Судостроительный комплекс "Звезда" в Большом Камне как магнитом собирает со всей страны специалистов отрасли – представителей рабочих специальностей и инженерно-технических работников. Удивляться этому не приходится: здесь – хорошие зарплаты, возможности профессионального и карьерного роста, новейшее оборудование, амбициозные проекты. Для работников ССК "Звезда" строится жилье, а сама суперверфь активно взаимодействует в решении кадровых вопросов с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ), которое оказывает специалистам помощь в переезде и обустройстве на новом месте работы.
А еще многие нынешние сотрудники ССК "Звезда", что называется, корабелы по призванию, причем профессиональная судьба у некоторых складывалась подчас самым прихотливым образом. Об этом – в очередном материале медиапроекта "Человек труда".
Работа инженера-технолога – совсем, как оказалось, не кабинетная. На судоверфи "Звезда" его ежедневный маршрут формируют как минимум три "точки", сочетаемые во всевозможных вариантах: рабочее место у компьютера (здесь вся документация и рабочая переписка), собственно тот или иной цех (где непосредственно ведутся работы), и тяжелый достроечный стапель (где сегодня из готовых секций собирают корпуса судов). Так что за день Нина Викторовна Дустбаева проходит как минимум несколько километров. Беседуем с ней, кстати, как раз на переходе из цеха на стапель, где уже все больше места занимают корпуса многофункционального судна-снабженца и танкера-гиганта "Афрамакс".
На достроечном стапеле. Фото: ИА PrimaMedia
— Сейчас я работаю на заказах МСС -1 и МСС-2, и немного – на "Афрамаксе", — поясняет наша собеседница. "Заказом" в кораблестроении называют проект по постройке одного судна, а МСС – как раз аббревиатура "многофункционального судна снабжения".
Родилась Нина Викторовна в Большом Камне, так что вроде бы и нет ничего удивительного в том, что житель "города корабелов" (Большой Камень и был основан в 1947 году как моногород при судоремонтном предприятии — ред.) работает на расположенной здесь же крупнейшей судоверфи Дальнего Востока. Однако, как оказалось, путь в профессию у нашей собеседницы был совсем не простым.
— Первоначально у меня – юридическое и педагогическое образование. А в 2008-м мне предложили получить еще одно высшее образование и стать инженером. Меня тогда это предложение, если честно, напугало, я же все-таки больше гуманитарий. Но — пошла учиться. Было сложно, и потом уже в практической работе постигала то, что казалось не очень понятным в теории. И я очень благодарна тем людям, которые помогали мне прийти в профессию, — рассказывает Нина Викторовна.
С новым дипломом Дустбаева отправилась овладевать профессией на Ярославский судостроительный завод, что на Волге. Почему так далеко? Захотелось как-то сменить обстановку, отвечает собеседница. Работала сперва мастером, а потом уже и технологом. Там, в Ярославле, Нина
Викторовна проводила со стапелей свое первое судно — малый десантный катер "Денис Давыдов".
Затем был Комсомольск-на-Амуре, Амурский судостроительный завод.
— Работала там технологом до 2018 года. Принимала участие в строительстве и сдаче новых судов — малого судна снабжения "Иван Сидоренко" и корвета " Совершенный". К сожалению, после этого мою должность сократили. Вернулась в Приморье, на Дальзавод — по контракту достраивать танкеры "РН Сахалин" и "РН Приморье". Контракт закончился, а тут как раз вакансию для меня на ССК "Звезда" открыли. Я здесь уже давно хотела работать. Так что вернулась в Большой Камень, — рассказывает собеседница.
Такое интенсивное погружение совсем взрослого человека в радикально другую профессию не может не вызвать удивления. Почему такой "зигзаг" судьбы, спрашиваем.
Ответила Нина Викторовна так, как ответила:
— Я уже говорила: мне надо было что-то в жизни резко менять. Выучилась, так неужели эти 5-6 лет учебы – зря потерянные? А профессия… Главное, чтобы работа была интересная. А здесь она – интересная.
И еще вот что интересно: Нина Дустбаева больше что-то в профессиональном плане менять не собирается.
— Один раз так получилось. А теперь здесь останусь работать. Даже и внука планирую, как вырастет, сюда привести. Он у меня уже на верфи побывал в 6 лет, — рассказывает собеседница.
Внуку Нина Викторовна говорит так: надо в жизни получить рабочую специальность. Мало ли что может случиться, а рабочая специальность всегда пригодится, рассуждает Нина Викторовна.
— На следующий год уже внук закончит 9 класс и, скорее всего, пойдет учиться в техникум ДВФУ (филиал федерального университета в Большом Камне, дающий среднее профессиональное образование как раз по судостроительным специальностям – ред.). Получит специальность, поработает, а потом и сам определится с дальнейшим выбором, — делится инженер-технолог семейными планами, нетерпеливо поглядывая на часы. Работа уже сильно ждет, надо понимать.
Нина Дустбаева. Фото: ИА PrimaMedia
И уже прощаясь, все же пытаемся узнать — почему все-таки инженер-технолог, почему судостроение?
— Здесь создается что-то новое. Судно — оно растет на моих глазах, от закладки до сдачи. И его провожаешь в самостоятельное плавание, как ребенка.
Лучше Нины Викторовны, наверное, об этом и не скажешь.
Проект "Человек труда"создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.