"Людям вообще без разницы, кто за что отвечает. Вы власть? Держите!"

Заместитель председателя Законодательного собрания Приморья Сергей Кузьменко - о двориках, дорогах и социальных расходах
Сергей Кузьменко. Заседание комитета ЗС ПК по региональной политике. Фото: Александр Маслянко. Пресс-служба ЗС ПК

Депутат по избирательному округу №7, в который входят Пограничный, Октябрьский, Ханкайский и Хорольский районы, заместитель председателя Законодательного собрания Приморского края Сергей Кузьменко часто не стесняется в весьма жестких оценках происходящего. И не снимает с себя ответственности, как представителя власти. Поэтому и может откровенно отвечать на вопросы во время встреч со своими избирателями. Благо поездок по территории округа у него много. Интервью же с ним мы провели в стенах приморского парламента, в перерывах между заседаниями комитетов, которые он стремится посещать почти все.

— Сергей Алексеевич, позвольте начать интервью с вопросов благоустройства. Тем более что мы активно их обсуждали в прошлом году. Для начала про дворики, благо уже отчеты о сдаваемых объектах.

— В этом году в край пораньше пришли федеральные деньги, плюс реализуется региональная программа "1000 дворов", поэтому во многих муниципалитетах, что касается благоустройства дворовых территорий, работы уже за экватор перевалили с точки зрения освоения этих средств.

Федеральные — это программа "Формирование комфортной среды", сейчас она в нацпроекте. В этом году край получил денежных средств почти на 100 млн больше по сравнению с прошлым годом. 631 млн – общее финансирование этой программы. Плюс 1,2 млрд – краевая программа "1000 дворов".

Общая сумма на благоустройство дворов почти в 4 раза больше, чем в прошлом году.

— В федеральной программе участвуют все муниципалитеты, которые входят в ваш округ?

— Да, все. В разрезе поселений только не полный охват. Есть поселения, которые просто не попадают под критерии федеральной программы, прежде всего, по численности населения.

Хотя есть примеры, когда, как говорится, нет инициативы со стороны граждан, чтобы как-то раскачать администрацию. Либо для администрации это хлопотно, потому что федеральная программа достаточно жесткая, там четкий регламент, необходимо было подготовить достаточно много чисто нормативных местных документов, наличие которых расценивается как обязательное условие. Ну и плюс, конечно же, это и ответственность, это деньги. Их надо освоить, сроки, время.

Но, в целом, в разрезе четырех районов можно констатировать, что подавляющее большинство поселений, вот именно которые попадают под критерии, участвуют в этой программе.

1 / 2

— По сравнению с прошлым годом исполнение данной программы на местах бодрее идет?

— Если говорить про конкурсные процедуры, то бодрее. Конкурсы частью уже разыграны, частью заканчиваются разыгрывать, т.е. есть еще достаточно серьезный временной люфт для того, чтобы без горячки, спешки спокойно подрядчику работы сделать, наверное, с качеством желаемым, ну и, плюс, своим администрациям проконтролировать эту всю работу.

— Можете назвать некоторые объекты из адресной части этой программы?

— К примеру, в Октябрьском районе в прошлом году в рамках этой программы было благоустройство сквера в центре самой Покровки. В этом году решено благоустроить площадь села Галенки, которое входит в Покровское поселение. Поселение составило смету, смета выходит несколько за рамки средств, поэтому они добавляют собственные средства, это не возбраняется, там порядка 800 тысяч рублей плюсом нужно.

В Камень-Рыболове — парк, Липовцы имеют определённые преференции как монопоселок, они в обязательном условии получают деньги в рамках этой программы. Пограничный участвует. У них сумма поменьше, потому что населения в Пограничном поселении поменьше. Они поэтапно свои общественные места благоустраивают

— Теперь "1000 дворов"...

— "1000 дворов" — это сугубо наша региональная история, она возникла в дни избирательной кампании, это, может быть, отчасти наложило на программу свою особенности. Но 1000 дворов – это серьезная цифра. Получается в среднем 1 млн 200 тысяч на дворовую территорию. По территории края более-менее равномерно с учетом численности населения программа "распределилась".

В Хороле работы уже близятся к завершению в рамках этой программы, в Октябрьском районе.

— Хватает ли "производственных" мощностей для реализации сразу двух программ?

— Пока информации, что есть какие-то сложности с подрядчиками, не поступало. Районы знали заранее, по сути дела в самом начале года, сколько денег к ним придёт, исходя из общего перечня муниципальных образований Приморского края. Они могли уже зимой стартовать с точки зрения процедур, составления смет, каких-то вопросов организационного характера. Поэтому в целом пока всё идет в рабочем порядке.

— Давайте тогда от оптимистичных дворов перейдем к проблемным дорогам. Что тут можно сказать хорошего?

— Вроде бы и есть, что сказать хорошего, но, к сожалению, на деле получается шаг вперед, два назад...

Не знаю, что здесь первично, дефицит денежных средств или администрирование процесса?

Денег никогда достаточно не бывает, но ведь идет неосвоение по итогам, если смотреть предыдущие годы.

Администрирование же процесса часто в стиле бессмертных слов Райкина: "Я за пуговицы отвечаю".

Возьмем "злопамятные" 7 километров от Уссурийска в сторону госграницы. Ну, слава богу, контракт состоялся, слава богу, вы видите, работа идет. И реально видно, что там есть движение, и я так думаю, что они все-таки исполнят свои контрактные обязательства с точки зрения окончания работ в декабре 2019 года.

Но они те же инертные материалы возят с двух карьеров в Октябрьском районе. Если вам интересно, можете проехать по маршруту Галенки-Поречье, Галенки-Покровка – дорог там уже нет. Делая 7 км, мы сломали 37 км. Вообще сломали. В Поречье еще хуже, если в сторону Поречья ехать. Денег на ремонтно-восстановительные работы никто не предусмотрел. У "Примавтодора", в чьем ведении находится содержание этих дорог, деньги только на содержание, они совершенно иные. За эти деньги вот эти "пучины" не ликвидируешь. И в бюджете сегодня у "Примавтодора" ни на текущие, ни на, тем более, капитальные работы не заложено ни копейки. Вот никто точно не предусмотрел.

— У меня тогда вопрос, почему нельзя в контракты закладывать условия о том, чтобы…

— … А это вот как раз, возвращаясь к тому, с чего я начал. Администрирование процесса, понимание, что дороги, по которым повезутся инертные материалы, они не предназначены для ежечасного проезда самосвалов с груженой массой под 50 и более тонн. Потому что они везут одной скалы 30-40 тонн плюс масса тягача. Они сами сейчас проехать не могут, ломают свою технику и вынуждены грейдером "править" дорогу, но понимают, что грейдер ситуацию не спасает...

Перемещаемся в Хорольский район. Участок Хороль-Ярославка – 2,6 км. Да, разыграли контракт: "1,5 км сделаем, а километр – нет". Ну, вот вы мне скажите: "зачем? почему?". 2,6 — это не 26 км. Вот сейчас сделаем 1,5 км, а километр оставляем... Делаем 1,5 км, набиваем колейность на трассе, ну уже доделайте все 2,6, переверните страницу. Почему так?

Перемещаемся в Ханку. Мост через Мельгуновку. Ну, сделай подъездные пути, они же как были в щебенке, так и остались. Уже под десяток аварий, в том числе и со смертельными исходами. Да, люди видят, мост построен, мост теперь не аварийный. Теперь не надо выходить из автобуса и переходить через реку Мельгуновку пешком, потому что знак запрещает перевозить пассажиров. Ну, вот съезд и подъезд к мосту до сих пор не доделан.

Поэтому с одной стороны вроде делают дороги, но как-то всё ….

— Надо поднимать эти вопросы на комитетах, заседаниях Законодательного собрания…

— Да я-то понятно, вопросы эти поднимаю. Когда у нас случилась беда, начиная с мая по Пореченской трассе и раньше в Октябрьском районе. И глава района в процессе, мы с ним общались, он звонил руководителю "Примавтодора", разговаривал с вице-губернатором. Я письма направлял в администрацию края.

Это же не просто так "трасса Галенки – Покровка", это трасса, соединяющая весь район. Галенки, Поречье, Липовцы... Трасса, по которой больных везут в ЦРБ, это не шутки, когда ночью скорая не сможет по каким-то причинам проехать по трассе краевого значения, потому что там где-то в 20-ти километрах "весело шумит стройка", за которую мы бились и говорили: "ну когда же вы закончите дорогу?".

Мы же понимаем, что жизнь не замыкается границами населенного пункта. Уже отменяли пассажирские сообщения Покровка-Липовцы, ну потому что автоперевозчик не готов гробить свои автобусы.

1 / 3

— Такая ситуация в целом по краю или только вашему округу так "повезло"?

— Мои коллеги, насколько я знаю, тоже не особо хвалят дороги на своих округах. Я сейчас не буду называть какие-то конкретные примеры, но особых слов радости не слышу.

Просто надо сразу все стороны работ продумывать, кто и за что отвечает и на какие деньги. Сегодня за те деньги, которые "Примавтодор" получает на содержание дорог, они никогда ничего там не сделают, какими бы они там золотыми не были. Ну, траву, разметку, какой-то ямочный ремонт, но здесь не ямочный ремонт, это уже капитальный ремонт достаточно значительного участка дороги, вот о чем идет речь. Поэтому, как-то так с дорогами.

— Может депутатам еще более активно обращать внимание на проблему с дорогами?

— Ну, можно и еще более активно. Вот недавно был бюджетный комитет, слушали отчет за20 18-й год. Мы все, конечно, понимаем, "иных уж нет и те далече", и кому предъявить претензии? Но по департаменту дорожного хозяйства не освоили более 3 млрд рублей. Просто не освоили. При условии такого состояния дорог, мостов, разных причин… Но уже нет там тех руководителей департамента, кому можно предъявить претензии. С новенького спросить за грехи предшественника? Как-то неудобно получится.

Сейчас опять мы эту страницу переворачиваем и ждем итогов 2019-го года.

Что касается инструментария депутатского... Так мы и проводили обсуждения в рамках комитета по экономике, профильного комитета, и на фракции проводили, заслушивали и департаменты, и "Примавтодор". Потребовали провести после "осиновских событий" ревизию всех мостов в крае. Ну да, мы сейчас констатируем, что у нас без малого 70% мостов находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

Вон в Комиссарово, в Ханкайском районе, мост через реку Кабанка – сейчас он уже все, закрыт. Сегодня, чтобы поехать в Камень-Рыболов, в село Комиссарово надо ехать через территорию Пограничного района, через Жариково, ну вот она ситуация.

Поэтому, конечно, такие вещи просто людей держат в отрицательном тонусе по отношению к власти. Тут, чтобы ты не делал, если ты делаешь 1,5 км, но не делаешь 1 км, то не жди добра, не жди, что люди тебя похвалят за какой-то благоустроенный двор. Людям вообще без разницы, кто за что отвечает. Вы власть? Держите! Ну, когда тем более вы ведете себя, мягко сказано, необычно.

Я понимаю, повторюсь, мы с этого и начинали, что денег мало, но при том же условии их не осваиваем, с другой стороны мы их администрируем таким "чудесным" образом. От людей благодарности за такую работу не получим. Случай Хороль-Ярославка – он для меня просто такой, ну это кич такой, просто по-другому не назовешь. При том уровне неосвоения денежных средств, который был до самого последнего момента, закладывать работы именно в таком объеме?!… Это ну просто какое-то вредительство.

Я уже говорил ранее и сейчас повторю: не задача депутатов подменять чиновников в работе на местах.

— "Эх, дороги…"… Перейдем к социальной сфере. Образование, учебный год закончился. По образованию вроде позитивные моменты с ремонтом школ, питанию школьников.

— Безусловно, есть такие вещи позитивные. И они в целом по краю позитивные. Мы приняли в конце прошлого года и в начале текущего целый ряд законов, которые в отрасль направили достаточно серьезные средства. Начнем с самого главного — это изменение системы оплаты труда педагогов в целом в крае.

— Они почувствовали?

— Конечно, почувствовали. И сегодня средняя зарплата по отрасли в крае она составляет, если мы говорим об образовании, где-то в пределах 43 тысяч рублей. Правда сейчас идет пора, когда департамент заключает соглашение на расходование субвенций на 2019-й год, я вижу там некоторые вещи, которые мне не очень понятны и, будем так говорить, непонятны представителям отрасли на местах.

Соглашение предполагает, что зарплата по отрасли будет где-то 39, в некоторых районах 40. За счет чего? Предлагается, что должны активно привлекать молодых специалистов, уменьшать коэффициент совместительства, который в крае достаточно высокий. У нас в разных муниципалитетах он разный, но где-то средний, наверное, 1,5.

Но это такая история, рабочая, ее надо мониторить. Мы уже обозначили, что депутаты в курсе этой ситуации, что мы хотели бы, чтобы департамент нам как-то прояснил. Чтобы средняя нагрузка на педагога была где-то 21 час, ну ни одним нормативным документом это не устанавливается, а соглашение не является нормативным документом. Я считаю, если учитель высшей категории дает хорошие, качественные знания, а его ограничивают 21-м часом и не часом более…, я не очень понимаю.

Я понимаю, откуда вся эта проблема, это все-таки финансово-расходные мероприятия, прежде всего, бюджета края. И есть желание этот бюджет рачительно тратить с одной стороны, параллельно выполняя те задачи, которые очевидны. Это омоложение педагогического персонала, какие-то другие вещи. Но это не происходит за счет воли и характера руководителя департамента, это вещи такие, наверное, по времени достаточно расписаны должны быть. Хорольскому району, к примеру, в 2019-м году надо принять на работу 18 молодых специалистов. Я же понимаю, что эта задача невыполнимая.

— Почему именно в один год?

— В разрезе муниципальных районов посчитали, для Хороля — 18, для Октябрьского района – 10 или 12, точно не скажу сейчас. Но, если поднять статистику, сколько молодых специалистов в прошлом году, в позапрошлом и т.д., то мы понимаем, что эти цифры взяты ... механическим вычислением.

Деньги в отрасль пришли. У нас принят закон по поддержке молодых специалистов, с точки зрения и доплаты, и компенсации съема жилья, и еще там целый ряд. Понятно, есть желание, чтоб эти законы работали, чтобы в отрасль приходили молодые кадры. Но быстро это не сделаешь. У нас и в медицине схожая кадровая ситуация.

Вот сейчас принято решение о строительстве арендного жилья, это все такие вещи из одной области – желания решить проблему. Но механически, за счет приказа, эти вопросы не решаются. Надо не наломать дров в этой части, не обидеть тех же учителей, тех, которые сегодня получают доплаты.

Плюс, есть смысл разбираться, что считается средней зарплатой по региону? Как выяснилось, здесь есть определённая путаница в понятиях и разные подходы.

— И как считают?

— Примстат называет одну цифру, но при формировании бюджетной политики немножко иная цифра закладывается, как средняя. И она отличная в меньшую сторону. Я когда готовился, анализировал эти соглашения, почему мы на 2019-й год закладываем 39, когда средняя зарплата у нас в пределах 43, то мы как раз эту зарплату имеем сегодня в отрасли. Выяснилось, что немного не так все обстоит, с этим мы еще будем разбираться.

С этим очень многие вещи связаны, средняя зарплата в отрасли у педагогов, у врачей, у дошкольных, все привязано к средней зарплате по региону. И от того, как мы считаем среднюю зарплату, какую цифру мы берем базовой, — это очень-очень принципиально.

— Если все же о позитиве. Зарплаты в отрасли выросли, кормить школьников стали лучше.

— Зарплаты выросли, кормить стали лучше.

— А учебные материалы?

— Мы увеличили суммы и на техническую оснащённость школ. Понятно, что необходимо также делать обновление компьютерной техники, интернет. Мы это тоже обсуждали буквально недавно в рамках двух комитетов: экономического и социального. Сейчас же цифровые технологии, все это актуально и в рамках нацпроекта.

Выступал представитель "Ростелкома", я предполагал ранее, что и у многих коллег, и у меня такое впечатление, что "Ростелком" недорабатывает. Но когда он начал приводить цифры и динамику изменений оснащенности, прокладки оптоволокна и т.д., то как-то критиковать их, понятно есть за что, но объем критики как-то стал в ходе его доклада сужаться. Помимо линий, которые обеспечивают трафик, необходимо еще хорошее оборудование, которое способно этот трафик обработать. А если у вас модемы, сервера уже "кряхтят" и пора им уже на пенсию, то это вопрос не к "Ростелекому". Это было в рамках социального комитета, мы занесли в протокол решение комитета, чтобы провести своего рода аудит этой техники в школах, чтоб понимать, какие денежные средства необходимы.

— Это будет сделано?

— Думаю, что да. Еще про позитив. Есть такая история, когда депутаты помогают своим территориям участвовать в реализации госпрограмм на территориях муниципалитетов. До этого набор мероприятий был традиционен: тёплый контур в школах и дороги.

Сейчас целеполагание стало меняться. Вот Пограничный район попросил, чтобы я активно помог в благоустройстве парка. Потому что уже окна в школах у них все вставлены, крыши сделаны. То же самое Хороль: "мы хотим в наших селах сделать спортивные площадки, детские площадки". Считаю, что это тоже свидетельство того, что вот здесь уже что-то меняется.

Но сказать, конечно, что все у нас замечательно, ну нет, конечно. Понятно, что образование – сложная отрасль, много вводных, двуканальное финансирование, часть из краевого бюджета, часть из местного бюджета, но, в целом, я считаю, сделано достаточно много за последние годы.

Появляются новые вещи, о которых мы давно говорили. Сфера культуры, например. До последнего момента из госпрограммы выпадали такие социальные объекты, как детские школы искусств. Сегодня – а я этот вопрос поднимал достаточно давно – школы искусств вошли в подчинение, скажем так, условное подчинение, департаменту культуры с точки зрения возможности направления краевых средств и на эти объекты в том числе. А до этого они были исключительно муниципального подчинения.

— Давайте поговорим про здравоохранение. Здесь какие процессы происходят? Наверняка тоже рост заработной платы, привлечение новых специалистов?

— Ну, что касается молодых специалистов, то в этой сфере есть преференции с точки зрения подъёмных у врачей, они больше, чем у педагогов. Здесь ревности никакой нет, потому что в отрасли, скажем, особенно в сельских территориях, всё сложно.

Но тут надо понять, что не всё исключительно в руках края, с точки зрения денег, которые приходят в отрасль. У нас же через ФОМС идет значительная часть финансирования, поэтому здесь сложнее.

Депутаты постоянно и особенно трепетно следят за распределением средств ФОМС. Сегодня тоже поменялось в отрасли руководство, новый руководитель департамента, уже и с приставкой или не с приставкой вице-губернатор, новый руководитель в ФОМСе. Поэтому, может быть, помните, проговаривали историю про коэффициент повышающий по расчетам, но, к сожалению, крайний был у нас комитет бюджетный, где, в том числе, заслушивался ФОМС. Сложная история изменения этого коэффициента. Я понимаю, что для нас сейчас важная задача — это отслеживание прозрачности распределения средств между лечебными учреждениями. По крайней мере, из последнего доклада я понимаю, что у нас есть достаточно большие резервы, которые не все наши лечебные учреждения используют в полном объеме, та же диспансеризация, которая оплачивается отдельно. Процент охвата диспансеризации оставляет желать лучшего.

А в остальном понятно, что есть вещи хорошие, с таким каким-то позитивом. В конце того года, в начале этого деньги пришли приличные, целевые федеральные, и на ремонт, и на приобретение медтехники.

— Вашему округу достались?

— Да, достались. Недавно, когда отмечали День медика, был в Октябрьском районе. Главврач сказал, что вот сейчас у нас еще два аппарата УЗИ: один очень хороший, другой слишком хороший. Я говорю, в смысле слишком хороший? Отвечает, для нас он вообще просто космос. Т.е., как я понимаю, надо еще специалистов подтянуть, чтобы они в полном объеме овладели тем функционалом, который предполагает этот аппарат УЗИ.

— А если смотреть не уровень больницы, а уровень поликлиники? Там как с медтехникой?

— Это такая же история, когда предела совершенству нет. Видите, тут очень много зависит от человека, от людей, которые двигают каждый свою историю в отдельности. Вот пришел новый главврач в районе, я смотрю, он такой активный, может быть в ущерб другим лечебным учреждениям в крае, не знаю. Но у нас сейчас в поликлинике почти все узкопрофильные специалисты в наличии, а еще три года назад…

— Как он этого добился?

— Ну, вот так, добился. Ездят специалисты, кто-то с Уссурийска, где-то подтянулись местные. У нас много молодых специалистов: и гинекологов, и инфекционистов. Я не знал, что у нас есть врач-эпидемиолог, который следит за всем этим. А он у нас есть.

Сегодня они в поликлинике сделали приличный ремонт, за счет собственных средств, платных услуг, которые оказывает поликлиника. Понятно они не в состоянии расширить стены, нарастить один этаж, может быть поликлиника в нем и нуждалась, но, по крайней мере, достойная регистратура, электронная возможность регистрации, ремонт. Сейчас 70 млн заходят на ремонт стационарного отделения детской поликлиники.

— А по другим районам?

— До этого в ЦРБ в Хороле практически ремонт весь был сделан. Я говорю, предела нет. У нас есть чем заниматься в Пограничном районе. Наверняка требуются ремонтные мероприятия и в Ханкайской больнице в какой-то части, это не так критично, но тем не менее. Но в целом приходит и оборудование, приходят и какие-то деньги. Может быт в Покровке, я не знаю, близость Уссурийска, какая-то логистика позволяет проблему с кадрами решать.

Но, с другой стороны, случаются истории, которые вообще недопустимы никоим образом.

— Какого рода?

— 10 января в Пограничной районной больнице сломался дизель-генератор, обеспечивающий резервное электрическое питание. И Пограничная районная больница функционировала с этого момента без дизель-генератора, что категорически неправильно. Была уже авария, когда ЦРБ осталась без света. В это время шла операция, человек нуждался в искусственной вентиляции легких, ну только благодаря искусству и таланту врачей не случилось непоправимое.

Цена вопроса — плюс минус миллион рублей. Ну, чтобы это был достойный генератор с автоматическим включением достаточной мощности. Бюджетная комиссия прошла, но денег на эти цели не нашла. Вот сейчас решали вопрос, чтоб дизель-генераторы, которые находятся в ведении "Примтеплоэнерго" на случай ЧС, перебазировались из Михайловки в Пограничный район и разместили на территории ЦРБ с временной передачей в оперативное пользование.

— А как так получилось, что оказались без резервных мощностей?

— Ну как получилось? Пора было поломаться, старый был. Главврач сразу написал, что у него вышел из строя дизель-генератор. Ответили: жди…

— Одним из важных моментов в решении кадровых вопросов в сферах образование и медицина является жилье. Какие тут есть подвижки?

— Прежде всего — решение о строительстве арендного жилья. Мы понимаем, что это тоже — один из инструментов. Также мы понимаем, что мало проголосовать и выделить пять миллиардов на эти цели, надо еще построить.

— Пять миллиардов достаточно?

— Для начала да, но только для начала. Потом еще надо будет договориться, где, кому и сколько надо построить, в каком муниципалитете. Здесь еще работать и работать.

В этой части Олег Кожемяко, я думаю, профессионален, потому что у него есть опыт в этой области и по Сахалину.

— Если продолжить тему жилья. Дети-сироты. Помогло ли подключение к решению этой давней проблемы муниципалитетов?

— Да, были приняты изменения в законе, которые позволили муниципалитетам включаться, как субъектам по решению этого вопроса в рамках приобретения жилья. Но тут не всё быстро и просто.

Во-первых, если говорим о приобретении, то не везде есть нужные по метражу квартиры в нужном количестве.

Во-вторых, есть определенные сложности в законодательстве, которые, мне кажется, надо будет в любом случае корректировать. По закону жилье должно быть благоустроенным. Если мы говорим о сельских территориях, то понимаем, что это только районные центры и еще, может быть одно-два поселения. На разных территориях может быть разная ситуация, но в целом понятная ситуация.

Поэтому вроде дом можно купить, но будьте любезны благоустроить его. Ну как его благоустроить при отсутствии центрального водопровода и центральной канализации? Уже вопрос. Т.е. вроде жилье какое-то есть в наличии, но оно не подходит. А с другой стороны, есть примеры, когда сироты, многие из которых уже достаточно взрослые люди, с собственными семьями, говорят: "Мы бы и в доме пожили". Тут и огород, подсобное хозяйство, можно живность какую-то развести для себя, для семьи, а у нас вот эта коллизия.

Если мы говорим про новострои, то эти дома не должны быть заселены сиротами более чем на четверть. Это сразу сделало все сложнее. Второй истории, как Октябрьском районе случиться не может. Правильно? Да, правильно. Усложнило? Да, усложнило.

— Но все же, если смотреть первый опыт работы по новому механизму, когда муниципалитеты подключились, это все-таки как-то положительно сказалось?

— С точки зрения цифр по общему объёму приобретенного жилья, то да, положительно. Т. е. в разрезе муниципалитетов мы сегодня приобрели жилья больше, чем это получалось у департамента, когда он один выступал в роли покупателя. Но эта история краткосрочная, фонд такого жилья ограничен.

— Т.е. резерв такого механизма органичен?

— Да, это разовое решение, по сути.

— Дальше на чем акцент делать?

— Если мы ведем речь о строительстве арендного жилья, то часть из жилья, которое будет построено в рамках этой программы, можно отдавать сиротам. Т.е. из построенного часть жилого фонда остается как арендная, а часть выкупается в рамках другой программы по обеспечению детей сирот, деньги возвращаются опять на строительство арендного.

Но просто в крае накопилась уже такая критическая масса в проблеме жилья для детей-сирот, а часто уже и не детей вовсе в очереди, что ее решать очень сложно.

— Механизм сертификатов…

— Сертификатная история при всех, может быть, каких-то видимых и невидимых минусах, но у нее есть один непреложный плюс: у человека появляется право выбора. При нынешней системе, при нынешней ситуации мы человеку выбора не даем. Вот стоишь на учете в опеке Октябрьского района, мы тебя в Октябрьском районе обязаны обеспечить. Он, может быть, уже давно не живет в Октябрьском районе, что по факту обычно так и есть, ему квартира в Октябрьском районе и даром не нужна, но будь любезен сюда. Сертификат, конечно, дал бы возможность уже решать вопрос более гибко.

— Зададим политический вопрос. Про закон о возможности прямых выборов глав городов и районов. Законопроект как-то подвис в коридорах власти. Какая ваша позиция по этому вопросу?

— Если коротко, то я за прямые выборы. При всем том, что в разных ситуациях могут быть разные аргументы за и против. Считаю, что главы должны избираться населением. Как губернаторы и президент.

— Сейчас федеральные законы позволяют создавать муниципальные округа, по аналогии с городскими округами, чтобы весь муниципальный район со своими нынешними поселениями мог быть единым муниципальным образованием. А тут у вас какая позиция?

— Сегодня вот рассматривается вопрос о возможности преобразования в муниципальный округ Пограничный муниципальный район. В районе надо с поселениями, с главами поселений, с муниципальными комитетами проговорить эту историю, вот этот формат, который сегодня дает федеральное законодательство с точки зрения плюсов и минусов. Муниципальный округ – это совсем уже другая история, с точки зрения и управленческой в том числе. У нас по большому счету есть опыт — Уссурийский городской округ, в который входят несколько десятков сел, город, и они вполне себе управляемые территории.

Круглый стол по административно-территориальному устройству ПК

Круглый стол по административно-территориальному устройству ПК. Фото: Александр Маслянко. Пресс-служба ЗС ПК

— Но Уссурийск, скажем так, не самый бедный все-таки муниципалитет в крае…

— Бедные-не бедные — это тоже аргумент, который мы должны учитывать при обсуждении вопросов о муниципальном округе. Поселения, которые не в состоянии решить ни одного вопроса ввиду своей финансовой необеспеченности, просто ради того, чтобы существовал институт?

Когда будет одна территория, один глава и будет территориальное представительство в населенных пунктах, по образцу как были сельсоветы наши, условно говоря, в советское время. Людей надо убедить, людям надо рассказать, что они теряют, что они приобретают.

Плюс для многих это весьма болезненная история, потому что поселению, к примеру, уже 14 лет, там есть глава, который по нескольку раз избирался. Есть главы достаточно успешные. Есть разный опыт взаимоотношения поселений и района.

Поэтому всё нужно решать по ситуации. Без кампанейщины.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia