Жители и гости Владивостока с огорчением констатируют очевидный факт — система безналичной оплаты проезда в городском транспорте работает неудовлетворительно, сообщает ИА PrimaMedia. Городская администрация. В свою очередь, настаивает на обратном и рапортует, что "безнал" исправно работает у 10 из 14 перевозчиков в городе. Однако найти эти загадочные валидаторы в подавляющем большинстве случаев не посчастливилось ни редакции, ни читателям.
Введенная еще осенью 2017 года система безналичной оплаты проезда в общественном транспорте подарила владивостокцам очередную светлую надежду: перейти на сторону прогресса и навсегда отказаться от неудобной мелочи в кошельках. В рамках проекта администрация Владивостока сотрудничает с компанией "Ространс" и Сбербанком. Изначально предполагалось, что система не только упростит и ускорит процесс обслуживания пассажиров, но и позволит сделать финансовую отчетность перевозчиков намного прозрачнее. Для оплаты предполагалось использовать банковские карты VISA, MasterCard, Мир с технологией PayPass и транспортные карты (билеты длительного пользования).
В реальной жизни дела обстоят иначе: "безнал" принимают лишь в единичных случаях. Весомая часть водителей совсем не осведомлена о том, что система безналичной оплаты проезда во Владивостоке существует. В тех автобусах, где валидаторы (терминалы оплаты) установлены, они или не работают из-за какой-то поломки, или отключены от питания. Некоторые перевозчики не спешат предоставить пассажирам новый вариант оплаты и специально прячут имеющийся терминал куда подальше. На просьбу достать устройство реагируют негативно. Особенно предприимчивые водители используют крепления под валидатор для своих, сугубо личных целей.
Например, для хранения грязной ветоши. Недостаточно осведомлены о безналичном расчете и сами горожане. Для многих информация о такой опции становится открытием, другие же после ряда неудачных попыток воспользоваться в автобусе картой, вновь начинают отсчитывать монетки.
— Какой безнал? Вы вообще где видели, чтобы по карточке в автобусе рассчитывались? – возмутился водитель, увидев протянутую ему банковскую карту в руках корр. ИА PrimaMedia. Получается, что о введении безналичной оплаты рулевой городской маршрутки услышал впервые.
— Два месяца не ездила на автобусе. А сегодня с прискорбием обнаружила, что из 40-х и 60-х пропала оплата по безналу, — сетует горожанка Юлия Пушкина на своей странице в Facebook.
Администрация Владивостока смотрит на ситуацию позитивнее и настойчиво находит в общественном транспорте систему безналичной оплаты проезда.
— В настоящее время терминалы установлены в маршрутах — 28к, 33, 68, 78, 9, 62, 90, 60,81,59,97, 4, 98, 74 ,3, 24 ,30, 2 ,41 ,19, 40, 86,15. На всех транспортных средствах ОАО "Электрический транспорт" — фуникулер, трамваи и троллейбусы. Устанавливаются терминалы и готовятся к выходу на маршруты: 17л, 17т, 92, 20 ,21, 38, 57 , 16ц, 16 6,16 к, 16 д, 17, 18 , 37 ,43, 7т, 51, 13 к, 26, 54, 72, 35, 44 ,50, 85, 85 ц, 6, 54а, 13,55, 7, 10, 45 ,46. Фактически из 14 перевозчиков 10 уже работают в системе.
Не подключились к системе еще следующие маршруты — 31, 76, 34, 64, 48, 8,82, 28, 39, 39 д, 49, 23, 23 л, 99. Работа с перевозчиками по подключению к системе безналичной оплаты проезда в настоящее время ведется, — информируют официальные комментарии администрации Владивостока.
Своя правда у транспортных предприятий, которым навязываются, по их мнению, невыгодные условия сотрудничества с администрацией. В этом, вероятно, и кроется причина того, что они не спешат предоставлять пассажирам опцию безналичного расчета.
Согласно договору присоединения, который предлагается заключить перевозчикам с муниципальным учреждением, именно на их плечи возлагается установка, обслуживание, ремонт, оплата сервисных услуг и материальная ответственность в случае порчи или кражи терминалов. Однако собственником самих валидаторов будут являться вовсе не перевозчики и, соответственно, последние не получат никакого дохода от их использования.
За юридической помощью перевозчики обратились к специалистам, предоставив договор, который им предлагается подписать для реализации системы безналичной оплаты проезда.
— Ряд пунктов ставит перевозчика в заведомо невыгодное положение и не соответствует интересу стороны договора, что свидетельствует о наличии признаков кабальной сделки, которая является недействительной, — резюмировала адвокат Юлия Рябота в правовом заключении по проекту договора.
Вместо отлаживания системы и доведения ее до эффективного, работающего состояния, в мэрии Владивостока решили запустить еще одну: единую транспортную карту. С 1 февраля она действует на фуникулере, а также в трамваях и троллейбусах.
— Пока картой пользуется не так уж много людей, но желающие есть. Приобрести ее можно прямо у нас всего за 100 рублей. Из положительных моментов пассажиры отмечают тот факт, что транспортной картой им пользоваться спокойнее и безопаснее. Ее не так страшно потерять, да и данные свои светить не приходится, а банковская карта именная. В июне обещали запустить социальные транспортные карты: для пенсионеров и студентов, — поделилась с корр. агентства кондуктор фуникулера.
— МКУ "АДЦ" совместно с ОАО "Электрический транспорт" начинает реализацию "Единой Транспортной карты города Владивостока". Транспортная карта — это билет, в том числе длительного пользования с возможностью производить оплату на любых транспортных средствах работающих на муниципальных маршрутах Владивостока и присоединившихся к Транспортной Системе безналичной оплаты проезда. Пополнение карты осуществляется в режиме реального времени, т.е. здесь и сейчас. Таким образом, используя такой сервис, как мобильное приложение, пассажир может пополнить транспортную карту непосредственно в автобусе, — рассказали в администрации Владивостока.
До начала поисков того самого автобуса, где эту карту примут, ее необходимо приобрести. Сделать это пока можно в пяти точках: по адресу ул. Юмашева, 2а, Центральная диспетчерская трамвая (с 07-00 до 21-00), кнечная остановка троллейбуса, ост. "Автовокзал" (с 07-00 до 19-00), фуникулер, верхняя станция, (с 09-00 до 17-00), контрольный пункт диспетчерской на ост. "Семеновской" (с 07-00 до 20-00), диспетчерский центр на ул. Жигура, 2-б (с 08-00 до 17-00).
Пополнить транспортную карту можно через любой платежный сервис Сбербанка: мобильное приложение "Сбербанк Онлайн", платежные терминалы, банкоматы, Сбербанк Онлайн и офисы Банка с помощью номера ТК. Комиссия за пополнение при этом не взимается.
Двух систем, связанных с безналичной оплатой проезда в транспорте, Владивостоку мало. Вероятно, так посчитали власти, и решили максимально усложнить задачу. Параллельно с отечественной системой безналичной оплаты и единой транспортной картой в городе внедряется корейский проект "безнала" в общественном транспорте, не совсем удачно уже протестированный во Владивостоке 4 года назад.
— В настоящее время параллельно с отечественной системой безналичной оплаты проезда корейской стороной ведётся внедрение системы на муниципальных автобусах МПВ "ВПОПАТ №1" с одновременным исправлением всех выявленных ранее недостатков. В рамках развития двухсторонних отношений между Россией и Южной Кореей администрацией Владивостока и инвестиционной компанией "Gideon Systech Со., Ltd" (Гидеон Систэк Ко., Лтд) был подписан договор о внедрении системы безналичной оплаты проезда в городском общественном транспорте и запущен пилотный проект. Вместе с тем, по итогам пилотного проекта был выявлен ряд недостатков, требующий дальнейшей доработки системы, — рассказали в мэрии Владивостока.
Напомним, систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте во Владивостоке пытаются ввести не в первый раз.
В марте 2012 года карту безналичной оплаты проезда "Мой дельфин" начали массово вводить в приморской столице. Количество реализованных карт на конец 2012 года превысило 27 тысяч штук. Преимуществом систему "Мой дельфин" должна была стать сниженная на 10% по сравнению с наличным расчетом цена на проезд в автобусах. Однако уже в следующем, 2013 году система начала терять свою экономическую привлекательность. О скидке забыли. В декабре 2016 года банк "Приморье" прекратил обслуживание в автобусах Владивостока оборудования безналичной системы оплаты "Мой дельфин".
В 2015 году была предпринята очередная попытка избавить владивостокцев от килограммов мелочи на проезд. По решению главы города Игоря Пушкарева началось внедрение системы электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Разработкой системы занялась южнокорейская сторона: электронно-транспортная компания "Гидеон Систэк". Ее партнером по внедрению этого проекта во Владивостоке выступило муниципальное предприятие ВПОПАТ-1.
В автобусах предполагалось установить не просто терминалы оплаты, а кэш-боксы, в задачах которых не только проводить денежные операции, но и мониторить пассажиропоток и контролировать оплату каждым конкретным пассажиром. В первую очередь кэш-боксы должны были начать принимать к оплате специально разработанные для них транспортные карты и наличные, а уже позднее – банковские карты и мобильные телефоны. Однако, что-то пошло не так. Кэш-боксы были установлены в 15 автобусах, однако система вызывала больше вопросов, чем ответов. Ни установщики, ни, тем более, водители толком не понимали, как управляться с загадочными кэш-боксами. В итоге проект был назван "пилотным".