Приморье оказалось организационно беззащитным перед китайским ящуром

В КНР слабо борются с данным вирусом, а на госгранице ветконтроль переложили на таможню
Карантин. Фото: ИА PrimaMedia

Бушевавший в соседнем Китае вирус ящура ожидаемо перекинулся на Приморье, и сейчас зараза захватывает один муниципалитет за другим, а подразделения РХБЗ Пятой армии округа готовятся помочь утилизировать в крае более 70 тысяч голов пораженных вирусом свиней. Китайское происхождение эпизоотии, перекинувшейся уже и на соседний Хабаровск, подтвердили приморские власти. По сути, регион оказался законодательно беззащитным перед заразой: с КНР нет соглашений по мерам, которые соседняя страна должна применять в случае заражения на приграничных территориях, а на российских пунктах пропуска в Приморском крае профильные ведомства не проводят санитарный контроль. Тому виной — упрощенный режим, предусмотренный законом о свободном порте Владивосток. Крайними при этом пытаются сделать именно владельцев пунктов пропуска. На этом фоне некоторые чиновники активно критикуют практику существования "частных" пунктов и выступают за их "национализацию". В ситуации разбиралось ИА PrimaMedia.

Самым пострадавшим от ящура муниципалитетом стал Спасский район. На двух предприятиях – "Мерси Трейд" и "Приморский бекон" — в январе заразилось более 71 тысячи свиней. Часть животных уже изъята, часть только готовят к утилизации.

"Справляться с ситуацией нам помогают МЧС и войска Пятой армии. Мы достаточно оперативно обратились к ним по Спасскому району, потому что объем сжигания поголовья просто громадный. Это может вызвать негативную реакцию жителей. Минобороны пошло навстречу и теперь там работают те службы, которые могут сделать все быстро и не вызывая возмущения у местного населения", — сообщил на заседании краевого парламента вице-губернатор Александр Костенко.

В регионе на сегодняшний день зарегистрировано пять очагов заболевания свиней ящуром. 9 января заразилось 486 животных на предприятии "Русагро" в Михайловском районе. 16 января подтверждена болезнь у 22 тысяч голов у "Мерси Трейд" и 49 тысяч голов у "Приморского бекона" в Спасском районе. 25 ноября заболели девять свиней на предприятии в Новоникольске (Уссурийский городской округ). С 26 по 28 января было зарегистрировано еще 4 случая ящура на частных подворьях и 2 – по линии ГУФСИН, также в Спасском районе. В четверг, 31 января, ящур поразил поголовье в селах Заречное и Синельниково-1 Октябрьского района. Введен карантин, поголовье будет уничтожено. В Покровском сельском поселении, в состав которого входят эти села, введен режим ЧС.

Краевые власти подтвердили, что в регионе бушует китайский штамм вируса. В этой связи готовятся решения, в том числе по оборудованию дополнительных средств на погранпереходах. "Мы обязаны усилить меры на госгранице", — сказал Костенко. Параллельно в регионе идет вакцинация в опасных зонах.

На днях глава Россельхознадзора Сергей Данкверт докладывал президенту РФ Владимиру Путину о том, что в России усовершенствована система биологической защиты, в этом страна опережает многие другие государства. В качестве примера он привел как раз КНР.

"Мы в Китае были, – наши китайские коллеги столкнулись с африканской чумой. Они просто не знают, что делать сейчас", — приводятся слова Данкверта в стенограмме на сайте Кремля.

Ситуацию в КНР он назвал неконтролируемой, поскольку нет механизмов регулирования.

"И, к сожалению, отсутствует механизм регулирования. Когда мы китайским коллегам объяснили, что у нас компартмент, регионализация, даже электронный сертификат, дальше вы перемещать не можете, – они тоже этого пока не могут сделать", — пояснил глава Россельхознадзора.

В то же время, российские приграничные территории, несмотря на наличие такого опасного в вопросах биологической безопасности соседа, не защищены никакими двусторонними соглашениями с КНР в этой части. В итоге транспортный поток, который идет в Приморье из Китая, для региона оказывается не таким уж безопасным. Но с китайской стороны при этом контроль не ведется. Более того, если ранее прибывшие на территорию Приморья из КНР транспортные средства могли следовать по конкретным маршрутам, то с 1 января 2019 года эти ограничения сняты.

Вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, отвечая на вопрос ИА PrimaMedia о потребности в двухсторонних соглашениях с КНР в части биобезопасности, отметил, что достаточно мер контроля со стороны принимающей стороны, то есть России.

"В основном это проводится на территории той страны, которая принимает. Мы должны принять все меры. У нас на погранпереходах должны быть дезинфекционные пункты. Машины, которые не прошли дезинфекцию, просто не должны попадать на территорию, то есть, это обязательно: нет дезинфекции – нет прохода. Проверьте вероятность попадания без дезинфекции в тех странах, где есть барьер. Не попадёте. Та же самая история должна быть и здесь. Если это нарушается, люди должны нести ответственность, в полном объеме", — прокомментировал Юрий Трутнев.

Однако специалисты не считают столь уж эффективной только дезинфекцию транспортных средств на границе в случае с таким вирусом, как ящур. Вирус переносится воздушно-капельным путем, кроме того, его переносчиком может быть человек.

"Ящур передается воздушно-капельным путем, переносится ветром на 60–100 километров, по сути, распространяется мгновенно. Сейчас зима, угрожаемый период, к тому же нет снега, и потому очень пыльно. Вирус могут переносить также дикие кабаны, люди — возбудитель до 40 суток живет на одежде", — рассказал "Конкуренту" директор ООО "Агрофонд-П" Сергей Дудник.

То есть, если брать в расчет версию о китайском происхождении вируса, то привезти в ее в Приморье из Поднебесной мог любой гражданин, который пересек границу.

По мнению главного ветврача Приморья Дмитрия Кузина, серьезные меры безопасности должны в первую очередь предприниматься владельцами животноводческих комплексов, тем более, если на предприятии содержится такое большое стадо – в некоторых случаях до 50 тысяч голов.

"Целесообразно не применять вакцинацию, а ужесточать биобезопасность таких крупных предприятий, которые занимаются массовым разведением. Это самое главное, что они должны сделать. Если эти меры оказываются недостаточными или срабатывает человеческий фактор, то приводит к таким результатам. По идее эти предприятия должны были быть как остров. В том случае, даже если бы все полыхало вокруг, они должны были бы выстоять. У нас же получается наоборот, к сожалению", — сказал Кузин.

В связи с появлением информации о возможной угрозе, по словам Юрия Трутнева, перед владельцами пунктов пропуска была поставлена задача обязательно обеспечить проведение дезинфекционных мер. В Приморье часть пограничных пунктов находятся в собственности государства – "Росгранстрой", другие еще после развала СССР, когда открылась граница, были возведены бизнесом.

Контроль над биологической безопасностью лежит на государственных ведомствах. Госорганы, по закону, несут ответственность за недостаточность принятых мер в случае возникновения эпидемии и ущерба хозяйствам своим бюджетным рублем через компенсацию ущерба. По предварительным подсчетам, речь идет о 600 млн рублей.

Однако на деле нет государственных служб, которые бы обеспечивали проведение дезинфекционных мер на погранпереходах. Этим занимаются частные предприятия. Как рассказал ИА PrimaMedia источник, близкий к управлению Россельхознадзора, в Приморье вопрос с дезинфекцией буксует уже много лет. Дело в том, что частная структура бесплатно и самостоятельно проводить дезинфекцию не будет. Это и логично, любая услуга стоит денег, тем более та, которая находится в зоне ответственности государства.. В итоге не на всех пунктах пропуска удавалось достичь понимания, с кем компаниям заключать договор, и кто им будет оплачивать услугу.

"Здания пунктов пропуска принадлежат либо ФГУПу, либо частным компаниям. Процесс досмотра осуществляет таможня. Все буксовало из-за несогласованности. Где-то вопросы решались, проблемы были на двух пунктах. В 2015-2016 годах управление Россельхознадзора направляло письма и в администрацию Приморья, и в полпредство, что необходимо решить вопрос по проведению дезинфекции. Управление пыталось воздействовать, ставило условия, что если не будет проводиться дезинфекции транспорта, то структура Россельхознадзора на таких пунктах пропуска отказывается работать. А без их санкции животноводческая продукция пройти в регион не может, остается в Китае или на границе. Но позицию Россельхознадзора быстро поправили. После 2016 года этот вопрос никто не поднимал. Так что здесь нужна политическая воля", — говорит собеседник.

Сложность фитосанитарного и ветнадзора на границе в Приморье заключается еще и в том, что на сегодняшний день службы Россельхознадзора не осуществляют контроль на самих пунктах пропуска в Приморье. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" карантинный санитарный контроль на пунктах пропуска свободного порта Владивосток осуществляется должностными лицами Федеральной таможенной службы России. Со своей стороны, специалисты Россельхознадзора осматривают грузы только на складах временного хранения.

Вместе с тем Юрий Трутнев пообещал, что, если подтвердится информация, что некоторые пункты пропуска не были обеспечены дезинфекционными мероприятиями, то ответственность понесут именно владельцы таких погранпереходов.

"Им мало не покажется. Вот на них родных весь ущерб и возложим", — сказал он на встрече с журналистами во Владивостоке.

Интересно, что попутно полпред поставил вопрос о возврате к теме передачи частных пунктов пропуска государству. Заявление достаточно неожиданное на фоне политики, которую проводит государство по привлечению частных инвестиций на условиях государственно-частного партнерства. Минтранс во исполнение поручений премьера Дмитрия Медведева и Государственной пограничной комиссии прорабатывает систему ГЧП и концессий для привлечения частных инвестиций в развитие пунктов пропуска и расширения возможности привлечения инвестиций в сферу обустройства пунктов пропуска ‎в условиях сокращения федерального финансирования...

Постскриптум

Говоря о "национализации" пунктов пропуска, про которую Юрий Трутнев сказал приморским СМИ, к месту напомнить историю двух печально известных пунктов пропуска, которыми занималось государство в лице "Росграницы" и ФГУПа "Росгранстрой". Это проекты строительства типовых пунктов "Краскино" и "Пограничный" в Сосновой пади. Решение о возведении двух пунктов пропуска с государственной формой управления к саммиту АТЭС во Владивостоке было принято еще в 2008 году. Их должны были запустить в 2012 году.

"Росгранстрой" организовывал весь процесс. Затраты федерального бюджета в АПП Пограничный составили 1 млрд 477 млн рублей вместе с оплатой проектных работ. Его пропускная способность должна была достичь 4 тысяч человек и 1,3 тысячи автомобилей в сутки. На АПП Краскино из госбюджета выделили 985 млн рублей. Планировалось, что этот ПП сможет ежесуточно пропускать 250 автомобилей. Средства были выделены. Конкурс провели, проекты подготовили, средства начали осваивать…

В сентябре 2013 года следственный департамент МВД РФ возбудил уголовное дело о махинациях при обустройстве госграницы. Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и ФСБ обнаружили хищения при реконструкции железнодорожного пункта пропуска "Адлер" в Краснодарском крае и автомобильного пункта пропуска "Пограничный" в Приморье.

В России задержали и арестовали бывшего замглавы Росграницы Бориса Хайтовича, экс-замруководителя "Росгранстроя" Сергея Козленкова и нескольких их подчиненных и предпринимателей, участвовавших в выполнении госконтрактов. Фигуранты обвинялись по статье 210 (участие в преступном сообществе) и 159 Уголовного кодекса (мошенничество в особо крупном размере).

Главе Росграницы Дмитрию Безделову удалось бежать за границу. Его задержали в октябре 2014 года, когда он пытался заселиться в четырехзвездочный отель Palladium Palace в центре Рима. Через год Италия выдала Безделова России. В 2017 году суд приговорил Дмитрия Безделова к 9 годам лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей за мошенничество. Еще семеро сообщников Безделова получили сроки от 2 до 8 лет колонии общего режима.

Как было установлено, с сентября 2009 года по май 2013 года членами преступного сообщества были похищены и легализованы более 490 млн рублей бюджетных средств.

… Сейчас на дворе 2019 год. В Краскино объект практически построили, но в эксплуатацию так и не ввели. Оказалось, что построили на "болотистой" территории с весьма "ненадежными" грунтами.

В Сосновой пади заложили объекты, так называемые остовы. Из функциональных там только два объекта – стационарная рентген-установка для досмотра и смотровая вышка, на которую можно подняться и осмотреть, где и что должно было быть. А все остальное – каркасы и навесы.

Сейчас начинается второй этап. Вновь изыскивались средства на достройку.

По поручению Юрия Трутнева, обновленный пункт пропуска "Краскино" должны ввести в декабре 2019 года, пункт пропуска "Пограничный" – в июле 2019 года. Распорядители средств те же. И, по предварительным данным, в Пограничном вновь все буксует…

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia