Пищевой промышленности Приморья есть чем гордиться – на "съедобной" карте России край представлен целым рядом достойных, проверенных временем брендов. Флагманские предприятия приморской "пищевки" дорожат своими ключевыми сотрудниками, понимая, что судьба бренда и бизнеса по большому счету — в руках этих людей, по-настоящему преданных своей профессии. Об одном из таких специалистов – в очередном материале проекта "Человек труда".
На производстве. Фото: ИА PrimaMedia
В руках Ирины Геннадьевны Батюковой, уроженки Краснодарского края и винодела по образованию, сегодня сосредоточен контроль качества продукции сразу двух приморских заводов по производству питьевой воды — "Славда" и "Скит". Задач — не перечесть: разработка технических условий, стандартов, контроль соблюдения ГОСТов, сертификация, взаимодействие с контрольно-надзорными органами и многое другое.
Посвятив почти 20 лет работе исключительно с водой, наша собеседница способна заметить самые тонкие вкусовые ноты, которые едва ли почувствует непосвященный.
— Если в воде больше натрия – она будет сладковата, больше хлоридов – тоже чувствуется, — рассказывает Ирина Геннадьевна, с гордостью вспоминая, как даже на "слепой" дегустации отличила "Монастырскую" от "Славды". "Славда", оказывается, менее минерализована.
— Я из Краснодара, и когда после института уехала работать в другой город, долгое время не могла там привыкнуть к воде, не "краснодарской", — продолжает излюбленную (и в этом уже нет сомнений) тему собеседница.
Несмотря на "офисную и бумажную" работу, Ирина полна вдохновения и рассуждает о воде – и о людях – практически на уровне классика русской литературы.
— Я всегда говорю: человек выбирает для себя супруга (или супругу), автомобиль и воду. У каждой воды — свой природный, эксклюзивный состав. Это как человек. Вот все мы люди, но у каждого свое индивидуальное лицо, глаза, губы, рост. Точно так же и вода. Каждая скважина характеризуется своими показателями, у воды из нее определенный минеральный состав, заданный природой, — все глубже и глубже погружает нас в тему Ирина Геннадьевна.
А ведь все могло бы быть совсем по-другому: и рассказывала бы нам Ирина не о воде, а о другом напитке, и беседовать бы с ней мы (или, наверное, не мы) могли не в Приморье, а в Краснодаре или, допустим, в Харькове.
— В Краснодаре, где я родилась, понимаете, как было? Политехнический институт – там все шли в пищевую промышленность. Кто-то — в виноделие, кто-то — в "табак", кто-то — "на сахар". И виноделом я мечтала стать еще в 10 классе. В моей семье — почти все табачники и виноделы. Получали образование в Политехническом институте, технологии пищевых производств, — кратко описывает свою тогдашнюю почти полную профессиональную предопределенность собеседница.
Естественно, закончила Ирина Геннадьевна Краснодарский политехнический институт по специальности "инженер-технолог винодел". Затем по распределению работала в Харькове на Харьковском заводе шампанских вин.
А потом начались, что называется, "зигзаги судьбы". На Дальний Восток Ирину привела судьба — супруга-военного перевели во Владивосток. Перебравшись из Краснодара в столицу Приморья, Ирина несколько лет работала по специальности на винзаводе. А потом перешла на производство воды и напитков. В Slavda Group работает уже 15 лет. И профессиональный кураж — остался.
— Нельзя быть просто менеджером по качеству со стороны, — азартно убеждает нас Ирина. — Человек должен знать производство, иметь образование в сфере пищевого производства.
В лаборатории. Фото: ИА PrimaMedia
В Приморье Ирина Геннадьевна прошла путь от старшего инженера-технолога до заведующей лабораторией и дальше – до менеджера по качеству продукции всей группы компаний. Каждая мелочь здесь ей хорошо известна, и потому – всегда под контролем. По-хозяйски перебивая громогласные агрегаты, закачивающие и фильтрующие воду, Ирина рассказывает нам истории об особенностях производства – например, про нюансы специальной системы ополаскивания бутылок и пробок, которые поднимают качество продукции на более высокий уровень.
Продукция ГК "Славда". Фото: ГК "Славда"
— На заводах "Скит" и "Славда" ведется серьезная водоподготовка. Этот процесс нельзя называть "очисткой". Очистка — это вычищение вообще всего. Слово "очистка" применимо к маслам при очистке от примесей, но не для воды. Вода — пищевой продукт, — оппонирует Ирина Геннадьевна сложившемуся стереотипу о том, что бутилированная вода якобы очищена как от вредных, так и полезных элементов и, фактически, не несет организму человека ни пользы, ни вреда.
В доказательство этого Ирина Геннадьевна тут же организует нам еще одну экскурсию по всем этапам производства и на "наглядных пособиях" объясняет, что ступенчатая фильтрация и озонирование удаляют из воды лишь нежелательные элементы вроде железа и марганца, а вот полезные минеральные соли – нет.
Производство ГК "Славда". Фото: ГК "Славда"
— Воду нужно выбирать в зависимости от целей использования. Для приготовления пищи я беру нашу бутилированную воду в большой таре. Я знаю ее состав, как она производится, — после экскурсии Ирина готовит для нас чай. Излишне уточнять, из какой воды. – А просто для питья я предпочитаю столовую минеральную. Не лечебно-столовую — она не для ежедневного применения!
На вопрос о том, приходилось ли когда-нибудь жалеть о том, что жизненный путь связал ее не с краснодарским вином, а с дальневосточной водой, Ирина уверенно отвечает – нет, не приходилось.
— Я всегда очень трепетно отношусь к работе. Когда я где-то бываю – очень радуюсь, встречая "нашу воду". Приятно, что она везде есть, — улыбается Ирина, прокручивая во время разговора в руках полулитровую бутылочку "Славды". Качество которой, как мы узнали, в группе компаний контролирует очень ответственный человек.
Производство ГК "Славда". Фото: ГК "Славда"
Проект "Человек труда"создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.