Российский День программиста 13 сентября отмечает юбилей – ровно 10 лет назад этот профессиональный праздник занял свое место в календаре. О том, почему программисты выбрали такую дату, а также об особой культуре профессионального сообщества в интервью ИА PrimaMedia рассказал Евгений Шалаев — молодой специалист, занимающийся поддержкой сайтов.
— Евгений, расскажи, что за праздник такой хитрый – День программиста? Почему он установлен именно в эту дату?
— День программиста принято отмечать в первую пятницу сентября. Это по календарю 256-й день в году. 256 — это 2 в восьмой степени, то есть это такое хитрое число, которое имеет значимость для IT-индустрии, а для обычного пользователя это просто день, в который принято отмечать праздник. Идея праздновать была выдвинута в 2009 году.
— Кто так придумал?
— Придумали в web-студии, сейчас уже не вспомню фамилии, два человека (сотрудники веб-студии "Параллельные технологии" Валентин Балт и Михаил Червяков – прим.ред) подали заявление на имя президента, тогда им был Дмитрий Медведев. То есть, это наш, российский праздник, мы его отмечаем с 2009 года.
— Какие еще цифры для программистов сакральные, кроме 256?
— Ноль и единица. Это числа, из которых состоит двоичная система счисления — та система, с которой напрямую работает компьютер. То есть, 0 и 1 попросту означают понятия, когда сигнал есть, и когда сигнала нет. Это то, с чем работает процессор компьютера, его так называемый мозг. Чтобы было проще, люди придумали: когда сигнал есть — это 1, когда сигнала нет – это 0. Отсюда идут уже все остальные условности: если 1 – это хорошо, если 0 — то это обратное по значению что-то происходит.
— У меня складывается ощущение, что программисты живут в таком поляризованном, черно-белом мире, без полутонов, это так?
— Мир действительно немного иной. Поскольку мышление меняется каждый раз, когда притрагиваешься к новой технологии. Как говорят более опытные программисты, если язык программирования не изменяет твое мышление, то это плохой язык программирования. Так можно сказать про большую часть технологий, которые используются в IT. Если твоя работа напрямую связана с тем, чтобы, например, программировать микроконтроллеры, ты мыслишь понятиями сигналов — есть они или нет.
— А ты что программируешь?
— Я full stack, я работаю на два фронта, причем буквально: это "front end" — передняя сторона сайта, так сказать, и "back end" — задняя сторона. В настоящий момент я занимаюсь поддержкой сайта большого информационного агентства, поэтому занимаюсь и той частью, которую видит пользователь, когда заходит на этот сайт. Это можно сравнивать с тем, что мы видим лицо человека — оно, например, может быть выразительное, красивое, в макияже, но мы не видим его мысли, эмоции, переживания. Применительно к сайту лицо – это front end, а все, образно говоря, мысли, "переживания" сайта – это back end.
— Как вообще люди могут ориентироваться в гигантском нагромождении кодов? Это же не просто слова, это какие-то бесконечные цепочки непонятных символов…
— Поначалу было трудно. Четыре года в университете сделали свое дело в итоге, но вначале действительно сложно. На самом деле программировать можно и на русском языке, например, если мы говорим об 1С. Если очень хочется, то можно вместо английских слов использовать русские, но, я вам скажу, код от этого понятнее не становится, потому что текст всегда нагроможден стеной. Обычные слова, которые мы используем в повседневной жизни, могут использоваться как команды, которые человек подает дрессированной собаке: например, когда она должна выполнить какое-то действие, мы говорим – сидеть. Точно так же, только более многословно мы общаемся и с компьютером. Только мы ему даем больше команд, чтобы он выполнял больше действий.
Есть любопытные языки программирования: например, язык программирования "Petooh", где все команды — это кукареканье. Это эзотерический язык программирования. Существует отдельное подмножество языков, суть которых сводится к тому, чтобы программировать наиболее изощренным способом. "Petooh" — один из них. Есть еще и другие языки — к примеру, где команды производятся с помощью текстов песен. Иногда это действительно похоже на нагромождение шифра, а иногда это просто обычные человеческие слова.
— Очень интересно. А что ты думаешь по поводу оппозиции "пользователи – программисты"? Ведь есть мемы по этому поводу…
— Вообще, конечно это давнишний вопрос, который появился еще на заре IT-сферы, потому что встал вопрос, как общаться человеку, который полностью посвящен в это дело, с человеком, который абсолютно ничего не смыслит. Поэтому тема быстро обросла шутками. Одна из моих самых любимых выражается в замечательной картинке, где пользователи видят программиста как инопланетянина, который щелкает щупальцами по клавиатуре, а программист в свою очередь видит пользователей как представителей семейства австралопитеков, которые ходят и стучат дубинами по клавиатуре.
— А анекдоты про программистов знаешь?
— Программисты, наверное, больше любят показывать анекдоты в виде картинок. Но самый распространенный, описывающий всю будничную суть бытия, это анекдот "сколько программистов нужно, чтобы вкрутить лампочку? Правильный ответ – ноль, потому что это проблема на стороне железа".
— У тебя есть какие-то выстраданные претензии к пользователям есть? Ты мог бы что-то пожелать им в свой праздник?
— Претензий нет, а вот пожелания есть. Ребята, давайте читать инструкции по использованию программ, которыми вы пользуетесь. Мне кажется, это важно. О, сколько открытий чудных таит просвещенья путь! Вы себе даже представить не можете.
— О каких программах сейчас мы говорим?
— О будничных. Если бы вы когда-нибудь слышали, как общаются пользователи с техподдержкой, вы бы сразу поняли. Простые программы по пользованию, например, интернет-браузерами. На эту тему есть расхожая шутка, которая звучит так: "Алло, техподдержка, у меня не работает интернет. – А что вы пробовали сделать? – Я для этого ничего не делал".
— Как обстоят дела с феминизацией программистской среды, девочек становится больше? Как было, когда ты учился?
— Хороший вопрос. На самом деле, когда я только поступил на свой первый курс университета в 2013 году, девочек было в два раза больше, чем мальчиков. Из группы в 25 человек — больше половины. Не все из них доучились. И я вижу, что существует проблема: общество навязывает девушкам, что программирование и программист в целом — профессия мужская. Что у мужчин получается хорошо, а у девочек не очень. Я сам с этим столкнулся в университете, но не могу согласиться. На самом деле, время показало, что у девочек получается хорошо. Они справляются, они молодцы. Предрассудки не нужны здесь, потому что с заданиями они справляются наравне с юношами, они стараются, прилежно учатся. Сегодня мы можем видеть в крупнейших IT-корпорациях тренд набирать людей различных полов, социальных групп, чтобы отказаться от сложившегося предрассудка. В какой-то момент почему-то мир решил, что правильнее, чтобы программист был мужчиной. Хотя на заре IT-индустрии, когда все это создавалось, среди программистов было на самом деле гораздо больше женщин. Они, по сути, тогда выполняли роль вычислительного устройства и сидели в больших помещениях за столами, решали какие-то задачи…
— Ты говоришь о временах, когда вычислительные машины были размером со шкаф?
— Да. Потом со временем, с уменьшением вычислительных устройств, с упрощением пользования для незнающих людей почему-то тренд сменился. Стало больше мужчин, женщин в индустрии стало меньше. Причина мне неизвестна, но сегодня тренд меняется снова: существуют отдельные мероприятия, на которых присутствуют только женщины, они сами для себя их устраивают. Meet-up-ы для девушек-программистов, всякие конференции… Поэтому в целом, мне кажется, с феминизацией дела обстоят хорошо.
— А во Владивостоке бывают встречи девушек-программистов, посвященные каким-то профессиональным вопросам?
— Я не очень интересовался такими вещами, как встречи девушек-программистов, хотя, наверное, надо было. Но встречи программистов – да, есть.
— Есть ли профессиональное сообщество программистов во Владивостоке, в Приморье, подобное сообществам гребцов или баскетболистов?
— Да. Мне ничего не известно про сообщество гребцов, но про сообщество программистов я знаю. Есть такие мероприятия, как Meet-up, всем известный, который проходит в октябре на острове Русский. Такое массовое событие, посвященное всей IT-тусовке, всему, что с этим связано. И есть более мелкие, локальные мероприятия. Тренд меняется в сторону социализации, то есть, если раньше в представлении масс программист — это был такой затворник, гик, с позволения сказать, то сегодня это все более открытый человек, к которому можно обратиться за помощью.
— Какая атмосфера царит на профессиональных встречах?
— Классная! Очень много товарищей по разуму, людей, которые пришли, чтобы получить знания. Атмосфера воодушевляющая, образовательная. Люди, которые читают лекции, они прямо вдохновляют пойти и попробовать новую технологию, о которой они рассказывают. Приезжают люди из больших IT-корпораций и рассказывают про новые технологии, про свой опыт.
— В этом году он будет?
— Да, хотя программы его пока еще нет. Очень хочется, чтобы у нас было как в Питере, как в Москве, были программистские пятницы, когда они собираются все вместе — такой кружок по интересам только среди больших масс. Хочется, чтобы это пришло и в нашу, владивостокскую IT-среду.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "След в истории". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.