается температура и накапливается шуга – мелкий лед, несмотря на все усилия работников "центра адаптации" по предотвращению оледенения. Некоторые косатки имеют и другие, по виду округлые повреждения кожи, что может быть следствием грибковых заболеваний. Взятые у животных пробы (соскобы) позволят более точно определить, имеются ли у них заболевания кожи и какие.
У косатки Лехи между грудными плавниками и на других участках поверхности нижней части тела отмечены трещины и царапины кожи, которые могли быть получены при перегрузке животного. Возможно такие повреждения есть и у других косаток, но точно установить это крайне трудно, поскольку осмотреть область живота у всех крайне сложно.
Специалисты, имеющие данные предыдущих проверок "китовой тюрьмы", отмечают, что ранее кожа животных почти не имела заметных повреждений. Сейчас же состояние кожных покровов как минимум 6 из 11 косаток изменилось.
Общее физическое состояние большинства косаток по визуальным признакам можно назвать в целом удовлетворительным, но состояние Кирилла вызывает у экспертов большую тревогу. Он совсем неактивен, выглядит больным и подолгу "висит", выставив на поверхность часть спины и соприкасаясь с ледяной шугой, что может вызывать переохлаждение. Низкая температура на фоне гиподинамии может считаться наиболее вероятной причиной повреждения кожных покровов, которые у Кирилла проявляются больше всего. У него особое затяжное, так называемое "щадящее" дыхание, которое может быть признаком воспаления легких или других заболеваний внутренних органов. Рядом с его спинным плавником видны изменения кожи, похожие на следы от инъекций, что может свидетельствовать о лечебных процедурах. Прояснить состояние здоровья всех животных помогут взятые у них пробы выдохов и кожи, на исследование которых требуется время.
Косатки разделены на три группы по 3,4 и 4 животных, общаются друг с другом и, судя по всему, с животными из соседних вольеров тоже. Все животные принимают пищу, их кормят сельдью и горбушей, что является приемлемым кормом в условиях содержания в неволе, однако ненормальным для всех этих косаток, поскольку они с очень большой вероятностью относятся к плотоядной популяции, и в природных условиях питаются другими морскими млекопитающими (тюленями, морскими котиками и даже китами).
Визуальный осмотр и подсчет белух показал, что их количество со времени прошлой проверки не изменилось, их по-прежнему 87 особей. Однако у них появились изменения внешнего вида, хотя и не столь ярко выраженные, как у косаток. Так, у многих из них в районе задней части головы, шеи и дыхала появилось множество странных темных точек, чего обычно не наблюдается у белух, содержащихся в условиях неволи в дельфинариях. У одной белухи замечены признаки похудения – в области шеи появилось выраженное снижение жирового слоя, не характерное для здорового, нормально питающегося животного. Но в целом, по предварительным данным, общее состояние белух оценивается как более благоприятное, чем косаток. Все они принимают пищу – также сельдь и горбушу. Среди белух присутствовали животные возрастом от менее года до 3-4 лет. Количество особей, родившихся в 2018 году, так называемых "сеголетков" на момент отлова, будет уточнено после тщательного анализа фото и видеоматериалов.
Как большой недостаток, создающий угрозу животным, специалисты отметили полное отсутствие в центре адаптации санитарно-гигиенических средств и мероприятий, направленных на недопущение попадания патогенных микроорганизмов в вольеры к животным, в частности дезбарьеров и дезковриков, пропитанных обеззараживающей жидкостью, на въезде и входе в учреждение, а также на входах в каждый вольер.
Также к местам содержания разных животных нет раздельного входа, проход ко всем вольерам возможен только через первый вольер с косатками, где содержатся Кирилл, Александра и Витас. Ежедневно мимо них проходит множество работников центра, перетаскивающих различное оборудование, инструменты для уборки льда и тяжелые тачки с рыбой, что является фактором беспокойства и, потенциально, стресса для этих косаток.
Детальные, обоснованные заключения специалисты дадут позднее, когда обработают всю полученную информацию и проведут исследования собранных проб.