Современная БАМ протянулась почти на 4,5 тысячи километров. Фото: ИА PrimaMedia

Байкало-Амурская магистраль. Более 4 тысяч километров путей на Дальний Восток

Дорога через 7 горных хребтов, 11 крупных рек и 200 станций на пути к Приморью

В июле 2019 года Владимир Путин поздравил "бамовцев" с 45-летием начала великой советской стройки — Байкало-Амурской магистрали. Она оказалась короче самой длинной в мире всего на 500 километров. Одна из самых значимых строек Советского Союза растянулась почти на всю историю его существования. Строители БАМа поставили множество рекордов и провели вторую железнодорожную магистраль с запада страны к Приморью.

ИА PrimaMedia напоминает читателям о главных событиях в процессе строительства БАМа и невероятных достижениях отечественных инженеров и строителей.

Байкало-Амурская магистраль – железная дорога, построенная в восточной части России. Соединяясь с Транссибирской магистралью на станции Тайшет, она уходит севернее на восток до станции Советская Гавань. БАМ со всеми ответвлениями короче Транссиба всего на 500 км, причем Транссиб – самая протяженная железная дорога в мире. Сложность строительства БАМа заключалась в том, что большая часть проходит по гористой местности, регионам вечной мерзлоты и сейсмически активным районам (до 9 баллов по шкале Рихтера). Она прорезает 7 горных хребтов, пересекает 11 крупных рек, имеет 2230 больших и малых мостов, включает более 200 станций и проходит вдоль более чем 60 городов и поселков. Именно на Байкало-Амурской магистрали находится самый протяженный в России тоннель – Северомуйский. Его длина составляет 15 343 метра – это пятый по протяженности железнодорожный тоннель в мире.

БАМ соединяет такие ключевые станции как Ванино, Комсомольск-на-Амуре и Советская Гавань. Благодаря новому железнодорожному пути расстояние перевозки пассажиров и грузов с западной части страны в Приморье, Владивосток и Находку сокращается более чем на 200 км.

Идея построить железную дорогу по территориям севернее Байкала была выдвинута еще в 1888 году в Русском техническом обществе. Однако, глазомерная разведка под руководством полковника Волошинова, дала заключение: очень трудно и очень дорого. Приняли решение строить дорогу южнее озера.

В 1906 году, когда строительство Транссиба подходило к концу, прошла повторная разведка местности. Инициативу тогда проявили местные предприниматели. В их интересах было соединить многочисленные золотодобывающие и прочие прииски с центральной железной дорогой. Из-за общественно-политических волнений реализацию идея отложили до тридцатых годов 20 века.

Впервые условное название "Байкало-Амурская магистраль" использовали в 1930 году, во время разработки предложений по строительству для нового, уже советского правительства. Информация для этих предложений собиралась с 1926 года, по контурам на карте, проведенным до этого в 1924 году.

Строительство БАМ началось в еще в тридцатых годах прошлого века

Строительство БАМ началось в еще в тридцатых годах прошлого века. Фото: Архив ООО "РЖД"

Наконец, в 1932 году издан официальный указ: на Транссибе появилась станция "БАМ" и началось строительство путей. Проблемы обнаружили уже осенью, когда из 25 тысяч необходимого числа рабочих привлекли только 2,5 тысячи. Дело пошло на лад после того, как управление делами строительства взяло на себя ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление). ОГПУ являлось подразделением НКВД. Стройка закипела.

Вплоть до 41 года велось плотное строительство дороги: строить начали с двух сторон – навстречу. "Тайшет – Братск" и "Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань" должны были впоследствии соединиться. Однако участок от станции "БАМ" до Тынды был разобран в 1942 году и перенаправлен на фронт – это требовалось для обороны Сталинграда. На протяжении всей Великой Отечественной войны строительство железной дороги практически не прекращалось. Именно благодаря этому в 1945 году удалось оперативно перебрасывать припасы, вооружение и личный состав красной армии для войны с Японией.

В 1945 году сдан в эксплуатацию участок дороги Комсомольск-на – Амуре — Советская гавань, а в 1958 — участок Тайшет— Братск— Усть-Кут. С этого момента приостановили строительство. Благодаря построенной на тот момент дороге было значительно ускорено строительство Братской ГЭС и нескольких крупных промышленных объектов.

По прошествии нескольких лет, правительство СССР приняло решение о продолжении строительства БАМ. С 1967 года проводили разведку местности и экономические расчёты, а 5 апреля 1972-го стартовала стройка современной магистрали.

Всего предстояло построить порядка 4200 км путей, для чего был создан "Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ" – первый из множества. В течение 10 лет, без остановки, отряды строителей шли друг к другу навстречу с запада и востока. Только 29 сентября 1984 года они, наконец, встретились на станции Куанда, где был установлен и торжественно открыт монумент славы строителям БАМ. Спустя месяц, 27 октября, открыто официальное сквозное движение поездов.

Монумент в месте "золотого" соединения линий БАМ. Спустя 10 лет после начала основной стройки

Монумент в месте "золотого" соединения линий БАМ. Спустя 10 лет после начала основной стройки. Фото: Архив ООО "РЖД"

Несмотря на прошедшую стыковку путей, оставалась масса незавершенной работы. Так, на одном из участков требовалось создание тоннеля (впоследствии названного Северомуйским). Причина состояла в том, что наклон полотна достигал 40 градусов, что не подходило для гражданских перевозок. Северомуйский тоннель закончили только 5 декабря 2003 года — до этого момента была построена объездная дорога длиной в 61 километр. Именно завершение тоннеля считается официальной датой окончания строительства Байкало-Амурской магистрали.

Помимо того, что БАМ стал масштабной многолетней стройкой, он послужил развитием инфраструктуры на многие километры вдоль "железного маршрута". По пути строительства возводились десятки железнодорожных станций, жилые дома общей площадью 570 тысяч кв. метров, появлялись новые школы, детские сады, ясли и больницы. Во время работ были использованы самые современные технологии, а порой изобретались новые, необходимые в суровых условиях вечной мерзлоты и сейсмической нестабильности.

В девяностые годы, как и во всей стране, на железной дороге начался упадок. Люди называли БАМ "дорогой в никуда", издержкой эпохи застоя. Объемы перевозок резко упали до 8 пар поездов в сутки. Вся мощность, на которую была рассчитана современная система, напрасно простаивала. Несмотря на это, усилиями правительства страны Транссиб и БАМ продолжали эксплуатировать. Благодаря этому уже в 2000 годах возродился интерес со стороны предпринимателей, добывающих полезные ископаемые. После окончания строительства в 2003 году мощности магистрали хватало для соединения с Сахалином (в случае возведения моста) и транзита грузов из Японии.

По словам врио губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, проект моста, который соединит материковую часть и самый крупный остров России, рассматривается крайне серьезно. Новая дорожная инфраструктура острова строится именно с этим расчётом.

На сегодняшний день из-за технических особенностей и увеличения количества составов, нагрузка на Байкало-Амурскую магистраль находится на пределе. Правительство РФ сообщило о начале полной модернизации железнодорожных путей.

Современная БАМ протянулась почти на 4,5 тысячи километров

Современная БАМ протянулась почти на 4,5 тысячи километров. Фото: ИА PrimaMedia

"Я уверен, что текущее поколение железнодорожников, строителей, рабочих и инженеров справится с поставленными задачами и достойно продолжит дело первопроходцев БАМа", — сказал президент Российской Федерации Владимир Путин. Он поздравил строителей, добровольцев и жителей бамовских городов, поселков по случаю 45 годовщины с начала строительства.

Новому поколению "покорителей" БАМа предстоит не только модернизировать железнодорожную инфраструктуру, но и решить вопрос с жилым фондом. Временное жилье за 40 с лишним лет пришло в негодность.

9.07.2019

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia