Популярность штучной, заказной ручной работы, прикладного искусства, сувениров и интерьерных игрушек с недавних пор стала внятным трендом, своеобразным "противовесом" скорости и прагматизму современной жизни. Однако почему-то пока этот тренд распространен преимущественно в европейской части России, а чем восточнее – тем слава прикладных художников скромнее.
ИА PrimaMedia решило восстановить справедливость и познакомить читателей с яркими мастерами игрушек, живущими во Владивостоке. Их работы разлетаются по всему миру, а репутация копится в виде благодарных отзывов и потока онлайн-заказов.
Елена Кургузова
Елена – коренная жительница Владивостока. Еще в школьные годы она прославилась умением рисовать карикатуры и добавлять содержания иллюстрациям в учебниках, из-за чего девочку даже вызывали на воспитательные беседы в учительскую – но педагоги 56-й школы сами не могли удержаться от смеха, разглядывая наброски ученицы.
Став взрослой и получив в вузе обычную "нетворческую" специальность, Елена пошла работать на нефтебазу – и там ее общественной нагрузкой было рисование плакатов и важных табличек вроде "Не влезай – убьет!"
Елена Кургузова и мишка Груня. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Созданием авторских игрушек Елена Кургузова увлеклась относительно недавно – около 5 лет назад. Новое хобби с такой силой захватило ее, что муж, видя это, сказал: бросай работу и занимайся тем, что нравится. Благодаря аккаунту на сайте "Ярмарка мастеров", появились заказчики и подписчики ее блога.
Мастерица констатирует, что в основном заказы на игрушки поступают из Европы и европейской части России, а во Владивостоке ей до сих пор не удалось даже поучаствовать в выставках прикладного искусства. При этом оригинальные работы Кургузовой охотно берут в салоне при крупной гостинице — и даже заказывают повтор особо популярных игрушек, ориентируясь на вкусы покупателей-иностранцев.
Персонажи, выходящие из-под рук мастера, — это звери, птицы и насекомые с именами и историями. Например, одна из последних работ – медведица Груня, которая не крадет мед из ульев, а принимает его в подарок от пчел. Еще одна работа, многократно повторенная на заказ, — пес Беняшка и его компаньон воробей Яшка: оба уместились на турнике-косточке. Необычная игрушка – совестливая моль Анфиса, которая переживает за ущерб, причиняемый ею антикварным книгам. Активно разлетаются по миру "птицы счастья" — как в женской, так и в мужской версиях. "Постаментом" для сувенирных игрушек, изготовленных в смешанной технике, часто служат кирпичи из местных бухт, обточенные морем и покрашенные акрилом.
— Иногда я дополняю работы стихотворениями в любительском формате, рождаются этакие рифмованные зарисовки, — рассказала Елена. – Например, однажды поступил заказ из Санкт-Петербурга: женщина хотела сделать мужу подарок и попросила изготовить бегемота, причем, непременно с голубыми глазами. Так появился бегемот Фока, а к нему сочинился стишок-история о судьбе "уроженца Дальнего Востока" и его деловой поездке. Сочинительство увлекает!
Татьяна Нельмина
"Игрушки-насмешки" Татьяны Нельминой стали популярными примерно с 2014 года, когда их автор объявила краудфандинг на фабричное изготовление одной из них, "Жоры с ушами". Еще раньше, в 2012 она запустила собственный сайт Tanka Toys. Как пишет в аннотации к работам сама Татьяна, эти маленькие произведения искусства призваны раскрыть иронию, а иногда и абсурд большой политики.
На создание "Евродивы", "Бабл-Трампа", "Жоры с ушами" дизайнера вдохновили ежедневные новости, интернет-мемы и поп-культура в целом. "Пока политики играют в "Игру престолов" и строят свой карточный домик, Tanka Toys отправляет миру еще одно послание: смеяться, а не воевать", — такова концепция проекта.
Татьяна Нельмина и голова Будды. Фото: из личного архива Татьяны Нельминой
Продажа идет через сайт, где указаны цены – от 10 долларов за "Жору с ушами" до 50 – за 20-сантиметрового "плюшевого Владимира", набитого холлофайбером.
— Все игрушки, кроме Жоры, я делаю сама, руками. Только один раз мы отшили партию Жор на фабрике в Китае. Плюшевого Путина и других мягких персонажей я сейчас шью на заказ. Фигурки из пластика и силикона отливаю в форму. Для этой цели у меня в ванной комнате организована маленькая кустарная мастерская, — рассказала Татьяна Нельмина. — Игрушки расходятся по всему миру, отправляла в Великобританию, Германию, Нидерланды, Бельгию, США, даже в Колумбию вот недавно. Покупают либо коллекционеры, которые увлекаются Россией, либо в качестве подарка кому-то, кто интересуется Россией. Как-то знакомый англичанин, собираясь в деловую поездку в Китай, взял с собой 10 пластмассовых Владимиров на подарки китайским знакомым. По его словам, те были в восторге.
Однажды Таня слепила из пластилина довольно крупную "поделку" — голову Будды. Работа стала экспонатом выставки Владивостокской Школы современного искусства (ВШСИ) в старом дворике ГУМа. В голову была вмонтирована портативная аудиосистема, а из ушей торчали наушники, в которых звучал саундтрек из мультипликационного сериала "Футурама". Образ технологичного "божества" нового века завершал символ, напоминающий эмблему Apple, — правда, яблочко было "обгрызено" с двух сторон.
Наталья Тамамян
Наталья – одна из самых опытных мастериц Владивостока, создающих игрушки: ее стаж в этой области – более 20 лет, а работы поражают филигранной техникой исполнения. Это не копии реальных животных – мастерица предпочитает не работать на заказ, а следовать исключительно за собственной фантазией. Так получаются разнообразные Мандрагоры, лисенок Люк, Миша из детства, заяц с крыльями бабочки-капустницы, котенок Химера и многие другие персонажи.
— В какой-то момент у меня кончились имена для моих зверей, — рассказывает Наталья. – И я стала называть их просто — Кошка, Волчок, Мишка. Была Лиса Наташа – я решила дать ей свое имя и сфотографировать на набережной ДВФУ. Некоторые прохожие думали, что я надрессировала настоящую лису, подходили ближе, страшно удивлялись и тоже с ней фотографировались. Потом она уехала в Питер.
Наталья Тамамян и Белая Кошка. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Первые импульсы к декоративно-прикладному творчеству Наталья осознала еще в детстве, когда вслед за собственной мамой попробовала шить мягкие игрушки из обрезков ткани и фетра. Второй заход в эту область случился, когда у самой Натальи родилась дочь – и ей захотелось разнообразить домашние хлопоты творчеством. Поначалу мастер занималась изготовлением кукол из запекаемой пластики – и ее куклы даже участвовали в прикладной выставке краевого музея Арсеньева. Но пластика оказалась неблагодарным материалом – изделия крошились, и тогда Наталья переключилась на шитье игрушек из плюша и меха.
— Интернет 12 лет назад был страшно медленный, приходилось долго ждать, пока загрузится картинка с выкройкой. А мастер-классов, как в Москве, у нас и вовсе здесь не было. Но, может, именно потому, что до всего приходилось доходить своим умом, у меня и выработался индивидуальный стиль. В нашем мире дизайн нельзя подсматривать и копировать: это не приветствуется. Я не рисую эскизы своих работ, просто как-то вижу их внутренним зрением, и сразу делаю выкройки. Несколько лет я просто шила их в свое удовольствие, первые игрушки раздаривала – у всех родственников есть игрушки моего производства, в них играли мои дочери, пока были маленькими. В 2009 году я зарегистрировалась на портале "Ярмарка мастеров", потом завела собственный интернет-магазин на другой платформе, и тогда уже мои игрушки стали продаваться, разлетаясь по всем странам. Я мечтаю завести карту мира и отмечать на ней флажочками, куда они улетели. Больше всего покупателей – из США. Много моих игрушек в Канаде, в Японии, в Корее, во Франции. Однажды я подумала – что-то в Англию я ничего не отправляла, и тут как раз возник покупатель оттуда!
По мнению Натальи, мастерам не стоит думать о конкуренции – каждая игрушка обязательно найдет своего покупателя, зачастую это коллекционеры. В свою очередь, мастера – постоянные покупатели материалов для творчества в интернет-магазинах, а мех, мохер, вискоза, крепежные детали с пересылкой обходятся недешево. Поэтому цена игрушек, выходящих из мастерской Натальи Тамамян, в среднем – 6-7 тысяч рублей. Игрушки подвижны, их головы и лапы крепятся к туловищу на шплинтах и могут вращаться. Набивка – мелкие хвойные опилки, иногда для отдельных деталей мастер использует холлофайбер. На изготовление одной игрушки требуется 2-3 недели, все операции при этом выполняются вручную.
Старшая дочь Натальи Тамамян стала дизайнером и тоже занимается изготовлением игрушек. Ее профиль – куклы блайз и Монстер Хай (Monster High). Для мамы девушка разработала логотип и визитки. Младшая дочь, которой недавно исполнилось 18, заканчивает школу, к работам мамы порой относится ревниво: новую Белую Кошку просит не продавать, а оставить дома.
Ксения Перышкина
Ксения Перышкина "просто работает волшебницей" — так формулирует сама мастерица. При этом она готова открывать секреты войлоковаляния всем желающим на мастер-классах – умножая тем самым магию творчества.
— Особенно я люблю делать уменьшенные "копии" животных, существующих в реальности, — рассказывает Ксения. — С огромным удовольствием сотворяю свои скульптуры из шерсти и глины, вкладывая в них тепло, одаряя каждого индивидуальным нравом и характером. В сравнении с ценами западных мастеров мои игрушки недорогие – 3-6 тысяч рублей. Цена определяется исходя из временных затрат. За несколько часов невозможно сделать игрушку — как минимум, понадобится несколько полноценных рабочих дней. Поэтому зачастую, увы, приходится идти даже на обесценивание собственного труда. Около 75 % моих войлочных игрушек улетают на запад и за границу. В Приморье мало остаётся, это факт. Но кроме войлока я работаю с глиной, в основном декорирую кружки, и такие работы востребованы прямо у нас во Владивостоке. Лепить, конечно, быстрее и дешевле. Заказов много, особенно к праздникам.
Ксения Перышкина и ее игрушки. Фото: из личного архива Ксении Перышкиной
Игрушки, созданные Ксенией, — это интерьерные украшения, а не предметы детской забавы. Трое детей мастерицы это понимают – и не претендуют на то, чтобы поиграть мамиными работами. В своем блоге "многомама" признается, что поделила с детьми территорию квартиры – они взяли на себя уборку жилого пространства, а балкон, переделанный под мастерскую, всецело в ее распоряжении – и там царит творческий беспорядок.
"Я люблю всему учиться сама. И пусть я изобрету очередной велосипед, но зато меня буквально распирать будет от гордости, что я дошла до этого путём собственных проб и ошибок. Ни к кому не приставала с расспросами, по крупицам находила нужную информацию, заморачивалась над воплощением той или иной идеи... Мне важно это. И, собственно, один из главных девизов в жизни: "Лучшая помощь — это не мешать".
Я очень люблю качественные авторские работы! Даже если они не в моём вкусе. Мне безумно нравится видеть, что они сделаны профессионалом, человеком, который знает все нюансы своего дела. А мастера, работающие в техниках, которые не подвластны моим рукам и знаниям, являются для меня буквально небожителями", — пишет Ксения.