Встреча с главой компании "Модерн Хаус" Алексеем Кададовым прошла в видеостудии ИА PrimaMedia после профессионального праздника – Дня строителя. В связи с этим одной из главных тем беседы стала значимость строительных профессий в современном мире и особенности развития строительной сферы в Приморье. Гость агентства не только возглавляет строительную компанию, но и входит в краевой общественный экспертный совет при департаменте градостроительства.
— Алексей Владимирович, начнем со Дня строителя. Вы празднуете его?
— Да, мы праздновали День строителя в компании. Решили отметить активно. Было два варианта – либо какая-нибудь интеллектуальная игра, либо боулинг. На игру мы не попали, у нас, к сожалению, всё занято, это пользуется популярностью. И вот мы отметили День строителя в боулинге.
— Для вас важен этот праздник, как для строителя?
— День строителя всегда был важен. Ну, во-первых, он летом, это воскресенье в августе, то есть, люди обычно активно отдыхают где-то на природе в этот день. Но я бы, может, праздновал и предложил праздновать его как-то чуть ближе к людям. Сейчас проводятся очень интересные соревнования плотников, кровельщиков — это было бы очень зрелищно, привлекало бы не только строителей, но и популяризировало профессию. Тем более, мы сейчас получили некий вакуум в плане кадров. То есть, только сейчас профессия строителя набирает свой престиж после 90-х. Многие молодые ребята приходят к нам, впечатлившись какими-нибудь ютуб-каналами, которые очень красиво показывают стройку. У участников очень дорогостоящий инструмент, униформа, все это выглядит зрелищно. Такие соревнования проводятся и в России, и во всем мире. Есть плотники – так называемые фреймеры – американские, канадские, имеющие сотни тысяч подписчиков, потому что очень красиво подают свою работу на видео. И у нас есть даже такие сотрудники, которые пришли к нам из совсем другой сферы, даже бывшие белые воротнички, которые захотели держать молоток в руках и иметь такую красивую форму.
— По-вашему, День строителя подходит для таких соревнований?
— Я думаю, однозначно! Это могут быть соревнования плотников, строителей каркасных домов, кровельщиков. Возможно, народные гуляния с привлечением, может быть, туристов, это было бы интересно.
— Можно ли говорить о том, что в Приморье есть подъем в строительстве за последние несколько лет?
— Я занимаюсь индивидуальными жилыми домами, и могу сказать только про этот сегмент. Я бы не сказал, что есть рост. Сейчас приходят новые технологии, удешевляющие строительство, и мы стараемся удержаться. Вот открыли производство домокомплектов, будем продавать их, чтобы люди удаленно могли что-то дачное собрать сами.
— Конкуренция влияет?
— Ну и конкуренция растет. У нас на рынке сейчас присутствуют и иностранные компании по малоэтажному строительству, и мы, то есть, отечественные компании, конкурируем между собой. Много сибирских компаний, западных здесь присутствует.
— При этом во Владивостоке много недостроев. Люди часто считают так: начали строить — денег не хватило и поэтому забросили…
— Вы наверное, имеете в виду многоэтажки. Думаю, что каждая ситуация индивидуальна. Бывает, что построенный дом не могут ввести в эксплуатацию из-за технических нарушений, либо есть какие-то судебные споры. Финансовый вопрос — это вопрос инструмента, банки могут дать кредит, если есть бизнес-план.
— Какие территории края сейчас наиболее перспективны в плане жилой застройки?
— Скажу по индивидуальным жилым домам. Активно застраивается Надеждинский район, сейчас стал активно застраиваться Емар. Конечно, по моему мнению, был бы очень перспективен остров Русский, многие желали бы там иметь участок земли, начать стройку, но, к сожалению, пока большинство земли там принадлежит военным. Механизм передачи земель под застройку вроде бы обещают запустить, и если бы это произошло, это было дало второе дыхание Владивостоку, потому что остров Русский соизмерим размером с Владивостоком. Он близко, там есть инфраструктура, то есть, в плане заселения это перспективное место, тем более его можно было бы застраивать с учетом уже новых каких-то видений. Люди сейчас путешествуют, видят, как живут за рубежом, как можно жить, и конечно то, что мы сейчас имеем, это совсем не то, что могло бы быть.
— Ваша компания строит по технологиям будущего?
— Мы используем традиционные технологии, но улучшенные. То есть, каждая технология улучшается. К новым технологиям мы относимся немножко осторожно, но пробуем их в каких-то небольших пилотных проектах. Потому что бывает, что рождается какая-то технология, проходит 6-8 лет — и про нее забывают, а люди понастроили кучу домов и как-то им приходится жить с этим. По-настоящему все традиционно.
— Вы входите в общественный совет по обеспечению жильем при краевой администрации. Расскажите о его деятельности.
— До определенного момента был общественный экспертный совет по обеспечению качественным жильем при губернаторе края, спустя 2 года его полномочия истекли, и сейчас вместо него создали новый совет при градостроительном департаменте. В него входят ведущие строители, я в него вхожу как эксперт по деревянному домостроению. Совет только начал свою работу, только готовятся задачи для него. Это некая площадка, где власть может задавать вопросы строителям, спрашивать их экспертное мнение, а строители могут быть ближе к краевым властям. Предыдущий совет в течение двух лет занимался вопросами оценки и улучшения капремонта зданий, и было еще другое направление: мы пытались удешевить деревянное домостроение с помощью функционирования закона Приморского края о выделении леса. Мало кто знает, что каждый житель Приморского края имеет право на получение 100 кубометров на строительство индивидуального жилого дома, а также раз в несколько лет на получение нескольких десятков кубометров для ремонта этого дома. Но на практике этот закон фактически не действует. Вот сейчас он потихоньку начинает набирать обороты, его "привязали" к закону о дальневосточном гектаре, чтобы популяризировать эту программу.
— Участвуете ли вы в каких-то социальных программах?
— Мы регулярно чистим одно озеро на субботнике каждый год. Я не знаю, является ли это социальной программой или нет. Это мы делаем от себя. Недавно мы отреставрировали памятник морским пехотинцам на Снеговой пади вместе с другим предпринимателем Ларисой Омельянчук. Это тоже была частная инициатива.
— Бываете ли вы на специализированных строительных международных выставках?
— Если честно, я только готовлюсь к такой выставке. Мы в этом году активно производим домокомплекты из дерева и хотим выходить на внешний рынок, на азиатские рынки, не только на Дальний Восток. Мои партнеры участвовали в таких выставках в Китае, на Филиппинах и довольно-таки успешно, то есть, были продажи и был интерес. Думаю, администрация края может оказать нам информационную и агитационную поддержку в этом деле.
— Вы отдаете предпочтение малоэтажному строительству?
— Весь мир "уходит" в средний этаж. То есть, максимум три, четыре, пять этажей. Потому что когда вы построите многоэтажку, вам нужны целые футбольные поля под парковку, и их не будет хватать. Посмотрите Снеговую Падь: вроде бы широкие улицы, а, тем не менее, машин столько, что они стоят даже на газонах. И в то же время посмотрите на новый район Патрокл, где 4-5-этажные дома: там всем хватает места, никто не стоит на газонах, и все выглядит красиво, эстетично.
Индивидуальный жилой дом мало кто рассматривает как единственное жилье, скорее как второе жилье. Потому что у нас отсутствует культура загородного проживания, мало кто готов жить обособленно за городом без инфраструктуры. Понятное дело, что сейчас технологии позволяют подвести электричество, воду, но не хватает социума. Это либо должны быть коттеджные поселки, либо таунхаусы небольшие – 4-5-этажные, где есть социум.
В Финляндии делают следующим образом: строят за городом школу. Только это школа не совсем в нашем привычном понимании: там есть масса секций, каких-то мастер-классов, эта школа работает до позднего вечера и является точкой притяжения. Там есть и кафе, и фитнес-клуб, и для детей, и для взрослых. И вокруг этой школы начинается жилая застройка, люди уже имеют какую-то альтернативу – вечером не лететь в город из-за города, чтобы провести время, а сходить вот в такой ближайший фитнес-клуб и кафе.
Хотя сейчас индивидуальный жилой дом гораздо дешевле, чем квартира, но, тем не менее, люди не готовы отказаться от квартиры городской и переехать в загородный дом именно в силу того, что нет такой социальной инфраструктуры. Наши люди не привыкли жить за городом и работать в городе. У меня самого есть дом за городом, я знаю, насколько это сложно — 30-40 минут ехать в город утром и обратно вечером. Был бы у нас развит общественный транспорт, тогда можно было бы пользоваться общественным транспортом, почему бы нет.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "След в истории". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.