Известный писатель и журналист из Владивостока присоединился к сетевому флешмобу #новыегероиРоссии, где обсуждается главная тема предстоящего фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+) – "Новые герои новой страны". С разрешения автора редакция ИА PrimaMedia публикует его пост.
— Попросили в связи с неумолимым приближением II фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (он же – ЛиТР) ответить на вопросы о "новых героях новой России".
Почему-то в последнее время нередко говорят о том, что такого нового героя наша современная литература никак не может родить.
Это не так.
Есть герой и у Захара Прилепина, и у Андрея Рубанова, и у Сергея Шаргунова, и у Романа Сенчина, и у Михаила Тарковского… Тут можно еще много имен назвать. Эти герои, конечно, – разные, каждый по-своему отражает время и т. д.
Проблема в другом: сегодня едва ли может появиться общий, "всесоюзный" герой. Чтобы вся страна хотела быть похожей на Павку Корчагина. Или не похожей, не знаю, на Печорина. Или чтобы все спорили о моральном облике каких-нибудь новых братьев Карамазовых.
Талантов не стало меньше, но сегодня нет и, похоже, уже не может быть всеобщей книги, прочитанной всеми (не всеми, конечно, — но некоторым критически важным числом людей). Сегодня нет даже музыки, которую слушали бы все. Нет больше кино, которое смотрели бы все и потом изъяснялись цитатами из него (какое было последним, претендовавшим на подобный статус, — "Особенности…" Рогожкина, "Брат" Балабанова?). Невозможен более феномен ни Высоцкого, ни Пугачевой, ни даже "Кино" или "Наутилуса" (помню, как в 90-х у каждого подъезда лабали на расстроенных гитарах "Пачку сигарет" и "Прогулки по воде"). Хорошо это, плохо – вопрос другой, в данном случае я просто констатирую. Причины этого – самые разные, от политических и социальных до чисто технологических.
Общество сегментировано, культура – тоже, перегородки между сегментами невидимые, но пуленепробиваемые. Тот факт, что песня сегодня физически может звучать даже из утюга, к сожалению, не доносит хорошую песню до всех, а, напротив, создает информационный шум, в котором теряется всё. Свобода выбора диалектически переходит в невозможность выбора, размывает иерархии, ведет к исчезновению общих культурных кодов. Переизбыток информации оказался ничем не лучше ее дефицита. Как бы даже не хуже – ведь дефицит хотя бы провоцировал спрос, пресыщение же ведет к апатии. Когда-то казалось, что вся проблема в цензуре. Теперь проблемой стала не доступность информации, а сложность ориентирования в ее беспредельности. IT-революция не улучшила нашу информированность – лишь завалила тоннами бесполезных данных. Человек современный не может "развидеть" — не читать, не потреблять. Он вынужден разгребать сыплющийся отовсюду информационный мусор.
Читатели разошлись каждый по своей резервации, чтение книг (и их написание) фактически приравнено к некоему необязательному хобби – один ныряет, другой видеоролики выкладывает, третий бороду в барбершопе подравнивает, четвертый вот – с книжками… Литература не живет без читателя. Но если тираж в 2, 3 или даже 5 тысяч — на всю страну – считается нормальным, то о чем вообще можно говорить?
Коммуникационная система "писатель-читатель" серьезным образом нарушена, что выражается в состоянии литературной критики и литературных изданий, в нехватке книжных магазинов, особенно в провинции, и т. д. Читатель зачастую просто не может узнать о том, какие книги выходят, и думает, что современной хорошей литературы у нас нет. А она – есть. Как есть, безусловно, в этой литературе и новые герои нашего времени, о которых мы спорим.
Об авторе: Авченко Василий Олегович. Родился 14 июля 1980 года в городе Черемхово Иркутской области. Работал во владивостокских газетах "Ежедневные Новости", "Дальневосточный учёный", "Владивосток" и др. С 2009 года — в региональном выпуске "Новой газеты". Печатался в журналах "Знамя", "Москва", "Двина", "Нижний Новгород", Тихоокеанском альманахе "Рубеж", альманахе "Енисей". Автор известных книг — "Правый руль", "Глобус Владивостока", "Кристалл в прозрачной оправе", "Фадеев" (в серии ЖЗЛ), "Владивосток-3000. Киноповесть о Тихоокеанской республике" (совместно с Ильей Лагутенко). Достижения: лонг-лист премии "Большая книга", шорт-лист "Национальный бестселлер" (2009 год), шорт-лист "премии НОС" (2010 год), шорт-лист премии "Национальный бестселлер" (2015 год); в 2016 году книга "Кристалл в прозрачной оправе" вошла в лонг-лист премии "Большая книга", лонг-лист литературной "премии НОС", шорт-лист Бунинской премии.
Справка: фестиваль "Литература Тихоокеанской России" пройдет 16-18 мая в историческом центре Владивостока. Любой желающий может бесплатно принять участие в фестивале, достаточно зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия. Фестиваль "Литература Тихоокеанской России" создан по инициативе медиахолдинга PrimaMedia (Владивосток) и интеллектуального клуба "КультБригада" (Москва). Генеральный партнер — Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). "Крылья" фестиваля — авиакомпания "Россия". Сайт фестиваля — litrfest.ru, новости фестиваля также доступны в Facebook и Instagram @litrfest.
Подробнее: https://primamedia.ru/news/803528/?from=37
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
#новыегероиРоссии: Ищем их везде. Но только не в дебрях постмодернизма
Михаил Визель: Настает время формирования новой матрицы смыслов