Горькие слезы Приморья и государства Чосон
Как Приморский край стал оплотом борьбы за независимость Республики Корея
В марте 2019 года отмечается 100-летняя годовщина создания Временного правительства Республики Корея. Движение за освобождение Кореи началось 17 марта 1919 года в приморском Уссурийске: именно в тот день в Никольск-Уссурийске Всекорейский национальный совет одобрил принятую в Сеуле несколькими днями ранее Декларацию независимости Кореи. История революционного движения корейских переселенцев во Владивостоке отразилась в исследовании корреспондента PrimaMedia Korea Пак Ки Соп.
Переселенцев из Кореи в Приморье погнал голод
В конце 19-го века Китай стал местом борьбы мировых держав. Согласно Пекинскому трактату от 1860-го года, восточная часть реки Уссури была присоединена к территории Российской империи, Россия заполучила порядка 400 тысяч кв. км земель. Было непросто контролировать такой обширный регион из столицы, поэтому на Дальнем Востоке был введен запрет на пересечение государственной границы. В свою очередь, корейское государство Чосон тоже издало манифест о запрете на пересечение границы с Россией в целях предотвращения возможных конфликтов. Такие тенденции продолжались до начала 1880-х годов.
1869-й год отметился большим неурожаем для земель провинции Хамгёндо. В уезде Кёнхын-гун на границе с Россией начался страшный голод, который унес множество жизней. С приходом зимы ситуация начала усугубляться. От отчаяния голодные жители пошли на преступление – было разграблено американское торговое судно. На розыск грабителей корейские власти направили следственную группу, но за два дня до ее прибытия 96 корейских семей из города Кёнхын-ып бежали в Россию, несмотря на запрет переходить границу. Корейские беженцы миновали военные гарнизоны, затем перебрались через реку Туманган и прибыли в корейское поселение Чишинхо (село Виноградное). На тот момент в Чишинхо уже более 6 лет проживало порядка 70 корейцев. Страх смерти не останавливал корейских переселенцев, и уже спустя два месяца корейская диаспора в Приморье насчитывала около 5 тысяч человек.
Российское правительство было в растерянности. Масштабное переселение из Кореи могло стать причиной дипломатического конфликта. В связи с этим было принято решение о незамедлительной высылке корейских переселенцев. Однако 5 тысяч корейцев не желали возвращаться обратно на родину, потому как в Корее их ждала голодная смерть. Тогда правительство России приняло компромиссное решение: использовать переселенцев для освоения Сибири и Дальнего Востока.
Корейское поселение в Приморском крае в 1870-е годы. Фото: из архива музея независимости Кореи
Приморские корейцы старались адаптироваться к новой культуре. В большинстве они исповедовали протестантство. С российской стороны не было притеснений и чиновничьего произвола. Приморье с его богатой землей стало для корейцев родным домом. Российское правительство отметило трудолюбие и усердие переселенцев из Кореи и приняло в отношении них специальную реформу. Стоит отметить, что численность корейского населения в Приморье преобладала вплоть до окончания строительства Транссибирской магистрали. Согласно результатам переписи населения от 1902 года, на территории России проживало порядка 32 тысяч корейцев. В 1910 году цифра увеличилась почти в два раза, составив 60 тысяч человек. Большая часть корейского населения проживала именно в Приморском крае.
Темные времена для корейской диаспоры
Политика в отношении корейцев резко изменилась спустя три года после окончания Русско-японской войны. Япония, осознав потенциал корейского населения в Приморском крае, начала оказывать давление на Россию. Вскоре в отношении корейцев в Приморье был принят закон, согласно которому началось массовое изъятие земель и увольнение корейских рабочих. Так начались темные времена для корейских переселенцев, продолжавшиеся в течение восьми долгих лет, вплоть до Октябрьской революции 1917-го года.
29 августа 1910 года — одна из самых мрачных страниц в корейской истории. В этот день вступил в силу договор о присоединении Кореи к Японии. Такое развитие событий заставило корейских патриотов уехать за границу, чтобы бороться за независимость своей родины. В Приморье оказались наиболее заметные активисты-революционеры Син Чхэ Хо, Ли Сан Соль, Ан Чжун Гын и многие другие лидеры освободительного движения будущей Республики Корея. Их деятельность вдохновляла местных корейцев. Большое внимание уделялось подрастающему поколению, повсеместно открывались школы. Спустя пять лет Приморский край стал оплотом борьбы за независимость Республики Корея.
Большую роль в организации национально-освободительного движения в Приморье сыграл Чхве Чжэ Хён, впоследствии он был посмертно награжден орденом за заслуги в создании государства Республики Корея. Сразу после подписания договора о присоединении Кореи к Японии корейская интеллигенция откликнулась на призыв Чхве Чжэ Хёна и начала прибывать в Приморский край. Сам корейский патриот переехал в Приморье еще в 1907 году и со временем заработал в России высокий статус и определенное состояние, работая в сфере военной промышленности. Чхве Чжэ Хён стал первым корейцем, получившим образование в России. Дважды он лично встречался с императором Николаем II, был назначен народным представителем поселка Краскино. Чхве Чжэ Хён прикладывал все усилия для развития корейской общины. На его средства во владивостокской слободе Шинханчхон были построены 32 школы. Это был уважаемый человек в Приморье, почти в каждом доме корейской общины висел его портрет.
В 1908 году, задолго до подписания договора о присоединении Кореи к Японии, Чхве Чжэ Хён основал и возглавил крупнейшую в Корее организацию "Тонъыйхве" в рамках движения за независимость. При организации был создан вооруженный отряд "тэхан ыйгун", в котором заместитель Чхве Чжэ Хёна Ли Бом Юн получил должность главнокомандующего. Его соратниками стали Ан Чжун Гын и генерал партизанского отряда Хон Бом До. Отряд сражался с японскими войсками на границе между Россией и Кореей. Японская империя пыталась устранить Чхве Чжэ Хёна, однако его положение в российском обществе не позволяло сделать это.
Кровопролитие и казнь
В феврале 1909 года в березовом лесу под Лагерной сопкой на окраине Владивостока произошла встреча Ан Чжун Гына, главы движения за независимость Кореи, и одиннадцати борцов корейского национально-освободительного движения, получивших от него тайный приказ. Цель встречи заключалась в обсуждении плана ликвидации крупного японского чиновника, председателя Тайного совета Ито Хиробуми. Участники встречи поклялись отстоять свободу своей родины. В подтверждение своих намерений каждый из собравшихся отрезал безымянный палец и кровью написал на бязевой ткани "Да здравствует Корея!".
26 ноября 1909 года, ровно 8 месяцев спустя, Ан Чжун Гын наконец встретился с Ито Хиробуми. Японский чиновник прибыл в Харбин с рабочим визитом. На вокзале его встречал почетный караул. Во время обхода караула Ан Чжун Гын метким выстрелом из восьмизарядного браунинга убил Ито Хиробуми. Оружие было куплено и передано Чхве Чжэ Хёном. Ан Чжун Гын был арестован на месте. Гибель Ито Хиробуми вызвала мировой резонанс, действия корейских борцов за независимость получили высокую оценку со стороны российского революционного правительства и китайских антияпонских организаций.
Через 6 месяцев Ан Чжун Гын, подтвердивший в суде свою должность и принадлежность к национально-освободительной организации "Тонъыйхве", был казнен. Позднее среди его вещей было обнаружено письмо матери Чо Марии, посланное ею после заключения сына под стражу. Вот несколько строк из письма: "Помни, твоя казнь сравнима с гибелью всей корейской нации. Не проси апелляции решения суда, потому как она лишь сыграет на руку японским империалистам. Не страшись смерти и смело иди вперед. Помни, твоя смерть – это долг и проявление почтительности к своей матери". Письмо получило широкий резонанс в корейской общине Приморского края.
Ан Чжун Гын на допросе в тюрьме Лисун после убийства председателя Тайного совета Ито Хиробуми, 1909 год. Фото: из архива музея независимости Кореи
Горькие слезы апреля 1920-го
В 1914-м году началась Первая мировая война. В августе того же года был издан указ о введении военного положения во Владивостоке. Японский консул потребовал от России остановить деятельность антияпонской организации "Квонопхве" и выслать корейцев, настроенных против Японской империи. В то время Россия состояла в союзе с Англией, США и Японией, поэтому была вынуждена принять требования Японии.
30 человек, включая тайного Гаагского посланника короля Кочжона Ли Сан Соля, были незамедлительно высланы, деятельность организации "Квонопхве" и Чхве Чжэ Хёна была остановлена. Японские суда стали часто заходить во владивостокский порт. Национально-освободительное движение Республики Корея в Приморье фактически было парализовано вплоть до окончания Первой мировой войны. В связи с этим антияпонское движение ушло в подполье и лишь спустя три года вновь обрело былую силу. В 1917 году было создан Центральный исполнительный комитет российских корейцев, а уже в марте 1919 года было учреждено Временное правительство Республики Корея.
В свою очередь, Япония планировала осуществить ряд секретных карательных операций. В апреле 1920 года над национально-освободительным движением за независимость Республики Корея нависла угроза. США начали осуществлять вывод войск из Приморского края. Японское правительство также объявило о выводе войск. Взамен японцы потребовали от российского правительства не поставлять корейцам оружие. Российское революционное правительство полностью удовлетворило требования японской стороны. Япония дала обещание вывести войска 5 апреля. Российская сторона поверила Японии и отменила состояние полной боевой готовности войск, высшему командному составу был предоставлен отпуск. Однако в ночь на 5 апреля два полка японской армии неожиданно атаковали и до рассвета заняли Владивосток.
Почти две тысячи бойцов Красной армии были обезоружены. Волна хаоса накрыла владивостокскую слободу Шинханчхон и Хабаровск. Японские войска начали освобождать солдат белой армии и арестовывать красногвардейцев. Бойцы Красной армии на поезде были отправлены на полуостров Муравьева-Амурского. Ситуация во Владивостоке, Шинхачхоне и Уссурийске была катастрофической: японские интервенты арестовали и убили сотни корейских борцов национально-освободительного движения и членов их семей.
Японские интервенты во Владивостоке (1918-1921 гг.). Фото: из архива музея независимости Кореи
Чхве Чжэ Хён, опасаясь за жизнь своих близких, не стал бежать. 6 апреля его, а также руководителя организации "Квонопхве" Ким И Чжика и Ом Ин Сопа арестовали и расстреляли у подножия сопки в окрестности Уссурийска. События тех дней были описаны в газете "Красное знамя": "Расквартированные во Владивостоке японские войска под предлогом заключения соглашения о выводе армии выиграли необходимое время для нанесения неожиданной атаки. Мало кто остался в живых. На следующий день дома были разрушены, а улицы заполнены горами трупов. Японцы захватили десятки пришвартованных торговых кораблей и разграбили город".
Так в 1920 году Япония на некоторое время взяла под контроль территорию Приморского края. Антияпонские организации были расформированы, вместо них были созданы другие, лояльно относившиеся к имперской Японии. Движение за независимость Республики Корея в Приморье потеряло былую мощь.